Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие понятия и содержания функций государства. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие функций государства и описать их классификацию.
Изучить формы осуществления функций государства в РК.
Рассмотреть реализацию функций государства органами государственной власти Республики Казахстан.
Основы существования
некоторых народов в конкретных
условиях проживания на определенной
территории с определенными
К общесоциальным функциям
относятся обеспечение
Наиболее изменчивыми жестко привязанными к сущности и форме государств являются классовые функции государства. Классовую борьбу в обществе выделял еще Платон. Он же привязал ее к различным формам степени ожесточенности или наоборот примирения тех или иных функций государства. И теоретическая мысль многие века отражает классовые функции государственности многих народов.
Классовые функции - это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. Таким образом, речь идет о широком понимании классов как определенных социальных организованных структур общества.
К классовым функциям относятся, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства своих классовых противников. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внешнеэкономическим принуждением: присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество, классовые противники устраняются от участия в политической духовной жизни общества, используется их переселение в регионы с весьма тяжелыми условиями жизни, а иногда и вообще классовые противники устраняются физически. Но классовые функции могут осуществляться экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности - с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе. Например, путем эмиссий, инфляции, с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительностью рабочего дня и т.п.
Наряду с классовым
содержанием функций
Национальное содержание функций государства близко к обще-социальному, но не сливается с ним. Весьма часто государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государства. Касается ли это геополитических интересов, защиты соотечественников, оказавшихся в силу тех или иных исторических политических процессов на территории других государств, развитие национального самосознания, религиозного возрождения и т.п. Сюда же входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер.
Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется. То есть, в каких формах с помощью, каких способов эти функции осуществляются: в демократических или авторитарных, в политических или насильственных формах. Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно-организационной форме. Этот анализ показывает, почему распад разрушение, а тем более исчезновение государства представляет собой не что иное, как национальную катастрофу. Становится понятным, почему право наций на самоопределение в своем финальном содержании формулируется как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально освободительные движения. Почему подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государственности те или иные социальные и национальные силы. Если государство ставит своей целью проведение агрессивных захватнических войн, расширение своей территории, начинает осуществлять именно такой политический курс, то и организация государственной власти приобретает авторитарный антидемократический подчас тоталитарный характер, и наоборот, формирование демократического политико-правового режима упирающего на разделение властей народовластие, на приоритете качества жизни прав и свобод человека становится возможным лишь в условиях выполнения государством функций обеспечения мирного существования, благоденствия общества социальной и правовой защищенности его граждан, их эффективной экономической и политической самостоятельности, трудовой деятельности.
Некоторые функции имеют смешанное содержание обще социальное классовое национальное. Так, обще социальный характер может быть свойственен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государства, господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой. Это особенно характерно для теократических государств. Но, как известно в таких государствах дело доходит даже до физического уничтожения так называемых еретиков, неверных. И тогда уже функция защиты религии перестает быть обще-социальной и превращается в узко групповую. Действительно, идеологическая функция может иметь предельно классовый групповой характер.
Функции государства подвергаются не только влиянию собственно государственных изменений, но и изменений условий внешней среды, в которой живет и действует государство. Для определения этого влияния теория государства использует понятие эволюции функций государства, которая включает как развитие и изменение функций государства, так и воздействие развивающейся внешней среды. И если о первом процессе речь шла выше, то о втором процессе рассмотрим подробнее.
Прежде всего, на функции
государства оказывает
В сфере науки для государства появляется новая область деятельности - поддержка и защита интеллектуальной собственности, т.е. создание условий для успешной научной деятельности, охрана принадлежности результатов научного труда создателя, обеспечение справедливой оценки труда, и достойного вознаграждения за использование этих результатов.
В 20 веке цивилизация подверглась испытаниям, вызванным социальной борьбой вокруг государственной (общественной) и частной собственности (появление государства социалистического типа, возрождение частной собственности во многих государствах после крушения тоталитарного социализма, формирование в этой связи новых правовых, систем, и т.д.)
Не менее важной является деятельность государства по ограничению вредных последствий научно-технического прогресса, особенно в таких новых областях, как генетика, медицинская биология и другие. Формируется новое научное направление - биоэтика, связанная с трансплантацией органов человека, изменением полов, искусственным оплодотворением, возникают проблемы эвтаназии. И без контролирующего и регламентирующего государственного вмешательства в эту область также не обойтись.
Определяющее влияние на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Суть этого влияния заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то в самое ближайшее время неминуем цивилизационный коллапс, глобальный кризис.
Государственная основа деятельности в этом направлении - безусловное требование современности.
В связи с тем, что
государство выполняет
Классификация функций государства (т.е. деление на виды):
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов.
Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти.
От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства ее реализации [4, 238].
Функции государства классифицируются:
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства – это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.
К внутренним функциям государства относятся:
К внешним функциям государства относятся:
Среди внутренних и внешних
функций государства
Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.
Основным функциям государства присущ ряд общих черт.
Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Разумеется, то и другое проявляется во всех его функциях. Однако в различных функциях государства его сущность и социальное назначение обнаруживают себя неодинаково. В основных функциях они как бы «лежат на поверхности», выражаются непосредственно и со всей определенностью. В других же – они не имеют столь прямого проявления и, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения их в связи с содержанием той или иной основной функции. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой – экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.
Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.
В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция носит комплексный, собирательный характер, всегда требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни (например, отношения в сферах экономики, налогообложения, социальных отношений, экологии, обеспечения мира и поддержания мирового порядка и т.д.).
Информация о работе Функции Республики Казахстан в современный период