Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание

Цель данной работы, проанализировать функции государства.
К задачам данной работы относятся следующие:
1) дать понятие, содержание и признаки функций государства;
2) проанализировать классификацию функций государства;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Функции государства как категория теории государства 5
1.1. Соотношение понятий «сущность» и «функция» государства 5
1.2. Содержание и признаки функций 7
1.3. Соотношение понятии "социальное назначение государства" и ''функции государства ..........................................................................................
Глава 2. Основные подходы к классификации функций государства 11
2.1. Виды функций по их значимости 11
2.2. Виды функций по времени их существования 13
2.3. Виды функций по сфере их реализации 17
2.4. Функции, реализуемые в современной внутренней политике 19
Глава 3. Формы и методы осуществления государственных функций………
3.1. Формы и методы осуществления государственных функций…………..
3.2. Антиправовые формыосуществления функций государства……………………………………………………
Заключение 31
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТГП(Майстренко).doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

Социальное назначение государства и в целом его роль в общественной жизни наиболее выпукло проявляются в его функциях. Функции государства - это определенные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность, социальное назначение и в целом роль в общественной жизни. То есть функции государства - это, во-первых, какие-то направления его деятельности. Именно как направления деятельности принято определять функции государства в отечественной теории государства и права. Государство как организация, управляющая обществом, осуществляет это управление в форме какой-либо деятельности. Те или иные направления этой деятельности и есть функции государства.

 

 

 


Глава 2. Основные подходы к классификации функций государства

2.1. Виды функций по их значимости

 

 

В современных государствах последовательно утверждаются общечелове­ческие ценности, которые прошли многовековой путь становления, это су­веренитет и самоуправление народа, идеологический и политический плю­рализм, государственное регулирование рыночной экономики, верховенство права, разделение властей. Без сомнения, высшей ценностью в деятельно­сти государства, в его функциях должен быть человек, его права и свободы. Государство, его органы, общественные объединения, все социальные ин­ституты играют служебную по отношению к личности и гражданину роль, ответственны перед ним. В этих условиях традиционное представление о функциях государства должно претерпеть качественные изменения [1, c.165].

Признав в государстве орудие не классового господства, а институт социального компромисса, нужно соответственно определить и его внутренние функции, главная из них — учет и координация интересов различных групп населения, отыскание и проведение в жизнь таких решений, кото­рые поддерживались бы разными социальными слоями. Оно должно стать средством преодоления общественных противоречий не путем насилия, а посредством достижения общественного компромисса. Важнейшая задача государства — соблюдение интересов меньшинства, защита прав человека, это во-первых. Во-вторых, для государства как орудия социального компромисса одним из основополагающих принципов становится плюрализм. Его формы — многопартийность, разнообразие общественных организа­ций, верховенство закона, разделение властей, демократическая избира­тельная система, высокая роль суда, стремление к консенсусу, гласность [3, c.145].

В современных условиях перехода к рыночным отношениям бытует пред­ставление, что рынок — сфера, свободная от вмешательства государства, порой даже можно услышать, что понятие «регулируемый рынок» — бес­смыслица, поскольку он якобы нерегулируем и неуправляем. Подобные высказывания весьма далеки от действительности. На всех этапах развития общества государство в той или иной мере оказывало влияние на рынок. А в современных условиях такое воздействие очень широко и в достаточной степени эффективно. В чем оно выражается? Именно государство уста­навливает и охраняет общие правила функционирования рынка, они скла­дывались в длительном процессе его становления. Среди основных памят­ников, закрепивших эти правила, — римское частное право, оно насчиты­вает более двух тысячелетий и принадлежит к числу общечеловеческих Ценностей. В нем закреплены те обязательные правила, которые отража­ют политическую роль рынка в общественном производстве на всех этапах развития нашей цивилизации. Эти правила: равенство положения участников; требования, предъявляемые к ним; свобода принятия решений и ответ­ственность за их результаты; ответственность за причиненный вред; недопус­тимость обогащения за счет обмана, насилия, использования чужой беды и т.п. Все они закреплены в четких, определенных, достаточно развитых пра­вовых формах. Общие правила функционирования рынка соответствуют объективным закономерностям товарно-денежных отношений. Именно они организуют рынок, не допуская превращения его в беспорядочную свалку и драку в погоне за выгодой. Они обеспечивают также свободу рынка — необ­ходимое условие выполнения его основной функции связи производства и потребления. Сложный правовой механизм охраняет участников рынка от попыток ограничивать свободу принятия решений каждым из них.

