Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание

Между собой различаются цели и задачи государственного управления. Управленческие цели всегда носят стратегический, универсальный характер. Задачи государственного управления – это приоритеты государственной политики на конкретно – историческом этапе. В Российской Федерации задачи и функции находятся в ведении Президента России, который, согласно статье 80 Конституции Российской Федерации, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Главной функцией современного демократического государства является обеспечение, реализация и защита основных прав и свобод человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4
Понятие «Функций государства»……………………………………6
Эволюция функций государства……………………………………..9
Метод классификации функций государства………………….16
Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства…………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………38
Литература…………………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

     К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом карательных органов государства - армии, полиции) своих классовых противников.

     Классовые функции могут осуществляться также и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности: с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе, например, путем эмиссии, инфляции, с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и т.п.

     Еще к классовым функциям относятся  депортация, лишение средств производства, физическое уничтожение, социальная дифференциация общества (общество бывает открытым, закрытым, мобильным, жестким).

     На  марксистско-ленинском этапе классовые  функции объявлялись наиболее значительными, основными, выражающими классовую сущность государства. При этом делались попытки теоретически обосновать, что эти классовые функции являлись общесоциальными, выгодными всему обществу. Использовалась схема: классовые функции социалистического государства выражают интересы большинства народа, трудящихся и, стало быть, являются общесоциальными.

     При этом игнорировалось, что классовые  функции загоняют общесоциальные проблемы в тупик, а государство формирует особый слой - правящую элиту. Которая с помощью династического механизма присваивает общественные и государственные должности, социальные, бытовые, медицинские привилегии и, прикрываясь демагогической завесой служения классу, определенной социальной группе или даже обществу, народу, фактически с помощью государства обеспечивает лишь свои собственные номенклатурные, бюрократические, элитарные интересы.

      Наряду с классовым содержанием  функций государства большое значение в жизнедеятельности государственно-организованного общества всегда имело и национальное содержание функций (государственная деятельность должна обеспечивать именно и национальное содержание этноса, формирующего государства).

     Эта очень важная характеристика государства. Она связана с той деятельностью  государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории.

     Классовые функции могут осуществляться также  и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности: с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе, например, путем эмиссии, инфляции, с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и т.п.

      Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно-организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет собой не что иное, как национальную катастрофу. Становится понятным, почему право наций на самоопределение в своем финальном содержании формулируется как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально-освободительные движения, почему, подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государственности те или иные социальные и национальные силы.

     Переходя  к обсуждению второго процесса эволюции функций государства, а именно к  развитию и изменению функций  под воздействием развивающейся внешней среды, следует сразу сказать, что на функции государства оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений XX века. Но это воздействие двоякое. Потому что, с одной стороны, государство поддерживает науку, использует ее результаты, развивает и обогащает интеллектуальный потенциал общества. А с другой - видна опасность от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений, например, разработка ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п.

     Определяющее  влияние на эволюцию функций государства  оказывает и экологический фактор. Современное индустриальное производство оказывает значительное воздействие на природу в глобальных масштабах. Хотя большая часть загрязняющих веществ и тепловой энергии вырабатывается на ограниченной площади, вследствие особенностей циркуляции атмосферы и перемещений в водной оболочке Земли значительная часть некоторых, относительно долго живущих загрязняющих веществ рассеивается на огромных пространствах и даже по всей Земле, приводя к региональному и глобальному загрязнению.

     Вещества, загрязняющие атмосферу, причиняют  значительный вред окружающей среде в течение многих десятилетий. Дальнейший рост населения и промышленного производства неизбежно приводит к увеличению опасности загрязнения.

     К настоящему времени уже определились некоторые важные проблемы в области антропогенного глобального загрязнения окружающей среды, к числу которых относятся:

  1. Возможные изменения климата в связи с поступлением в атмосферу техногенного тепла, углекислого газа и аэрозольных примесей.
  2. Возможное нарушение озонового слоя Земли, связанное с поступлением в атмосферу фреонов, окислов азота и некоторых других примесей.

     3. Экологические последствия глобального загрязнения природной среды и биосферы радиоактивными веществами, тяжелыми 
металлами и пестицидами.

  1. Общая проблема загрязнения морской среды атмосферными осадками, речным стоком, наземным и морским транспортом.
  2. Дальний атмосферный перенос загрязняющих веществ и проблема кислотных осадков.

     В данном случае выход только один - каждое современное государство должно взять на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также оно должно взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, не то в самое ближайшее время неминуем глобальный кризис. Безотходные технологии - это одна из целей, достижение которой только и позволит человечеству существовать.

     Государственная деятельность в этом направлении - безусловное требование современности. Эволюция функций в этой области приобретает иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами.

     Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения - еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций. Путь от конфронтации к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходит большинство государств современного мира во внешнеэкономической деятельности.

     К новой эволюции функций государств подталкивают и развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование общепланетного информационного пространства. Но, безусловно, самое мощное влияние на эволюцию функций государств оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических, биологических и иных технологий.

     В настоящее время как никогда  ранее остра и актуальна проблема прекращения гонки вооружений и разоружения. Она охватывает широкий спектр вопросов, требующих своего разрешения . В их числе и социально-экономические, и научно-технические, и, конечно же, политико-правовые вопросы. Отличаясь остротой и сложностью, зависимостью от множества факторов и многогранностью, они не могут быть решены усилиями одной лишь страны или небольшой группы государств. Разоружение - это проблема глобального характера, от решения которой зависят судьбы всех народов нашей планеты, сегодняшнего и будущих поколений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Метод классификации  функций государства.

     Классификация функций государства имеет своей  непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности государства не вообще, а дифференцированно, то есть применительно к их отдельным видам, группам или даже к отдельно взятым функциям.

     В научных и практических целях функции государства классифицируются по разным критериям.

  1. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на политические, экономические, социальные, духовные (идеологические).
  2. По способу осуществления функций они бывают регулятивные, т.е. упорядочивающие общественные отношения посредством закрепления существующих общественных связей; охранительные или правоохранительные, ориентированные на установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения.
  3. По продолжительности действия функции государства делятся на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства). И временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющие чрезвычайный характер, например, ликвидация стихийных действий).
  4. По территориальному масштабу: в федеративном государстве - это функции, осуществляемые на территории федерации в целом или территориях ее субъектов; в унитарном государстве - это функции, осуществляемые на территории единого государства; в конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.
  5. В последние годы предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на: законодательные (правотворческие), управленческие, судебные и информационные.

        Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой «власти» - средств массовой информации. Эта функция имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Ее специфика заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием.

     Классификация функций государства, опирающаяся  на разделение властей, далеко не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее.

     6.  функции государства следует классифицировать по степени их социальной значимости и важности в общественной жизни на основные и неосновные.

     Следует отметить, что данная классификация  функций является насколько традиционной, настолько же и спорной. Еще в 60-е годы XX века в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства, чем они отличаются друг от друга, и нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные. По мере развития отечественной и зарубежной юридической науки последний вопрос был решен положительно. Исследователи пришли к выводу, что классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы.

     Таковыми  они являются как в обычной, повседневной жизнедеятельности государства, так и в особенности в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидно, например, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функция обороны. В условиях экологических и иных возможных катастроф и потрясений – экологическая и другие соответствующие функции.

     Основные  функции - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

     Этим  функциям государства присущ ряд общих черт.

       Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

Информация о работе Функции государства