Функции Республики Казахстан в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие понятия и содержания функций государства. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие функций государства и описать их классификацию.
Изучить формы осуществления функций государства в РК.
Рассмотреть реализацию функций государства органами государственной власти Республики Казахстан.

Работа состоит из  1 файл

4вопрос.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

Основы существования  некоторых народов в конкретных условиях проживания на определенной территории с определенными географическими, климатическими и иными характеристиками перерастали в «вечные вопросы»- вечный предмет государственной деятельности. Именно они наполняли обще-социальные функции конкретным содержанием, которое приходилось реализовывать на протяжении столетий на любом этапе государственности, чтобы обеспечить жизнедеятельность и выживание того или иного общества, того или иного народа.

К общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий  стихийных бедствий и экологических  катастроф, реализация социальных программ, поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое.

Наиболее изменчивыми  жестко привязанными к сущности и  форме государств являются классовые  функции государства. Классовую  борьбу в обществе выделял еще Платон. Он же привязал ее к различным формам степени ожесточенности или наоборот примирения тех или иных функций государства. И теоретическая мысль многие века отражает классовые функции государственности многих народов.

Классовые функции - это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. Таким образом, речь идет о широком понимании классов как определенных социальных организованных структур общества.

К классовым функциям относятся, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства  своих классовых противников. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внешнеэкономическим принуждением: присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество, классовые противники устраняются от участия в политической духовной жизни общества, используется их переселение в регионы с весьма тяжелыми условиями жизни, а иногда и вообще классовые противники устраняются физически. Но классовые функции могут осуществляться экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности - с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе. Например, путем эмиссий, инфляции, с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительностью рабочего дня и т.п.

Наряду с классовым  содержанием функций государства  большое значение всегда имело в  жизнедеятельности государственного организованного общества и национальное содержание функции. Это очень важная характеристика государства. Она связана  с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который собственно и выступает в государственной организационной форме как действующий субъект всемирной истории [2, 284].

Национальное содержание функций государства близко к  обще-социальному, но не сливается с  ним. Весьма часто государственная  деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государства. Касается ли это геополитических интересов, защиты соотечественников, оказавшихся в силу тех или иных исторических политических процессов на территории других государств, развитие национального самосознания, религиозного возрождения и т.п. Сюда же входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер.

Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется. То есть, в каких формах с помощью, каких способов эти функции осуществляются: в демократических или авторитарных, в политических или насильственных формах. Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно-организационной форме. Этот анализ показывает, почему распад разрушение, а тем более исчезновение государства представляет собой не что иное, как национальную катастрофу. Становится понятным, почему право наций на самоопределение в своем финальном содержании формулируется как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально освободительные движения. Почему подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государственности те или иные социальные и национальные силы. Если государство ставит своей целью проведение агрессивных захватнических войн, расширение своей территории, начинает осуществлять именно такой политический курс, то и организация государственной власти приобретает авторитарный антидемократический подчас тоталитарный характер, и наоборот, формирование демократического политико-правового режима упирающего на разделение властей народовластие, на приоритете качества жизни прав и свобод человека становится возможным лишь в условиях выполнения государством функций обеспечения мирного существования, благоденствия общества социальной и правовой защищенности его граждан, их эффективной экономической и политической самостоятельности, трудовой деятельности.

Некоторые функции имеют  смешанное содержание обще социальное классовое национальное. Так, обще социальный характер может быть свойственен  идеологической функции государства, когда она выражается в защите государства, господствующей религии, являющейся цементирующей общество силой. Это особенно характерно для теократических государств. Но, как известно в таких государствах дело доходит даже до физического уничтожения так называемых еретиков, неверных. И тогда уже функция защиты религии перестает быть обще-социальной и превращается в узко групповую. Действительно, идеологическая функция может иметь предельно классовый групповой характер.

Функции государства подвергаются не только влиянию собственно государственных изменений, но и изменений условий внешней среды, в которой живет и действует государство. Для определения этого влияния теория государства использует понятие эволюции функций государства, которая включает как развитие и изменение функций государства, так и воздействие развивающейся внешней среды. И если о первом процессе речь шла выше, то о втором процессе рассмотрим подробнее.

Прежде всего, на функции  государства оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений 20-го века, причем это воздействие двоякое. С одной стороны появляется жизненно важное направление деятельности государства. Поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой - ограничение в использовании современных научно-технических достижений. Это особенно касается ядерных технологий, генетики, медицинской биологии [3, 355].

В сфере науки для  государства появляется новая область  деятельности - поддержка и защита интеллектуальной собственности, т.е. создание условий для успешной научной  деятельности, охрана принадлежности результатов научного труда создателя, обеспечение справедливой оценки труда, и достойного вознаграждения за использование этих результатов.

В 20 веке цивилизация подверглась  испытаниям, вызванным социальной борьбой  вокруг государственной (общественной) и частной собственности (появление государства социалистического типа, возрождение частной собственности во многих государствах после крушения тоталитарного социализма, формирование в этой связи новых правовых, систем, и т.д.)

Не менее важной является деятельность государства по ограничению вредных последствий научно-технического прогресса, особенно в таких новых областях, как генетика, медицинская биология и другие. Формируется новое научное направление - биоэтика, связанная с трансплантацией органов человека, изменением полов, искусственным оплодотворением, возникают проблемы эвтаназии. И без контролирующего и регламентирующего государственного вмешательства в эту область также не обойтись.

Определяющее влияние  на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Суть этого влияния заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то в самое ближайшее время неминуем цивилизационный коллапс, глобальный кризис.

Государственная основа деятельности в этом направлении - безусловное  требование современности.

1.3 Классификация функций государства

 

В связи с тем, что  государство выполняет множество  функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная  классификация.

Классификация функций  государства (т.е. деление на виды):

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов.

Функциями государства  называются основные направления его  деятельности, связанные с суверенитетом  государственной власти.

От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем  или иным правительством или режимом  политической стратегии, средства ее реализации [4, 238].

Функции государства  классифицируются:

    1. по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние;
    2. по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),
    3. по значению: на основные и неосновные ,
    4. по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни  – внутренней или внешней –  осуществляются те или иные функции  государства, разрешению каких задач  они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они  подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства – это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

К внутренним функциям государства  относятся:

    • Политическая функция – обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка программно–стратегических целей и задач развития общества.
    • Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
    • Организаторская функция – упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
    • Экономическая функция – организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
    • Социальная функция – обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
    • Экологическая функция – гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
    • Культурная функция – создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
    • Образовательная функция – деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства  относятся:

    • Функция обеспечения национальной безопасности – поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
    • Функция поддержания мирового порядка – участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
    • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Среди внутренних и внешних  функций государства различаются  функции основные и неосновные.

Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства  присущ ряд общих черт.

 Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Разумеется, то и другое проявляется во всех его функциях. Однако в различных функциях государства его сущность и социальное назначение обнаруживают себя неодинаково. В основных функциях они как бы «лежат на поверхности», выражаются непосредственно и со всей определенностью. В других же – они не имеют столь прямого проявления и, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения их в связи с содержанием той или иной основной функции. Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой – экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

Во-вторых, в отличие  от многочисленных государственных  функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого  органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, с точки  зрения своего содержания и структуры  основная функция носит комплексный, собирательный характер, всегда требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни (например, отношения в сферах экономики, налогообложения, социальных отношений, экологии, обеспечения мира и поддержания мирового порядка и т.д.).

Информация о работе Функции Республики Казахстан в современный период