В тех странах, где не было воспринято (Англия, скандинавские стра­ны) римское частное право, в местных обычаях и судебной практике со­здавались подобные правила, облеченные в другие «правовые одежды», но в конечном счете приводящие к такому же результату.

Складываясь в жизни, эти правила санкционировались и охранялись го­сударством. Оно издавало гражданские и торговые кодексы, а также от­дельные законы либо поручало эту функцию судебной власти, как это было в странах «общего права», но в любой форме соблюдение правил обеспечи­валось санкцией государственного принуждения. Эту роль государства нельзя недооценивать.

В этой связи различают основные и неосновные функции.

Основные функции — это главнейшие стороны деятельности государства, которые выражают существенные черты того или иного типа государства.

Неосновные функции характеризуются тем, что деятельность государ­ства охватывает какую-либо одну сторону общественной жизни, а потому она выполняется не всей системой государственного механизма, а лишь отдельными ее звеньями.

2.2. Виды функций по времени их существования

 

 

Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, они не остаются неизменными на этапах развития общества и государства. В силу их тесной связи с сущностью, социальным на­значением, формами государства в содержании функций любого государства присутствуют как общесоциальные, так и классовые начала.

В обществе, где социальная структура носит ярко выраженный классовый характер, где классы или другие социальные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, по своему отношению к сред­ствам производства, государство выступает в качестве института экономичес­ки господствующего класса (классов). Оно обслуживает прежде всего интере­сы господствующего или доминирующего класса и осуществляет организован­ное насилие в отношении своих классовых противников. Отсюда функции государства в классово-антагонистическом обществе имеют четкую классовую характеристику. Такое состояние государственности было присуще, в частно­сти, формирующемуся буржуазному обществу середины XIX в. Поэтому нет никаких оснований подвергать сомнению точность социологического анализа, осуществленном К. Марксом, современного ему общества и роли государ­ства. Характеризуя эту роль, К. Маркс писал, что деятельность государства сразу «охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из при­роды всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противо­положности между правительствами и народными массами» [12, c.196].

В зависимости от степени участия общества в осуществления функций государства они подразделяются на:

Общесоциальные - это функции, в осуществление которых принимают участие как государство, так и общественные институты (например, экономическая, экологическая функции);

Специальные - это функции, которые осуществляются только государством (например, функция охраны правопорядка, функция обеспечения единой налоговой и денежной системы и др.).

К общесоциальному содержанию функции государства, управлению «об­щими делами» относится все то, что направлено на решение основных эконо­мических, социальных, политических и иных задач, затрагивающих интересы общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основ­ные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества. Именно в этом смысле государствен­ная организация общества приобретает большую социальную ценность [3, c.139].

Уже ранние города-государства — первоначальная государственная орга­низация общества — берут на себя общезначимые социальные функции, прежде всего экономического характера: земледелие, скотоводство, метал­лообработку, керамику и т.п. Тем самым государственная организация об­щества, демонстрируя свою социальную ценность, как бы переводит чело­вечество в социальную фазу развития, создает цивилизацию.

При этом общесоциальное содержание функций, которое сохраняется на протяжении всей истории государственности, придает все большую социальную ценность государству, хотя порой это и приобретало весьма разнообразные, даже причудливые формы.

