Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа
Цель данной работы, проанализировать функции государства.
К задачам данной работы относятся следующие:
1) дать понятие, содержание и признаки функций государства;
2) проанализировать классификацию функций государства;
Введение 3
Глава 1. Функции государства как категория теории государства 5
1.1. Соотношение понятий «сущность» и «функция» государства 5
1.2. Содержание и признаки функций 7
1.3. Соотношение понятии "социальное назначение государства" и ''функции государства ..........................................................................................
Глава 2. Основные подходы к классификации функций государства 11
2.1. Виды функций по их значимости 11
2.2. Виды функций по времени их существования 13
2.3. Виды функций по сфере их реализации 17
2.4. Функции, реализуемые в современной внутренней политике 19
Глава 3. Формы и методы осуществления государственных функций………
3.1. Формы и методы осуществления государственных функций…………..
3.2. Антиправовые формыосуществления функций государства……………………………………………………
Заключение 31
Список литературы 33
36
Функции государства
Содержание
Введение
Глава 1. Функции государства как категория теории государства
1.1. Соотношение понятий «сущность» и «функция» государства
1.2. Содержание и признаки функций
1.3. Соотношение понятии "социальное назначение государства" и ''функции государства ..............................
Глава 2. Основные подходы к классификации функций государства
2.1. Виды функций по их значимости
2.2. Виды функций по времени их существования
2.3. Виды функций по сфере их реализации
2.4. Функции, реализуемые в современной внутренней политике
Глава 3. Формы и методы осуществления государственных функций………
3.1. Формы и методы осуществления государственных функций…………..
3.2. Антиправовые формыосуществления функций государства…………………………………………………
Заключение
Список литературы
В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего, в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание каждой функции составляет управленческая деятельность государства в определенной сфере общественной жизни. Специфика этой деятельности определяется теми конкретными задачами, которые встают перед обществом на каждом историческом этапе его развития.
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и функциях в обществе давно являются основополагающими и дискуссионными в научных исследованиях. Это объясняется, прежде всего, тем, что никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. Государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое понятие.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что за последнее время значение развития современного государства зависит в первую очередь от четко поставленных целей и задач, которые необходимо выполнить для того, чтобы государство развивалось и прогрессировало полноценно и имело реальный вес на международной арене и могло конкурировать с другими государствами. Поэтому необходимо исследовать тему функции государства как основу развития государства. Ведь государство в лице ее органов играет важную роль в построении определенной политики всего государства в целом.
Объектом исследования является изучение главных направлений деятельности государства, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
Предметом исследования является деятельность государства, связанная с реализацией основных задач и целей, а также основное назначение и пра-вовая основа государства как реализатора всех функций.
Цель – изучение понятие и содержание функций государства, их взаимо-связь с другими правовыми явлениями, возникающими в изучении как всего государства в целом, так и отдельных его элементов. Из поставленной цели можно обозначить следующие задачи:
- изучить понятие и содержание функций государства;
- рассмотреть классификацию функций государства;
- раскрыть сущность внешних и внутренних функций Российского государства;
- выявить какие существуют формы и методы осуществления функ-ций государства;
Методы исследования – в данной курсовой работе были использованы следующие методы: лингвистический, конкретно-социологический и историческийметоды.
Теоретическая значимость нашей курсовой работы заключается в изучении научной литературы под авторством В.В. Лазарева, С.А. Комарова, А.В. Малько, а также статей периодической печати авторов Л.А. Морозовой и Н.Б. Пахоленко С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова (Теория государства и права, Г.Н. Манова, М.Н. Марченко (Проблемы теории государства и права) и др. на основе которых был проведён анализ функций государства, как одних из основных форм деятельности государства.
Цель данной работы, проанализировать функции государства.
К задачам данной работы относятся следующие:
1) дать понятие, содержание и признаки функций государства;
2) проанализировать классификацию функций государства;
3) рассмотреть формы осуществления функций государства.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Следует заметить, что в литературе имеют место значительные расхождения в подходах к определению понятия функции государства. И дело тут не только и не столько в том, что за основу некоторых теоретических изысканий брали смысловой перевод латинского слова «functio», игнорируя при этом методологическую, философскую его трактовку [1, c.163].
