Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 07:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный общеправовой анализ функций права.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- дать определение понятию «функции права»;
- рассмотреть виды функций права;
- проанализировать проблемы функций права;
- рассмотреть систему функций права;
- проанализировать принципы систематизации функций права.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1.Функции права…………………………………………………………………………………………………5
1.1. понятие и виды функций права……………………………………………………………….5
1.2. система функций права………………………………………………………………………….15
2.Принципы систематизации функций права………………………………………………….19
3.Проблемы функций права…………………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………………………36
Библиографический список………………………………………………………………………….38
Приложение………………………………………………………………………………………………….40
Собственно – юридические функции права. Данная категория классифицируется на две группы:
1)основные собственно – юридические функции;
2)неосновные собственно – юридические функции права.
В системе функций права особое место занимают те из них, которые неразрывно связаны с собственно – правовой материей права. Речь идет об основных собственно – юридических функциях: регулятивной и охранительной. Именно эти функции характеризуют главное назначение права – быть регулятором общественных отношений, охранять систему права и соответствующий правопорядок.
Регулятивная функция связана с позитивно – полезными, творческими сторонами правовой действительности. Эта функция направлена на упорядочение общественных отношений, она исходит из правомерного поведения членов общества, связана с наделением их определенными правами и обязанностями.
1.Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития – надежда и драма современной эпохи. М., 2000. С.101.
В рамках действия регулятивной функции усматриваются две ее подфункции:
- регулятивная статическая;
- регулятивная динамическая.
Регулятивная статическая состоит в воздействии права (законов, юридических норм) на общественные отношения путем их закрепления в соответствующих институтах и отраслях права, нормативно-правовых актах. Право нормативно закрепляет те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного, предсказуемого существования общества и его членов, соответствуют интересам большинства населения и одновременно – демократическим силам, находящимся у власти. Примером этого может служить конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина, институтов права собственности, основ экономического и политического устройства общества.
«Регулятивная динамическая функция проявляется в процессе воздействия права и его компонентов на общественные отношения и состоит в стимулировании и опосредовании потенциалом юридических норм их движения, развития, конкретного упорядочения»1. Эта функция права связана с активной позитивно – полезной деятельностью субъектов права. Она находит свое воплощение в отраслях гражданского, предпринимательского, трудового, финансового права и многих других.
В конечном счете «регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, состоящее в установлении позитивных правил поведения, предоставлении необходимых субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права»2.
Сохраняет свою важность и другая собственно – юридическая функция права – охранительная. Она обусловлена тем, что право как особое и
1.Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал российского права, 2006. №2, с.71-83.
2.Теория государства и права. Под ред. В.К. Бабаева. М.,1999. С.259.
жизненно важное общественное явление призвано охранять самые ценные стороны бытия людей.
Охранительная функция права исходит из установления и гарантирования государством необходимых мер правовой защиты и юридической ответственности, она лежит в основе их возложения и исполнения. Цель данной функции – вытеснение и искоренение вредных общественных отношений и охрана (защита) полезных для общества отношений.
Обусловленная социальным назначением права охранительная функция есть направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых и наиболее важных экономических, политических, личных и иных отношений.
Охранительная функция выполняет двоякое назначение. С одной стороны, она охраняет основополагающие, фундаментальные общественные отношения от какого бы то ни было посягательства, а с другой – вытесняет, искореняет, упраздняет вредные, чуждые данному обществу отношения. Охраняя общественные отношения, «право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их»1.
Свое практическое значение имеют и неосновные собственно – юридические функции права, к которым относятся:
- компенсационная;
- восстановительная;
- ограничительная.
В компенсационной функции заключена существенная особенность права как средства восстановления социальной справедливости, что связывает ее с восстановительной функцией. Так, при восстановлении незаконно уволенного работника срабатывают обе функции: работника
1.Теория государства и права. Под ред. В.К. Бабаева. М.,1999. С.260.
восстанавливают на прежней должности и компенсируют заработок, утраченный в результате вынужденного прогула.
Компенсационная функция присуща многим отраслям права, она выполняет важную практическую роль в регулировании многообразных отношений между гражданами и юридическими лицами, содействует стабильности, прочности, предсказуемости общественных отношений.
Свое ценностное место в механизме правового регулирования занимает и восстановительная функция права. На ее основе протекает восстановление первоначального положения того или иного субъекта права, нарушенного конкретными неправомерными действиями. Субъект права в рамках данной функции вновь обретает права и свободы, которых он лишился, ему возвращается изъятое имущество, восстанавливается доброе имя и т.д.
«Наличие в системе права ограничительной функции связано с его назначением быть регулятором соответствующих общественных отношений, а регулировать – значит предписывать варианты соответствующего поведения, адекватные интересам соответствующих субъектов права»1. Но, чтобы действия одних субъектов не нарушали прав и интересов других субъектов, юридические предписания устанавливают определенные ограничения для субъектов тех или иных общественных связей в зависимости от реальной жизненной обстановки, пресекая тем самым опасные факты вседозволенности и произвола. Так, Конституция РФ запрещает формирование и деятельность общественных объединений, цели и функции которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя (ч.5 ст.13).