Например, к такому общесоциальному содержанию у некоторых народов относились: поддержание мореплавания, морской торговли (островные госу­дарства, средневековые Португалия, Испания, позже Нидерланды), защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые скандинавские и тихоокеанс­кие страны). А у иных народов именно сохранение своей языковой или рели­гиозной самобытности становилось объективно общесоциальным содержани­ем деятельности государства независимо от того, какой тип государство явля­ло или в каких формах устройства существовало и функционировало.

Именно общесоциальные функции характеризуют в наибольшей степе­ни деятельную сторону государства. Неисполнение или некачественное ис­полнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаб­лению государства, а порой к его распаду, разрушению.

Классовые функции — это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интере­сы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господству­ют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть (при этом речь идет о широком понимании классов как определенных со­циальных организационных структур общества).

К классовым функциям относится прежде всего подавление господству­ющим классом с помощью государства (главным образом используя кара­тельные органы государства — армию, полицию, пенитенциарные учрежде­ния) своих классовых противников. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внеэкономическим при­нуждением: присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество, клас­совые противники устраняются от участия в политической, духовной жизни общества, используется судебное и в основном внесудебное преследование, а иногда и вообще классовые противники устраняются физически [6, c.138].

Но классовые функции могут осуществляться и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности с помощью налоговой системы, трудового законодательства, устанавливающего жесткий порядок (продолжительность рабочего времени, трудовая повинность, штрафы и т.п.).

Наряду с классовым содержанием функций большое значение в жизне­деятельности государства всегда, в том числе и в последнее время, имело и национальное содержание функций

Эта характеристика связана с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, са­мобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса который собственно и выступает в государственно-организованной форме [5, c.195].

Национальное содержание функций государства близко к общесоциаль­ному, но не сливается с ним. Весьма часто государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирую­щего государство, касается ли это геополитических интересов, защиты со­отечественников, оказавшихся в силу тех или иных исторических, полити­ческих процессов на территории других государств, развития национально­го самосознания, религиозного возрождения и т.п. Сюда же входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой терри­тории государства, если население имеет многонациональный состав.

Национальная характеристика функций государства охватывает не толь­ко их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, т.е. в каких формах, с помощью каких способов эти функции осуще­ствляются: в демократических или авторитарных, политических или насиль­ственных формах.

Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно-организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет собой не что иное, как национальную катастрофу.

Однако на основе исторического опыта встает вопрос о социальной цене, которую приходится платить народу при осуществлении национально-фун­кциональной деятельности государства, особенно в современных услови­ях, когда так переплетаются национальные, политические, территориаль­ные и иные интересы, когда появились ядерные и иные грозные средства, которые могут быть использованы для решения межнациональных, этни­ческих конфликтов [8, c.149].

2.3. Виды функций по сфере их реализации

 

 

Каждое государство осуществляет внутренние и внешние функции. Пер­вые связаны с деятельностью государства внутри страны, вторые — вовне, во взаимоотношениях с другими государствами на международной арене. Следует заметить, что внутренние функции не существуют изолированно друг от друга, а, находясь в постоянной взаимосвязи и взаимодействии, дополняют друг друга. Можно выделить первый уровень — взаимосвязи и зависимости между группами основных функций государства (например, его внутренними и внешними функциями); второй уровень — взаимосвязи и зависимости между отдельными основными функциями государства; и третий уровень — взаимосвязи и зависимости между отдельными структур­ными элементами разных основных функций государства. Следует особо подчеркнуть, что между внутренними и внешними функциями существует тесная связь, ибо внешнеполитическая деятельность любого государства находится в неразрывной связи с внутренней политикой и условиями су­ществования государства, которые в конечном итоге определяются эконо­мическими условиями.

 


2.4. Функции, реализуемые в современной внутренней политике

 

 

 

Экономическая функция выражается в выработке и координа­ции государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и неза­висимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, ко­торая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;

2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наиболь­шую выгоду обществу в целом [13, c.83].

Информация о работе Функции государства