Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие понятия и содержания функций государства. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие функций государства и описать их классификацию.
Изучить формы осуществления функций государства в РК.
Рассмотреть реализацию функций государства органами государственной власти Республики Казахстан.
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Определяя подходы к освещению вопроса о государстве, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания государства, его сущность и выполняемы им функции. Прежде всего, подчеркнем, что государство – это сложное и исторически развивающиеся общественно-политическое явление.
Государство обеспечивает целостность и управляемость общества. Оно является политической организацией всего населения страны общества. Без государства невозможен общественный прогресс. Существование и развитие цивилизованного общества.
Успешное решение формирования
правового государства
В настоящее время закон, будучи формально основным, главенствующим юридическим актом, на деле фактически растворяется в многочисленных подзаконных, а точнее - ведомственных нормативных актах. Разумеется, возникающие общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для их регулирования недостаточно одного, пусть даже самого авторитетного закона. Они требуют системы взаимосвязанных, детализирующих закон актов. Существование их неизбежно и обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Необходимо только, чтобы подзаконные акты не доминировали в общей системе нормативно-правовых актов и не искажали сути и содержания самих законов.
Изучение эволюции функций государства практическое использование научных знаний в этой области предполагает, прежде всего, упорядочение всего государственно-правовового материала, который накопила теория государства в этой области. В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства используется метод классификации. Классификационные критерии, то есть признаки, позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций. Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся: на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение их исчезновением.
Целью курсовой работы является раскрытие понятия и содержания функций государства. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества и целом.
В юридической литературе уделено значительное внимание исследованию проблемы функций государства
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение [1, 145].
В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства.
1. Функции государства
непосредственно выражают и
2. В функциях государства
воплощается и раскрывается
3. Функции государства
возникают и развиваются
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности изменяются по мере ее изменения по мере перехода к сущности другого порядка.
Функции государства - это основные направления его деятельности, определенная работа круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности.
Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства. В государстве выделяется классовая сущность, обще социальное и классовое назначение государства. Утверждалось, что поскольку и направление и предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяются в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным является понятие именно функции.
Действительно функциональный подход позволяет более глубоко изучить длительный исторический процесс возникновения; развития, смены, разрушения, появления государств различных видов, типов, форм у разных народов, то есть процесс формирования и эволюции государственности. Понятие государственности как раз и характеризует наличие государственной организации общества, различные этапы, которые это общество прошло в своем историческом и государственном бытие и которые государство выполняет.
Иными словами, только взятые в совокупности статистические и динамические характеристики позволяют глубоко познать природу такого сложного социального института как государство. Так, государство раннеклассового общества обеспечивало, а подчас и организовывало трудовую деятельность земледельцев, земледельцев-общинников, ремесленников. Жизнедеятельность города-государства и прилегающих к нему сельских общин, ирригационные работы, создание и распределение общественных фондов, охрана разных форм собственности, защита населения, завоевательные походы, взимание налогов, даней , захват чужих территорий, организация внутренней и особенно внешней торговли, духовная жизнь общества, строительство храмов, поддержание религиозных верований, обычаев, регламентация семейно-брачных отношений - это и многое другое было предметом, направлением, содержанием деятельности раннеклассового государства, его функциональной характеристикой [2, 145].
Например, основными функциями у государства азиатского типа становится функции захвата чужих территорий, жесткой защиты государственной собственности при допущении частной собственности, организации земледельческих работ. На этом этапе государственности у многих обществ основной функцией государства становится поддержание социального расслоения общества, обеспечение господства различных классов, социальных групп, кланов.
Государство азиатского способа производства охраняют господствующую идеологию, как правило, религиозную, осуществляют строительство грандиозных храмовых сооружений, создает разветвленную судебную систему, поддерживает нормативную регламентацию в экономике, формирует и обеспечивает главным образом распределительные отношения.
Уникальные государства иного типа, возникающие на рабовладельческой основе - государства Древней Греции и Древнего Рима, наряду с другими функциями обеспечивают насильственные захваты иностранцев, обращение и использование их в качестве рабов, а потом и обращения в рабство собственных граждан. В этих государствах развиваются не распределительные, а товарно-денежные отношения, включающие в экономический оборот и раба как товар. Происходит формирование и защита правовых систем, посредующих рыночные товарно-денежные отношения. В основе этих отношений лежит частная собственность, которая становится особым предметом заботы и защиты государства.
В государствах Европы и
Азии, опирающихся на феодальный строй,
функции государства также
Наконец, многоплановое изменение функции происходит при переходе обществ к капиталистическим и социалистическим типам государственной организации. Изменяется сущность и форма государства, в зависимости от этого изменяются его функции. Например, в экономической области происходят переходы от невмешательства государства в экономику. Жизнь до тотального регулирования производства, распределения у социалистического государства, а в социальной жизни от защиты прав и свобод человека до полного фактического попирания этих прав под лозунгами диктатуры, подавления классовых противников, ликвидации эксплуататоров.
Следовательно, исторический опыт действительно дает тории государства основания утверждать - с эволюцией государства меняется и деятельная сторона государства, появляются новые направления деятельности государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные средства и способы, обеспечивающие функции государства [2, 209].
Обобщение выполняемых функций различными государствами позволяют выделить признаками самих функций, то есть тех устойчивых характеристик, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.
К этим признакам относятся прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни - экономической, политической, социальной, духовной, правовой. Непосредственная связь между существующими формальными характеристиками государства и его социальным назначением которые встают на каждом историческом этапе развития общества, деятельность государства в определенных формах и с применением особых, в том числе властно принудительных методов.
Функциональная характеристика позволяет изучить не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа, но и развитие государственности этого народа.
Рассматривая развитие и изменение функции, можно видеть и то, как разваливалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.
Следует еще раз подчеркнуть, что появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строгого предопределенного причинно следственного характера, не жестко детерминировано с сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которая представляет собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования - в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям государства.
Таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций. В частности, на появление новых функций влияют само субъективные организационные, и даже случайные процессы, та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и форм государства.
Наименее изменчиво и наиболее стабильно общесоциальное содержание функций, то, которое формируется для решения основных социальных, политических, в том числе геополитических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном пути его жизнедеятельности. Основные обще социальные функции обеспечивают существование благополучие, а порой и выживание самого общества.
Именно ранние города-государства, первоначальная государственная организация общества, появившаяся на излете присваивающей экономики, как необходимая реакция на кризисное состояние человечества, берут на себя общезначимые социальные функции, о которых речь шла выше при характеристике раннеклассового государства, и, прежде всего функцию обеспечения производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия, металлообработка, керамика и т.п.). И тем самым демонстрируют социальную ценность государственной организации общества. Именно эта организация в значительной мере спасает человечество как биологический вид от вымирания, переводит человечество в социальную фазу развития эволюции, создает цивилизацию [3, 340].
Словом обще социальное содержание функций, которое сохранялось на протяжении своей истории государственности, придавало большую социальную ценность государству, хотя порой приобретало и весьма разнообразные даже причудливые формы. Например, к такому обще социальному содержанию у некоторых народов относилось: поддержание мореплавания, морской торговли, защита и воспроизводство рыбных ресурсов, а иных народов именно сохранение своей языковой или религиозной самобытности, становилось объективно обще-социальным содержанием деятельности государства независимо от того, какой тип это государство являло или в каких формах устройства существовало и функционировало.
Информация о работе Функции Республики Казахстан в современный период