Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:50, курсовая работа
Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней .
Задачами работы по данной теме выступают: изучение теоретических основ миграции, нормативно-правовой базы, источников и исполнительной власти, анализ основных направлений государственной миграционной политики.
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский
психолого-социальный институт
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра
государственного и муниципального управления
Курсовая работа
дисциплине: Демография
на
тему: Государственная
миграционная политика
Выполнила:
Кузьмина Лариса Викторовна
студент
2 курса, гр.08 ГМУ /2у
Научный руководитель:
Сутырина Ольга Николаевна,
к.
и. н., доцент
Москва 2010 г.
Целью работы является анализ миграционной политики в России и основные миграционные направления в ней .
Задачами работы по данной теме выступают: изучение теоретических основ миграции, нормативно-правовой базы, источников и исполнительной власти, анализ основных направлений государственной миграционной политики.
Объектом изучения данной работы является миграционная политика, а предметом – государственное управление и регулирование миграционной политики.
В курсовой использованы различные методы исследования, такие как статистические, математические и социологические. Применены такие виды математического моделирования как - демографические прогнозы,графиче-
ское моделирование, картографических методов, расселенческих характеристик. в том числе особенностей населения города и деревни, разного типа поселений и регионов. Использована информация переписи населения, текущий учет естественного движения населения, миграции населения.
В рамках смежных наук хорошо разработаны различные направления, тесным образом связанные с исследуемым вопросом и необходимые для его понимания. Основополагающими работами, тесным образом связанные с исследуемым вопросом и необходимые для его понимания являются- исследования ученых-демографов РАН Антонова А.И., Борисова, В.А., Волгина, Н.А, Гундарова, Елизарова В., И.А., Зайончковской Ж.А., Ионцева В.А., Казьминой О.Е., Медкова, В.М, Переведенцева В.И., Покшишевского В.В. Плисецкого Е.Л., Пирожкова С.И, Пучкова П.И.,; Рыбаковского Л.Л… Научные деятели и сотрудники по вопросам миграции- Волков А.Г, Мкртчян Н.В., Шелестов, Д., Островский А.В., Поставнин В Ромодановский К., Рощин Ю.В., Стариков В., Тарасова В.П., Шелестов, Д., Большое значение имеют материалы периодической литературы, издаваемых журналов «Земляки», «Миграция» и газеты «Деловая пресса», аналитический доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления правительства РФ. Большое значение для политико-правового анализа государственной политики Российской Федерации в сфере миграции имеют работы таких политологов, юристов, социологов и экономистов, как : Р. Абдулатипов, Л. Арутюнян, А. Бадов, В. Белозеров, Ю. Кашуба, М. Губогло, Г. Денисова, В. Кореняка, Е. Красинец, Л. Макарова, В. Оболенский, А. Осипов, О. Черепова, В. Покшишевский, А. Пискун, М. Ризаханова, В. Сафонов, Л. Свечникова, А. Семитко, С. Соколов, Ю. Тихомиров, Р. Ханаху, Л. Хоперская, Б. Эбзеев и др., в которых исследуются теоретико-правовые, политологические, социологические и экономические аспекты влияния региональных факторов миграционных процессов на формирование правовой политики, в том числе и в сфере миграции.
История становления и развития России неразрывно связана с миграцией населения, которая играет, и будет играть первостепенную роль в жизни нашей страны. Являясь одним из наиболее влиятельных социальных явлений современности, миграционная политика сегодня вызывает интерес самых широких кругов общественности.
Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения, способствует социально-экономическому развитию страны, а также разностороннему развитию личности. Все это подтверждает необходимость всестороннего изучения данного процесса не только в теоретическом, но и практическом плане.
Миграция — это во многом явление стихийное, и его процессы подчас не зависят от волеизъявления государственных структур, они лишь вынуждены подстраивать правовое поле под возникающие реалии жизни.
Миграционная ситуация в Российской Федерации после распада СССР имела преимущественно стрессовый характер. Структура и направления миграции обусловливались политическими, экономическими и культурными факторами и характеризовались вытеснением населения нетитульной национальности из той социальной ниши, которую оно занимало ранее; эмиграцией из перенаселенных районов и увеличением эмиграции в дальнее зарубежье за пределами государственно-правового регулирования данного процесса
В настоящее время Россия переживает острый демографический кризис. Учитывая современные миграционные тенденции, население России, согласно оценкам, сократится к 2050 г.на 20% и составит 112–119 млн. человек. В ближайшем будущем Россия столкнётся также с проблемой нехватки населения в трудоспособном возрасте, которая требует немедленного решения на государственном уровне. Привлечение квалифицированных работников из-за рубежа и эффективное перемещение рабочей силы внутри страны — наиболее очевидный выход из сложившейся ситуации [1].