Скорее, разнообразие определений понятия функции государства в значительной мере объясняется расширением и углублением методологической базы теории государства на основе все большего использования частных методов исследования. Это можно проследить, например, на эволюции философского толкования самого понятия функции. Так, на рубеже 60—70-х гг. XX столетия под функцией понимался «способ поведения, присущий какому-либо объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или той системы, в которую он входит» [2, c.159]. На этом основании Л.И. Каск писал: «Функция какого-либо объекта — это внешнее проявление его свойств, способов его поведения в определенной системе отношений» [2, c.159]. А в конце 80-х гг. можно встретить иную трактовку этого понятия: «Функция — отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого. Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных, неблагоприятных — дисфункциональных или нейтральных — афункциональных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование)» [5, c.191]. В первом, более раннем определении акцент делается на внешнем проявлении свойств объекта, «способе» его поведения, во втором, более позднем, — на «отношении» между объектами, т.е. акцентируется сущностная сторона функции. В.А. Владимиров утверждал, что сложившееся состояние разработки проблемы, «разнообразие мнений» в определении понятия «функции государства» «прежде всего объясняется тем, что многие авторы не различают сущность функции и ее явление. Причем во всех случаях сущность любой функции (и в природе, и в обществе) остается единой. Тогда как ее явления обнаруживаются все больше по мере развития общества, государства и науки». По его мнению, «на сущностном уровне любые функции могут быть отношениями и ничем иным» [10, c.187].
В зарубежной правовой науке вопрос о функциях государства не рассматривается в триаде государственно-правовых категорий: сущность, формы, функции.
Так, Г. Еллинек, определяя функции государства, различает «материальные» функции как «основные направления государственной деятельности» и «формальные», т.е. «функции определенных групп органов». Первые и рассматриваются им как функции государства, которые «обусловливаются... тем, что деятельность государства направлена на достижение его целей». С этой точки зрения функции государства — это средства достижения определенных целей государства. При этом Г. Еллинек стремился отделить функции государства от содержания его деятельности и свести их только к внешним и формальным проявлениям власти. Он считал, что «конкретное содержание деятельности государства всегда может быть определено только эмпирически, и притом только для отдельного государства в данный момент его существования». Поэтому, по его мнению, «безусловно, ненаучны все попытки дать исчерпывающее представление о государственной власти путем простого перечисления ее функций по их содержанию» [11, c.91].
Юридической наукой предложена трактовка функций государства не только как направлений его деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. И это представляется правильным, так как, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований воздействует на состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать кризисное его состояние [2, c.114].
Функции какого-либо объекта — это внешнее проявление его свойств, способов поведения в определенной системе отношений. Поэтому познание функций является предпосылкой познания главного и определяющего в государстве, выявление его социального смысла, того, что оно само по себе представляет в отличие от других социальных явлений, иначе говоря, его сущности [9, c.55].
Значение вопроса о функциях государства обусловлено тем, что функции определяют его структуру, т.е. способы, закономерности организации элементов государства как сложной социальной системы. Ибо структура любой системы (биологической, технической или социальной) определяется ее функциями.
Понятие функции введено в научный оборот Г.В. Лейбницем еще на рубеже XVII—XVIII вв. Первоначально, да и сегодня, оно употребляется прежде всего в математике и выражает зависимость одной переменной величины от другой, т.е. ту зависимость, когда при изменении одной величины Другая величина также изменяется определенным образом.
Трудно точно определить, когда произошла социологизация и юридизация данного понятия, очевидно, это предмет специального исследования. Например, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (СПб., 1902 г.) понятие функции раскрывается только как математическое. Но о функциях в социологическом аспекте уже в середине XIX в. упоминают О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер, а А. Г. Еллинек, опубликовавший в 1900 г. в Гейдельберге свою известную работу «Общее учение о государстве», посвящает целую главу функциям государства, рассматривая это понятие в юридическом смысле [8, c.145].
