Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа
Цель данной работы, проанализировать функции государства.
К задачам данной работы относятся следующие:
1) дать понятие, содержание и признаки функций государства;
2) проанализировать классификацию функций государства;
Введение 3
Глава 1. Функции государства как категория теории государства 5
1.1. Соотношение понятий «сущность» и «функция» государства 5
1.2. Содержание и признаки функций 7
1.3. Соотношение понятии "социальное назначение государства" и ''функции государства ..........................................................................................
Глава 2. Основные подходы к классификации функций государства 11
2.1. Виды функций по их значимости 11
2.2. Виды функций по времени их существования 13
2.3. Виды функций по сфере их реализации 17
2.4. Функции, реализуемые в современной внутренней политике 19
Глава 3. Формы и методы осуществления государственных функций………
3.1. Формы и методы осуществления государственных функций…………..
3.2. Антиправовые формыосуществления функций государства……………………………………………………
Заключение 31
Список литературы 33
Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:
1) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Такими учреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат президента страны [8, c.149].
Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.
Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.
2) Экономическая деятельность государства выражается также в
непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором
экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.
Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов [15, c.92].
Высший финансовый контроль за доходами и расходами является, как отмечалось, прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов. В Англии, например, контроль за распределением между ведомствами средств государственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов. В качестве специального органа финансового контроля в США функционирует Генеральное управление отчетности, возглавляемое главным контролером, который назначается президентом и может быть смещен только по решению обеих палат Конгресса. Во Франции соблюдение всеми государственными органами финансовой дисциплины в центре и на местах контролирует Счетная палата. Отчеты Счетной палаты направляются президенту Франции, решение ее можно обжаловать только в Государственный совет. Министерство финансов через финансовых инспекторов непосредственно контролирует государственные органы и учреждения по вопросам бюджета и сметы. Во Франции имеются также инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорог, лесов и вод, рудников и шахт, которые контролируют доходы и расходы денежных средств государственным и частным секторами.
Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей через государственную границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства [13, c.85].
Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.
В современных условиях перехода к рыночным отношениям бытует представление, что рынок — сфера, свободная от вмешательства государства, порой даже можно услышать, что понятие «регулируемый рынок» — бессмыслица, поскольку он якобы нерегулируем и неуправляем. Подобные высказывания весьма далеки от действительности. На всех этапах развития общества государство в той или иной мере оказывало влияние на рынок. А в современных условиях такое воздействие очень широко и в достаточной степени эффективно. В чем оно выражается? Именно государство устанавливает и охраняет общие правила функционирования рынка, они складывались в длительном процессе его становления. Среди основных памятников, закрепивших эти правила, — римское частное право, оно насчитывает более двух тысячелетий и принадлежит к числу общечеловеческих Ценностей. В нем закреплены те обязательные правила, которые отражают политическую роль рынка в общественном производстве на всех этапах развития нашей цивилизации. Эти правила: равенство положения участников; требования, предъявляемые к ним; свобода принятия решений и ответственность за их результаты; ответственность за причиненный вред; недопустимость обогащения за счет обмана, насилия, использования чужой беды и т.п. Все они закреплены в четких, определенных, достаточно развитых правовых формах. Общие правила функционирования рынка соответствуют объективным закономерностям товарно-денежных отношений. Именно они организуют рынок, не допуская превращения его в беспорядочную свалку и драку в погоне за выгодой. Они обеспечивают также свободу рынка — необходимое условие выполнения его основной функции связи производства и потребления. Сложный правовой механизм охраняет участников рынка от попыток ограничивать свободу принятия решений каждым из них.
В тех странах, где не было воспринято (Англия, скандинавские страны) римское частное право, в местных обычаях и судебной практике создавались подобные правила, облеченные в другие «правовые одежды», но в конечном счете приводящие к такому же результату.
Складываясь в жизни, эти правила санкционировались и охранялись государством. Оно издавало гражданские и торговые кодексы, а также отдельные законы либо поручало эту функцию судебной власти, как это было в странах «общего права», но в любой форме соблюдение правил обеспечивалось санкцией государственного принуждения. Эту роль государства нельзя недооценивать [4, c.150].
Говорить о возможностях воздействия государства на рыночные отношения путем установления и охраны соответствующих правил необходимо. Возможности эти явно недооцениваются. Как можно переходить к рынку, не создав адекватного механизма в виде основ гражданского законодательства, Гражданского кодекса, Свода гражданских законов или иной формы, закрепляющей выработанные тысячелетиями правила рынка?
Накопленные веками формы воздействия государства на рыночные отношения оказались недостаточными в условиях бурного развития науки и техники Нового времени. Со второй половины XIX в. начинают создаваться новые формы непосредственного влияния государства на рынок — экономическими методами через систему налогообложения, что способствовало развитию отраслей, которые государство признавало приоритетными. С конца XX столетия начинается и непосредственное регулирование государством некоторых сторон и условий функционирования рынка. В той или иной мере это было свойственно каждой промышленно развитой стране [15, c.93].
