Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:39, курсовая работа
Между собой различаются цели и задачи государственного управления. Управленческие цели всегда носят стратегический, универсальный характер. Задачи государственного управления – это приоритеты государственной политики на конкретно – историческом этапе. В Российской Федерации задачи и функции находятся в ведении Президента России, который, согласно статье 80 Конституции Российской Федерации, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Главной функцией современного демократического государства является обеспечение, реализация и защита основных прав и свобод человека.
Введение………………………………………………………………………..4
Понятие «Функций государства»……………………………………6
Эволюция функций государства……………………………………..9
Метод классификации функций государства………………….16
Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства…………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………38
Литература…………………………………………………………………….39
К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом карательных органов государства - армии, полиции) своих классовых противников.
Классовые функции могут осуществляться также и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности: с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе, например, путем эмиссии, инфляции, с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и т.п.
Еще к классовым функциям относятся депортация, лишение средств производства, физическое уничтожение, социальная дифференциация общества (общество бывает открытым, закрытым, мобильным, жестким).
На
марксистско-ленинском этапе
При этом игнорировалось, что классовые функции загоняют общесоциальные проблемы в тупик, а государство формирует особый слой - правящую элиту. Которая с помощью династического механизма присваивает общественные и государственные должности, социальные, бытовые, медицинские привилегии и, прикрываясь демагогической завесой служения классу, определенной социальной группе или даже обществу, народу, фактически с помощью государства обеспечивает лишь свои собственные номенклатурные, бюрократические, элитарные интересы.
Наряду с классовым
Эта
очень важная характеристика государства.
Она связана с той
Классовые функции могут осуществляться также и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности: с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе, например, путем эмиссии, инфляции, с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и т.п.
Анализ национального
Переходя к обсуждению второго процесса эволюции функций государства, а именно к развитию и изменению функций под воздействием развивающейся внешней среды, следует сразу сказать, что на функции государства оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений XX века. Но это воздействие двоякое. Потому что, с одной стороны, государство поддерживает науку, использует ее результаты, развивает и обогащает интеллектуальный потенциал общества. А с другой - видна опасность от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений, например, разработка ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п.
Определяющее влияние на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Современное индустриальное производство оказывает значительное воздействие на природу в глобальных масштабах. Хотя большая часть загрязняющих веществ и тепловой энергии вырабатывается на ограниченной площади, вследствие особенностей циркуляции атмосферы и перемещений в водной оболочке Земли значительная часть некоторых, относительно долго живущих загрязняющих веществ рассеивается на огромных пространствах и даже по всей Земле, приводя к региональному и глобальному загрязнению.
Вещества, загрязняющие атмосферу, причиняют значительный вред окружающей среде в течение многих десятилетий. Дальнейший рост населения и промышленного производства неизбежно приводит к увеличению опасности загрязнения.
К настоящему времени уже определились некоторые важные проблемы в области антропогенного глобального загрязнения окружающей среды, к числу которых относятся:
3. Экологические
последствия глобального загрязнения
природной среды и биосферы радиоактивными
веществами, тяжелыми
металлами и пестицидами.
В данном случае выход только один - каждое современное государство должно взять на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также оно должно взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, не то в самое ближайшее время неминуем глобальный кризис. Безотходные технологии - это одна из целей, достижение которой только и позволит человечеству существовать.
Государственная деятельность в этом направлении - безусловное требование современности. Эволюция функций в этой области приобретает иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами.
Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения - еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций. Путь от конфронтации к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходит большинство государств современного мира во внешнеэкономической деятельности.
К новой эволюции функций государств подталкивают и развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование общепланетного информационного пространства. Но, безусловно, самое мощное влияние на эволюцию функций государств оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических, биологических и иных технологий.
В
настоящее время как никогда
ранее остра и актуальна
4. Метод классификации функций государства.
Классификация
функций государства имеет
В научных и практических целях функции государства классифицируются по разным критериям.
Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой «власти» - средств массовой информации. Эта функция имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Ее специфика заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием.
Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, далеко не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее.
6. функции государства следует классифицировать по степени их социальной значимости и важности в общественной жизни на основные и неосновные.
Следует отметить, что данная классификация функций является насколько традиционной, настолько же и спорной. Еще в 60-е годы XX века в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства, чем они отличаются друг от друга, и нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные. По мере развития отечественной и зарубежной юридической науки последний вопрос был решен положительно. Исследователи пришли к выводу, что классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы.
Таковыми они являются как в обычной, повседневной жизнедеятельности государства, так и в особенности в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидно, например, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функция обороны. В условиях экологических и иных возможных катастроф и потрясений – экологическая и другие соответствующие функции.
Основные функции - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.
Этим функциям государства присущ ряд общих черт.
Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.