Следует обратить внимание на то, что содержание понятия «функция государства» может быть раскрыто через следующие суждения:
это научная абстракция, с помощью которой единая государственная стельность расчленяется на виды. Они различаются характером объекта, посредственной цели, сил, материально-технических средств, методов как следствие, продукта деятельности;
функции государства не являются в своей основе видами деятельности
присущими только государству. Наряду с государством аналогичные виды деятельности могут осуществляться негосударственными организациями, например, все звенья политической системы общества имеют в основе аналогичные и, в конечном счете, общие функции. Это явление можно назвать функциональным монизмом в организации общественной жизни;
специфика функций государства состоит в том, что оно в качестве органа политической власти придает им общеобязательный характер;
функции государства характеризуются относительным постоянством. При этом само собой разумеется, в рамках одной и той же функции и одного и набора могут решаться разные социально-политические задачи. Особенности функций определяются потребностями политического господства данного класса или социальной группы в данную историческую эпоху [5, c.189];
посредством функций государство реализует свое социальное назначение;
государствам разных исторических типов присущи аналогичные с организационно-технической точки зрения (но не тождественные) функции.
Такое сходство в функциях противоположных по своей сущности государств
является объективной предпосылкой как их ограниченного взаимовыгодно
го сотрудничества (возникает частичное временное совпадение некоторых
целей), так и противоборства между ними (образуются поприща борьбы);
к функциям государства относятся не только те виды его деятельности, которые непосредственно служат его социальному назначению, но и
те, которые выполняют эту роль опосредованно;
понятие функции не связано ни со степенью развития, масштабами или «удельным весом» того или иного вида деятельности, ни с наличием соответствующего специализированного звена в государственном аппарате, достаточно самого факта выполнения такой деятельности государством;
каждая функция государства должна рассматриваться как элемент единой системы функций, вне системы понятие функции не имеет реального смысла.
Таким образом, функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов, в которых находит свое выражение его сущность и социальное назначение.
1.3 Соотношение понятии "социальное назначение государства" и ''функции государства
С понятием и сущностью государства тесно связан также вопрос о социальном назначении и функциях государства. Сущность государства, как и сущность любого явления, всегда имеет внешнее выражение, т.е. каким-то образом проявляется вовне. Устройство государственной власти, ее внешнее оформление, система государственных органов, порядок их взаимодействия друг с другом не выражают сущности государства, поскольку государства могут иметь различное оформление государственной власти, различную систему органов и т.д. Сущность государства проявляется в его деятельности, в том, какую роль оно играет в общественной жизни, какие функции выполняет. Не случайно при определении сущности государства многие исследователи обращают внимание на тесную связь сущности и социального назначения государства.
В чем же состоит социальное назначение государства? На первый взгляд можно, по-видимому, ответить довольно просто: в той роли, которую оно играет в обществе. Однако такой ответ ничего не проясняет, так как по-прежнему остается непонятным, какую же роль государство играет в обществе. Тем более, что к социальной роли государства в науке подходят неодинаково. Например, марксистская теория социальное назначение государства, его роль в общественной жизни видит в систематическом подавлении эксплуатируемых классов, а различные немарксистские теории, наоборот, говорят о его общесоциальной роли. К тому же социальное назначение государства и его роль в общественной жизни, как представляется, не следует отождествлять. Социальное назначение государства предопределено его сущностью и говорит о том, для чего возникло и существует государство, в чем его предназначение, в то время как социальная роль выражает не только предназначение государства, но и другие стороны его деятельности, которые не предопределены сущностью государства, а обусловлены какими-то иными факторами. Например, ведение грабительских, захватнических войн, жестокое подавление инакомыслия, оппозиции внутри страны выражает определенную социальную роль государства, но едва ли правильно видеть в этом его социальное назначение. Государство, как уже отмечалось ранее, - это организация, осуществляющая управление, руководство обществом, организация, создающая и обеспечивающая в обществе определенный порядок. В этом, думается, и состоит социальное назначение государства, его основная роль в общественной жизни.