Функции Республики Казахстан в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие понятия и содержания функций государства. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие функций государства и описать их классификацию.
Изучить формы осуществления функций государства в РК.
Рассмотреть реализацию функций государства органами государственной власти Республики Казахстан.

Работа состоит из  1 файл

4вопрос.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни [4, 255].

Необходимо помнить, что  термин «неосновные функции» условный. Его употребление не имеет в виду умалить значение данной разновидности функций и правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция – не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.

От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями государственных функций отражает диалектику общего, особенного и единичного в деятельности государства. Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования и деятельности.

Функции подразделяются на законодательные, управленческие, правоохранительные, в том числе судебные и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти, это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной исполнительной, судебной, но тем не менее, весьма часто используемая в научных и практических целях. Например, информационная функция характеризует деятельность четвертой власти, средств массовой информации. Она имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество целенаправленная информированность населения, подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для осуществления и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Функции государства - это деятельность государства, взятого в своей  целостности, с единой политической, структурной территориальной организацией. В теории государства наиболее распространено членение функций на внутренние и внешние. Внутренне функции государства проявляют себя в экономической, социальной, идеологической сферах жизни общества. Например, в экономической области на разных этапах государственности функции могут выполнять роль "ночного сторожа", выполнять регулятивную социальную роль, осуществлять хозяйственно организаторскую функцию, обеспечивать учет меры труда и меры потребления, планово-программное воздействие на экономику и тому подобное. [3, с.119]

Внешние функции - защита общества от нападения извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т.п. - также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не вовнутрь, а вовне его жизнедеятельности.

Сейчас деление функций на внутренние и внешние утратило свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, и наоборот) Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства, в экологической демографической, сырьевой, космической сферах и других сферах деятельности затрагивающих всю цивилизацию.

Особую проблему представляет решение  вопроса о централизации и  децентрализации функций государства, которые имеют несколько аспектов. В условиях тоталитарного, и как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций - большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государственных образований, неизбежно встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации. В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства. Функции государства обеспечивают государственный аппарат в целом, в комплексе, в системе, при этом каждый орган имеет свои функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. В обеспечение выполнения функций в любом государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата [5, 269].

Для образования государственного органа необходима правовая основа, то есть издание специального нормативно-правового  акта. Система государственных органов устанавливается Конституцией. Различают представительные, законодательные органы, принимающие законы (Парламент, Правительство, Органы исполнительной власти, Министерства и т.д.). На эти органы возлагается обязанность организовывать реализацию принятых законов. И, наконец, судебные органы, разрешающие различные имущественные и иные споры, контролирующие исполнение законов. Государственные органы обеспечивают осуществление сильной и эффективной государственной власти, которая необязательно должна быть авторитарно диктаторской). Возможна легитимная, основанная на законе, сильная власть. Таким образом, орган государства - это элемент составляющий часть государственного аппарата, наделенный компетенцией, необходимой для осуществления функций. Построение аппарата должно идти от функции к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.

 

Глава 2 ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА в Республике Казахстан

В правовой литературе под  формами осуществления функций  государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции

Согласно первому критерию, основными  формами осуществления функций  государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная [6, 291].

Законодательная деятельность заключается  в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Управленческая, или исполнительная, деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства  путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы  страны.

Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Республики Казахстан законов.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств  служит целям реализации функций  государства.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и  совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.

Наряду с изложенной в науке  получила распространение имеющая  не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая, или, как представляется более целесообразным ее называть, - организационная.

Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные формы – правовые.

Под правовыми формами осуществления  функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических  актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно-исполнительную и правоохранительную.

Правотворческая деятельность – это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) – законодательная деятельность. Законодательную функцию государства в РК осуществляет Президент и Парламент.

Парламент Республики Казахстан - высший представительный и законодательный орган Республики Казахстан.

Согласно ст. 49 п. 1 Конституции Республики Казахстан парламент является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции.[9]

Конституция характеризует  Парламент как орган законодательной  власти, в предоставлении Парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка. В результате Парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Признание Парламента органом, осуществляющим законодательные функции означает, что все законы Республики Казахстан должны быть рассмотрены и одобрены Парламентом. Хотя необходимо признать, что Парламент в Республике Казахстан не является единственным законодательствующим органом. Такие полномочия есть и у Президента, и у самого казахстанского народа, который может принять законы путем республиканского референдума.[9]

Будучи законодательньм  органом, Парламент исполняет контрольные функции за исполнительной властью посредством:

а) утверждения бюджета  Республики;

б) путем оказания вотума недоверия Правительству.

Согласно Конституции  Республики Казахстан Парламент является бикамеральным, т.е. состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.[9]

Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Исполнительные функции в Республике Казахстан осуществляет Правительство.

В соответствии со ст. 64 Конституции  Республики Казахстан Правительство возглавляет исполнительную ветвь власти в Республике Казахстан. Правительство возглавляет единую систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство в любом государстве является высшим коллегиальным органом исполнительной власти.[9]

Правовой статус Правительства  Республики Казахстан закреплен в Конституции Республики Казахстан (раздел 5), Указе Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона "О Правительстве Республики Казахстан" от 18 декабря 1995 года. В них раскрывается юридическая природа Правительства Республики Казахстан, отражается его место в системе органов государственной власти и характеризуется его деятельность. Как высший коллегиальный орган исполнительной власти Правительство осуществляет государственное управление, что обеспечивается его полномочиями. Правительство направляет и организует работу министерств, комитетов и других центральных органов исполнительной власти.

Информация о работе Функции Республики Казахстан в современный период