Миграционная политика — комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области перемещения лиц через границу Российской Федерации (как внутрь, так и за её пределы).
За прошедший год россиян стало на 23 тыс. больше - по словам экспертов-демографов, впервые за последние 15 лет можно всерьез говорить о приросте народонаселения. Однако, по мнению тех же специалистов, особых надежд на дальнейший рост рождаемости и снижение смертности возлагать не следует, ибо после 2012 года страну неминуемо ожидает очередной демографический спад. «Благие пожелания, выраженные в государственной концепции демографической политики: стабилизация численности населения, обеспечение роста населения к 2025 году - это демографическая мечта. Нужно реально смотреть на вещи», -как недавно отметил директор Центра по изучению проблем народонаселения МГУ Валерий Елизаров[2].
Затормозить снижение численности населения может лишь миграция, уверены г-н Вишневский (директор Института демографии Государственного университета - Высшей школы экономики) и В. Елизаров. «Значительный миграционный потенциал сохраняется в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Украине и Молдавии», -сообщил участникам «круглого стола» заместитель директора департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИДа Владимир Стариков. По его словам, в рамках программы по переселению соотечественников в Россию переселилось более 17 тыс. человек, еще около 5 тыс. соотечественников планируют репатриироваться в ближайшее время. Выслушав сообщения представителей МИДа, демографы заметили, что хотя возвращение на родину - дело, безусловно, хорошее, но 17 тыс. «новых россиян» проблему убыли населения не решат.
«Те, кто могут переехать в Россию (например, потомки целинников, в свое время осваивавших казахские степи), уже переехали, а «многочисленные русские, проживающие, к примеру, на Украине, вряд ли захотят переезжать в Россию, потому что считают родиной именно Украину». Поэтому, считает директор Института демографии ГУ-ВШЭ г-н Вишневский, «придется принимать мигрантов других, более далеких по культуре, языку и религии, чем было до сих пор, - страна должна, так или иначе готовиться к этой ситуации»[3].
Создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции. Источниками информации по миграции служит административная статистика, перепись и обследования населения. Однако все эти источники не в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что затрудняет принятие взвешенных экономических и политических решений.
Для получения более обоснованного и четкого представления о трудовых мигрантах, в том числе, работающих нелегально, необходимо провести единовременное обследование мест компактного проживания мигрантов. Анализ результатов указанного обследования даст возможность расширить представление о составе и структуре трудовой миграции.
Одним из важнейших источников формирования населения в отдельных регионах мира и в России в частности, стала миграция населения.
В
понятие “миграция населения” различные
исследователи вкладывают самый
разнообразный смысл. Количество определений
“миграции населения” столько же,
сколько и авторов этих определений. Ионцев
В.А. насчитал только в отечественных публикациях
около 36 различных определений[4]. Современное
значение термина чрезвычайно широко.
Образец схемы миграции населения
Под миграцией населения (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения. Она связана с перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран[6].
Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)»[5]. Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный, а следствием миграций является изменение географии расселения.
К миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.
К другим признакам миграции относят функциональный, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки.
По временному признаку выделяются 1)временная, или возвратная (маятниковая, сезонная), и 2)постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).
Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков.
По форме организации миграция населения делится на организованную, то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50—60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны — сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения[6].
Этническая миграция это совокупность миграционных потоков, в каждом из которых численно преобладают лица с общей этнической принадлежностью, перемещающиеся из одного крупного этнокультурного ареала в другой по причине того, что они ощущают свою отчужденность от отпускающего общества и/или это общество само отторгает мигрантов из-за их этнической принадлежности. Не нуждается в специальных разъяснениях то, что оба названных выше типа недобровольных миграций насильственные и вынужденные, имеют яркую этническую окраску. Именно с жертвами насильственных перемещений Россия столкнулась еще до распада СССР. Это люди, бежавшие от армянских погромов в 1988 г. в Сумгаите и в 1990 г. в Баку, турки-месхетинцы, спасавшиеся от погромов в Фергане (1989 г.); потом был Нагорный Карабах, чечено-ингушский конфликт, гражданская война в Таджикистане, военный конфликт в Приднестровье, война в Абхазии, война в Чечне.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30—50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.