Одной из первых форм прямого вмешательства государства в рыночные отношения является антимонопольное законодательство. Первый закон, запрещавший монополии, был принят в Канаде в 1889 г., но больше всего известен Закон Шермана (США, 1890 г.). Он объявлял преступлением попытку создания монополии или сговор с целью ее организации, угрожал за нарушение штрафом и тюремным заключением. Этот закон привлек очень большое внимание, он подавался как «хартия экономической свободы».
Значительное влияние на рынок оказывают государственные центральные эмиссионные банки. Уже в середине XIX в. в США была сформирована федеральная резервная система.
Значительные возможности воздействия на рынок создает также лицензирование экспорта и импорта отдельных видов товаров. Такие меры принимаются прежде всего в целях охраны внутреннего рынка. Лицензирование в известной мере противоречит требованиям современного рынка, в котором широкое сотрудничество предприятий разных стран является объективной необходимостью. Но, тем не менее оно реальность, эффективное средство воздействия на рынок.
Государство выступает и как субъект рынка, его участник. Государственные заказы могут оказывать существенное влияние на конъюнктуру рынка, способствовать развитию тех или иных отраслей экономики.
Государство вмешивается в рыночные отношения и с целью стимулирования рациональной производственной эксплуатации природных ресурсов. В ряде стран (Франция, Япония и др.), регулируя отношения аренды земли, закон предоставляет значительные преимущества арендатору, использующему землю для сельскохозяйственного производства. Причем в ряде случаев арендатор защищен законом гораздо полнее, чем собственник, не ведущий хозяйства на своей земле. Так, арендатор имеет право на продление договора по окончании его срока даже в том случае, когда в связи с изменившейся конъюнктурой собственник мог бы извлечь больше дохода, прекратив договор аренды.
Государственное регулирование рыночных отношений выражается и в Установлении контроля за деятельностью их участников — физических и Юридических лиц. Законодательство о корпорациях, компаниях, обществах во всех промышленно развитых странах содержит ряд положений, обеспечивающих участие в этих отношениях только добросовестных субъектов, закрывающих путь авантюристам и жуликам. Устанавливается статус юридических лиц, строгий порядок принятия решений, организация деятельности, публичной отчетности. Примером может служить английский закон о компаниях 1989 г. Скрупулезно точно и подробно определяя содержание отчетности компании, закон вменяет в обязанность вести постоянный учет поступлений и расходов денежных сумм с указанием источника поступления и адресата передач, регистрировать все совершаемые сделки. Большое внимание уделяется аудиторской службе. Перечисляются подробно содержание и порядок представления отчетных документов. Ряд требований предъявляется к участникам совершаемых сделок. Существенное значение для нормальной деятельности рынка имеет и требование публичности всей отчетности. Она должна включать и данные о деятельности дочерних компаний и филиалов. Особые требования предъявляются к лицам, занимающим руководящие посты в компании [14, c.56].
Полагаю, что исходя из вышеизложенного можно обозначить основные направления деятельности государства в условиях перехода общества к рыночным отношениям. Государство должно стать:
гарантом (через законодательство и преимущественно судебный контроль за его соблюдением) правовых рамок хозяйственной жизни, строго правовых отношений всех субъектов производства и обращения;
непосредственным владельцем и управленцем строго ограниченного сектора экономики;
совладельцем, пайщиком — участником кооперативов, смешанных (совместных) предприятий, публичных корпораций — и не только в сфере материального производства, но и в других областях, например, средств массовой информации, учреждений культуры;
фискальным институтом, т.е. общенациональной казной и монетным двором, сборщиком налогов, контролером и регулятором — исключительно на экономической и правовой основе — доходов всех участников гражданского оборота;
главным (но единственным) инвестором общенациональных экономических, экологических, научных и общенациональных программ;
гарантом осуществления общегосударственных экономических, финансовых, научно-технических интересов страны в международных отношениях;
инструментом гармонизации — через планирование, программирование, кооперацию, посредничество, арбитраж и т.п. - экономических и социальных интересов, потребностей, запросов как различных регионов, так и социальных групп, а также инструментом разрешения конфликтов [13, c.87].
Глава 3. Формы и методы осуществления государственных функций
3.1. Формы и методы осуществления государственных функций
Решая какую-либо задачу, государство прежде всего устанавливает общий порядок поведения участников регулируемых отношений, т.е. создает нормы права – общеобязательные, формально определенные правила поведения. Эта форма осуществления функций государства называется правотворческой, так же, как и деятельность компетентных органов государства по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, т.е. являющихся их источниками в юридическом смысле. Особое значение при этом имеет деятельность высших органов государственной власти (парламента) по изданию законов, т.е. нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и верховенством в системе нормативно-правовых актов.
Затем осуществление функций государства перемещается в область правоприменения, реализуемого в оперативно-исполнительной и правоохранительной нормах.
Оперативно-исполнительная – это властная деятельность исполнительно-
Правоохранительная форма осуществления функций государства предполагает властную деятельность специально созданных государственных органов (органы внутренних дел, прокуратура, суд, арбитраж) по охране норм права от нарушений и применению предусмотренных правовыми нормами мер государственного воздействия к правонарушителям. В процессе этой деятельности принимаются правоохранительные акты применения права (приговоры и решения судов, протесты прокуроров и др.), служащие цели восстановления нарушенного права и реализации юридической ответственности в отношении нарушителей велений государства.