Ограничительная функция права, несмотря на кажущийся негативный характер, в конечном счете преследует позитивный социальный и юридический результат, поскольку подчеркивает важнейшее назначение права – быть гарантом справедливости и порядка в общественных отношениях, обеспечивать в полном объеме права и свободы человека и
1.Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права. Волгоград, 1998. С.45.
гражданина. Ограничительная функция права становится вынужденной, но необходимой мерой и в условиях чрезвычайных ситуаций, когда необходимо незамедлительно предпринять определенные действия в интересах безопасности и благополучия как большой массы людей, так и отдельных индивидов. Такое ограничение носит временный характер.
На базе обще-ценностного потенциала права складывается его обобщенная специфическая функция, которую условно можно назвать оценочной. «Субъекты права, находясь под постоянным влиянием, воздействием права, законов, юридических норм прямо или косвенно познают, изучают, анализируют, обобщают юридическую действительность и практику. В процессе этого они принимают, одобряют, позитивно оценивают право в целом, отдельные законы и юридические предписания, либо, напротив, критикуют, отвергают, отрицают их в сопоставлении со своими интересами и потребностями, адекватно уровню своего правосознания и правовой культуры»1. Именно оценочная функция является своеобразным критерием мотивации соответствующими субъектами права правомерного или, напротив, противоправного поведения в определенных жизненных ситуациях, регулируемых правом. В зависимости от характера и содержания оценки индивидом потенциала интересующих его законов и юридических норм обусловливается направленность его последующего правового поведения. Устойчиво-позитивная оценка права, правовой системы, ее отдельных компонентов ведет, как правило, к осознанному, целенаправленному, а поэтому закономерному правомерному поведению. Человек, который не усматривает в юридической действительности никаких ценностных и привлекательных аспектов, в лучшем случае останется на позициях законопослушного поведения, а в худшем – совершит правонарушение при определенном стечении жизненных обстоятельств. Оценочная функция права самым тесным образом связана с механизмами формирования правосознания, правовой культуры на их общественном и индивидуальном уровне. С этой функцией связаны и механизмы формирования массового правомерного поведения и уважительного отношения к правовым законам и юридическим нормам.
1.Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.314.
Разграничение функций права на отдельные виды носит условный характер, так как в процессе правового регулирования, упорядочения, охраны общественных отношений практически все функции действуют в состоянии необходимой взаимосвязи, совместно прилагают свой потенциал.
В функциях права находит отражение социальная ценность и значимость этого общественного феномена, определяется его место и роль в жизни общества и государства.
«Будучи нормативным регулятором общественных отношений, право охватывает и должным образом упорядочивает всю совокупность наиболее важных экономических, социальных, политических, культурных, национальных и иных связей в обществе. Функции права как самого эффективного регулятора состоят в воспроизводстве данной социальной системы; утверждении в жизни общества нормативных начал; воздействии на общественные отношения»1.
«Благодаря своей нормативности, способности закреплять варианты возможного и должного поведения людей, обеспечивать правовые предписания возможностью государственного принуждения, право упорядочивает отношения между людьми соответственно их высшим интересам и потребностям, с одновременным учетом и интересов всего общества, подразумевая прежде всего гражданское общество»2.
1.Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.315.
2.Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.316.
Системный подход к исследованию процессов и явлений образует одну из отличительных особенностей современной науки, современного стиля научного мышления.
«Анализ функций права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций, такой анализ дает приращение знаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций»1.
Известно, что «возможности познания остаются малоэффективными, если оно ограничивается уровнем единичности, если за отдельными элементами оно не стремится выявить их систему»2. Дело еще и в том, что в реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому ни одна из них не может быть исследована достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, то есть без изучения ее в системе.
Система функций права представляет собой сложное, многоуровневое образование. Изначально следует различать функцию права как целого и функции этого целого.
Система функций права самым непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить пять групп функций права, образующих их систему:
- общеправовые (свойственные всем отраслям права);
- межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права);
- отраслевые (свойственные одной отрасли права);
- правовых институтов (свойственные конкретному институту права);
- нормы права (свойственные конкретному виду норм права).
1.Синюков В.Н. О функциях права // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1991. Вып.9. С. 76-77.
2.Явич Л.С. Сущность права: социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985. С.14.
«Вопрос о соотношении функций права различных уровней имеет важное значение, так как структурным элементам системы права присущи функции, которые имеют известную специфику, определяемую предметом и методом правового регулирования данных элементов и их назначением в системе права»1. Та или иная общеправовая функция может в большей или меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отросли, института, нормы права и соответственно их функций. Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию в значительно большей степени, чем соответствующие функции семейного или земельного права.
Кроме того, следует иметь в виду, что общеправовые функции права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Они «детализируются» в действии других групп функций права. Так, компенсационное воздействие как элемент охранительной функции права осуществляется посредством компенсационной функции гражданского или трудового права. Карательное воздействие наиболее заметно при осуществлении соответствующей функции уголовного права и т. д.
Однако, исходя из предмета общей теории права, рассмотрим лишь основные общеправовые (собственно-юридические) функции.
В известной степени можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций:
- внутренние (находящиеся в рамках самого права);