Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный общеправовой анализ функций права.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- дать определение понятию «функции права»;
- рассмотреть виды функций права;
- проанализировать проблемы функций права;
- рассмотреть систему функций права;
- проанализировать принципы систематизации функций права.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1.Функции права…………………………………………………………………………………………………5
1.1. понятие и виды функций права……………………………………………………………….5
1.2. система функций права………………………………………………………………………….15
2.Принципы систематизации функций права………………………………………………….19
3.Проблемы функций права…………………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………………………36
Библиографический список………………………………………………………………………….38
Приложение………………………………………………………………………………………………….40
- и внешние (находящиеся за его пределами).
Внутренние критерии (основания) классификаций функций права вытекает из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации.
1.Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2007 – 704с. – (Высшее образование).
Неразрывная связь функций права с собственно-правовой материей обусловливает существование основных собственно-юридических функций: регулятивной и охранительной.
«Регулятивная и охранительная функции – это имманентные праву функции. Это те функции, которые как раз и характеризуют право как специфическое качественно самостоятельное образование. Более того, можно сказать, что необходимость существования права как социального явления состоит в необходимости осуществления им этих функций»1.
Внешне объективным критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права.
Общество как сложное и даже сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. «Абстрагируясь от более мелкой детализации, можно выделить три основные сферы, или системы – экономическую, политическую и воспитательную»2. Эти функции права называют социальными.
В самом общем виде социальные функции права можно определить как направления обратного правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни. Так, экономическая функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу; политическая – на политическую; воспитательная – на духовную.
Заканчивая рассмотрение системы функций права, обратим внимание на то, что ее не следует рассматривать как навсегда данное, неизменное образование. Данное положение применимо, в первую очередь, к межотраслевым и социальным функциям. «Так, сугубо потребительское отношение общества к природе в настоящее время привело к крайнему обострению экологических проблем и, фактически, поставило под угрозу существование цивилизации. В этих условиях чрезвычайно важное и
1.Агафонова Г.Ю. К вопросу о системе функций права // Юридический аналитический журнал. 2002. №3.
2.Агафонова Г.Ю. К вопросу о системе функций права // Юридический аналитический журнал. 2002. №3.
относительно самостоятельное место в системе общественных отношений заняла экология, что позволило отдельным ученым выступить с обоснованием существования экологической функции права»1.
Общее правило здесь таково: как только та или иная сфера общественной жизни становится существенно значимой, начинает активно регулироваться нормами всех (или почти всех) отраслей права – правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей его функции.
2. Принципы систематизации функций права
В теоретическом плане систематизация позволяет дать целостное представление о праве как в его действии, так и в его возможностях. В практическом плане это позволяет:
- во-первых, целенаправленно развивать существующее право во всех его существенных элементах, управлять правовыми процессами, определять перспективы изменений права;
- во-вторых, это позволяет использовать правовые средства организации общественной жизни системно, во взаимной связи, преодолевать односторонность в реализации правовых средств, например, использовать их лишь в регулятивном или охранительном аспекте.
Задача курсовой работы выявить только те принципы организационно-установочного характера, которые являются условиями, при которых вообще возможно формирование знания о системе функций права.
Первым из них должен быть признан принцип научности. Данный принцип предполагает опору на позитивное (в широком смысле слова) право - понимание.
«Принцип научности означает, что речь должна идти о праве в его проявлениях, эмпирических фактах, а не о праве в его сущности. С одной стороны, функциональные проявления права закономерны, а с другой стороны, они определены вовсе не одной природой права, а главным образом социальными обстоятельствами, совокупностью сложившихся условий жизни в конкретном обществе»1.
Одним из базовых для систематизации функций является принцип системности. Он содержит в себе требование представлять функционирование права в целостности, определенной системо - образующими функциями. Системообразующие функции выражают главное предназначение права, независимо от того, в какой форме оно существует, независимо от исторической ситуации или культурного своеобразия, а также
1.Палазян А.С. Принципы систематизации функций права // Юридический мир. 2009. №2.
главное отличие права от всех иных форм социального существования людей. «К таковым относятся правообразующая и упорядочивающая функции. Все остальные функции должны рассматриваться как конкретизации системообразующих функций или, иначе, способами реализации данных основных функций права»1.
Принцип системности применительно к функциям права имеет в своей основе идею, согласно которой право действует, посредством отдельных своих элементов реализуется и эффективно оно только в целом.
Важная сторона системности функций права отражена в принципе полноты. «Он указывает на то, что только при знании всего множества функций возможна адекватная функциональная характеристика права. Но эта полнота должна пониматься не в эмпирическом смысле, так как, во-первых, знание о функциональной стороне права, как и о праве в целом, никогда не оказывается исчерпывающим, а во-вторых, система функций права имеет свойство меняться с течением времени – одни функции могут постепенно терять свою актуальность, другие функции появляются, изменяется и содержание отдельных функций»2. Принцип полноты заключает в себя требование связывать понимание права с полнотой его функционального выражения. Принцип полноты должен быть дополнен принципом открытости системы функций права. Данный принцип позволяет отразить функциональность права в социологическом аспекте. Следование этому принципу имеет вполне конкретный практический смысл, потому что задает импульс правотворческим процессам.
