Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства.

Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:

- раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности;

- выделение формальных признаков функций государства;

- характеристика различных классификаций функций государства;

- рассмотрение основных внешних и внутренних функций;

- кратко рассмотреть основные функции Российского государства

Содержание

.Введение………………………………………………………….……. 3

2.Понятие, содержание и признаки функций государства…………...5

3.Эволюция функций государства……………………………………...8

4.Классификация функций государства……………………………….10

5.Некоторые вопросы функционирования современного

Российского государства…………………….….…………………... 25

6.Заключение…………………………………………………………... 27

7.Список иcпользованной литературы………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТГП .doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

      Федеральное государственное  образовательное  учреждение

      высшего профессионального  образования

      «СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ» 

      ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ 

      КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

      ДИСЦИПЛИНА  Теория государства и права 

      КУРСОВАЯ РАБОТА 

      «ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВА» 
 
 

        Выполнила студентка 3 курса

Заочного отделения  группы 3577

факультета 

Сачко Виктории Сергеевны

Проверил:

      
 
 
 
 

      Санкт-Петербург

      2011 

      СОДЕРЖАНИЕ: 
 

      1.Введение………………………………………………………….……. 3

      2.Понятие, содержание и признаки функций государства…………...5

      3.Эволюция функций государства……………………………………...8

      4.Классификация функций государства……………………………….10

      5.Некоторые  вопросы функционирования современного 

         Российского государства…………………….….…………………... 25

      6.Заключение…………………………………………………………... 27

      7.Список иcпользованной литературы………………………………..29

 

  1. ВВЕДЕНИЕ
 

      Теория  государства и права, как наука  изучает государство с различных  сторон и аспектов. Определялись социальное назначение и устройство государства, его качественные характеристики как политической, территориальной, структурной организации общества, форма правления, национально - территориальное (национально - государственное) и административно - территориальное устройство, политический режим.

      Но  познание государства предполагает изучение не только его статики, но и его динамики, того, как этот социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет свое социальное назначение.

      Теория  государства и права для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, как и что “делает” государство. Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства это объективно закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими,  военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.

      Как известно, в истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое  количество государств. В настоящее  время процесс возникновения  новых государств не завершился. Одни государства могут распадаться; другие государства объединяются в более крупные.

      Таким образом, проблема появления государства  не решена до конца. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения.

      Процессы  возникновения, распада и объединения государств приводят к изменению их функций – а именно характеристик того, как и что «делает» государство.

      Государство есть сложная политическая организация  со своим социально-экономическим  укладом, традициями и культурой, которая выступает управляющей силой по отношению к обществу. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Познание государства предполагает изучение не только его статики, но и его динамики, того как социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет своё социальное значение.

      Рассматривая  вопрос о функциях государства представляется возможным взглянуть на государство  с точки зрения его разносторонней деятельности, определить характер такой деятельности, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе его развития, наконец, уровень его организованности и эффективности.

      Цель  данной работы - наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с  учетом специфики российского государства.

      Достижение  таковой цели возможно при выполнении следующих задач:

      - раскрытие понятия функции государства,  его неоднозначности;

      - выделение формальных признаков  функций государства; 

      - характеристика различных классификаций  функций государства;

      - рассмотрение основных внешних  и внутренних функций;

      - кратко рассмотреть основные  функции Российского государства 
 

      
  1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
 

      Термин  “функции государства1” применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

      В функциях государства выражается его  сущность, та реальная роль, которую  государство играет в решении  основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению2.

      Понятие функции государства появилось  и стало широко и пользоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным является понятие именно функции3.

      И это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства  — его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально-освободительных движений и т. п. При этом новые (социалистические) функции государства тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью государства - социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и т. п.

      На  современном этапе развития отечественной  теории государства и права также  сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существенным уточнением: расширяется и углубляется понимание социального назначением государства, отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, собственно, его функций4. Эта связь, как показал исторический опыт оказалась более многогранной, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). Словом, и в функциональной характеристике государства отечественная теория также уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает новые проблемы но вместе с тем сохраняет и то позитивное, что было наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства5.

      Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

      1. Содержание каждой функции государства  складывается из совокупности  однородных аспектов государственной  деятельности. Сходные стороны государственной  деятельности объединяются в  одну функцию исходя из специфики  и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

      2. В отличие от функций многочисленных  государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для  определенной деятельности, функции  государства охватывают его деятельность в целом. Сказанное не умаляет значения отдельных органов в осуществлении определенных функций государства, поскольку иногда эти органы играют ведущую роль в решении основных задач государства (например, ведущая роль вооруженных сил в выполнении функции обороны страны от нападения извне). Таким образом, функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.

      3. Функции государства носят комплексный,  собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.

      4. Функции государства необходимо  также отличать от видов государственной  деятельности, которые могут осуществляться  либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства. Видами государственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел, таможенный контроль.

      5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации6. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства7. 

      
  1. ЭВОЛЮЦИЯ  ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
 

      Выше  уже отмечалось, что функции государства  подвергаются не только влиянию собственно государственных изменений, но и  изменений условий существования самого государства, т. е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой “живет”, действует государство.

      Для определения этого влияния в  теории государства используется понятие  эволюции функции государства, которое  включает развитие и изменение функций как под воздействием сущностных и формальных характеристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды. При этом, разумеется, следует учитывать, что оба процесса не оторваны друг от друга, хотя и характеризуются относительной самостоятельностью.

      Появление тех или иных новых функций  на различных этапах развития государственности  конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного  характера, не жестко детерминировано  новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.

Информация о работе Функции государства