«Однако признание открытости системы функций права не означает допущения произвольного конструирования права, волевого наделения его теми или иными функциями»3. Система функций права открыта в силу того,
что она носит органический характер. Принцип органичности содержит в
1.Палазян А.С. Принципы систематизации функций права // Юридический мир. 2009. №2.
2.Агафонова Г.Ю. К вопросу о системе функций права // Юридический аналитический журнал. 2002. №3.
3.Палазян А.С. Принципы систематизации функций права // Юридический мир. 2009. №2.
себе требование относиться к изменениям в системе функций права как к закономерному и объективному процессу. «Функциональные изменения права носят неслучайный характер, в отличие, например, от системы правовых норм (законов), которая является очевидно механичной и потому меняется, как показывает практика, весьма произвольно, не теряя при этом существенный потенциал отдельных составляющих эту системы элементов»1.
Существенное требование к систематизации функций права отражено принципом целеориентации. Данный принцип указывает на необходимость связи функционирования права с его результатами. Целевые установки права весьма разнообразны, а множество результатов, получаемых вследствие приведения в действие механизмов права, огромно. Установление конкретных связей функций права с достижением определенных результатов
является средством, которое позволяет представить систему функций права в предельной конкретности, детальности.
В ином ракурсе систематизация функций права отражена посредством принципа дополнительности. «Дополнительность – особый тип связи различных функций, отличный от взаимосвязи как комбинированного действия права в том или ином направлении»2.
Дополнительность функций права, во-первых, состоит в том, что одни функции можно выразить посредством других, поскольку каждая функция может быть понята и как составная часть содержания другой функции. «Такое свойство функций права хорошо видно в связи системообразующих и производных (конкретизирующих) функций»3. Так реализация регулятивной функции является моментом как правообразования, так и упорядочения. Но по принципу дополнительности связаны и функции, одного уровня. Например, информационная функция является элементом осуществления оценочной функции, идеологическая функция – элементов регулятивной функции права и т. д. Во-вторых, дополнительность функций права должна
1.Червонюк В.И. Теория государства и права : Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2007 – 704 с. – (Высшее образование).
2.Палазян А.С. Принципы систематизации функций права // Юридический мир. 2009. №2.
3.Палазян А.С. Принципы систематизации функций права // Юридический мир. 2009. №2.
пониматься и как их свойство компенсации. Компенсационный характер функций права является следствием того, что средства и формы реализации различных функций разные.
«Есть и такие функции права, которые вообще не свойственны данному историко-культурному типу права (например, функция правообеспечения индивидуальной жизни людей, правозащитная функция и пр.). В силу системного характера действия права они также компенсируют усилением средств реализации наиболее существенных для данного общества правовых средств (например, организующей или легализующей функции)»1.
«Еще одна сторона системности действия права отражена в принципе полифункциональности как своеобразном дополнении требований принципа целеориентации»2. Суть принципа полифункциональности в том, чтобы каждое направление действия права связывать с осуществлением либо всего комплекса функций права (идеальная ситуация), либо некоторой группы функций. Так, нормирование как направление действия права, определенное его природой, должно реализоваться как минимум
посредством единства нормотворческой, селекционной, процессуальной и правотворческой функций.
«По другому дополняет требование принципа целеориентации принцип дифференциальности, указывающий на необходимость конкретизации целей и направлений действия права и определения адекватной им функции права, которая сама выступает в качестве системообразующей по отношению к совокупности функций, непосредственно связанной с реализацией вновь поставленной цели»3.
Далее необходимо рассмотреть «принципы, которые характеризуют право уже не в контексте системности, а с точки зрения выраженности в его функциональной характеристике универсальных закономерностей и свойств, присущих всяким социальным процессам и образованиям. Речь идет прежде
1.Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник – М.: ИНФРА – М, 2007. – 704 с. – (Высшее образование).
2.Палазян А.С. Принципы систематизации функций права // Юридический мир. 2009. №2.
3.Палазян А.С. Принципы систематизации функций права // Юридический мир. 2009. №2.
всего о принципе категориальности»1. Категориальное выражение функций права позволяет:
- во-первых, выявить их характер;
- во-вторых, оно позволяет придать систематизации функций универсальность, то есть такой уровень, на котором содержательные различия и историко-культурные особенности функционирования права уже мало что прибавляют;
- в-третьих, оно позволяет установить предельно общее назначение и роль отдельных принципов;
- в-четвертых, оно позволяет выявлять системообразующие функции.
Посредством категорий выражаются механизмы развития права в функциональном аспекте. Так, функции содержательного плана более динамичны, именно они определяют векторы развития права, тогда как функции формального плана призваны стабилизировать, сложившуюся систему отношений и правил.
Органично с предыдущим связан принцип диалектической связи функций права. «В отличие от типов связей функций, которые были раскрыты, диалектическая связь как основа систематизации обнаруживается на уровне универсальных характеристик, задаваемых категориями диалектики. Данный принцип также указывает на динамическую сторону самой систематизации функций, на закономерные переходы одной функции в другую вследствие постоянного содержательного изменения, на закономерные переходы функций в свои противоположности, от позитивной направленности к негативной, от функций к дисфункциям – и обратно»2. Функциональная характеристика права в свете названного принципа требует постоянного уточнения, переоценки, развития, содержательной открытости и т.д.
1.Палазян А.С. Принципы систематизации функций права // Юридический мир. 2009. №2.