Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:11, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть особенности государственной службы и практическую реализацию системы мер кадровой политики Кыргызской Республики.
Поставленная цель определила задачи исследования, реализованные в каждой главе:
• определить понятия, принципы и особенности государственной службы;
• обозначить основные этапы развития государственной службы Кыргызской Республики;
• анализ проводимых реформ государственной кадровой политики.
ВВЕДЕНИЕ. …………………………………...……………………….……………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ……..…………………………………….……………………………………….4
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ……...…………………………………………………13
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ.…………………………………………………..………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. …………………………………………………..……………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………………………........................................................25
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Государственная служба в Кыргызской Республике основывается и действует на принципах:
1) верховенства Конституции Кыргызской Республики, законов Кыргызской Республики и приоритетности прав и свобод человека и гражданина;
2) преданности государственных служащих народу Кыргызстана;
3) стабильности государственной службы;
4) гласности, доступности для общественности информации о деятельности государственного служащего;
5) профессионализма, компетентности, инициативности и честности;
6) равного права граждан Кыргызской Республики на поступление на государственную службу;
7) дисциплины и персональной ответственности за исполнение служебных обязанностей, обеспечения справедливой и беспристрастной системы дисциплинарной ответственности;
8) подконтрольности и подотчетности государственных служащих, обязательности для исполнения решений, принятых в пределах предоставленных законодательством полномочий вышестоящих государственных органов и должностных лиц;
9) правовой, экономической и социальной защищенности государственных служащих, гарантированности им и их семьям достойного уровня жизни;
10) постоянного совершенствования системы государственной службы;
11) прозрачности и беспристрастного подбора, оценки работы и продвижения кадров на конкурсной основе;
12) исключения политического влияния и неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.3
Вообще принцип - это «научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают». Существование определенных убеждений делает устройство чего-нибудь особенным, выделяет его из массы. Поэтому фундаментальное значение для каждой отрасли права или его института имеет совокупность принципов, игнорирование которых не допустимо при решении вопросов, касающихся той или иной отрасли или ее института. Иначе система взглядов на вещи, явления потеряет свою структуру и, следовательно, их сущность и цели свое реальное значение.
Понятие и виды государственных служащих.
В нормативных актах и литературе отражены различные представления о понятии служащего. Основная причина этого - разнообразие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает к его сущности определение, согласно которому государственным служащим признается «…лицо, находящееся на государственной службе и профессионально занимающееся деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов»4.
По общему правилу, результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде вещественных продуктов, выполнение работ или оказание услуг материального характера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий учреждений, либо с созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению.
Утрачивает свое значение отграничение служащего от других категорий работников только по характеру труда: будто бы труд служащих не связан непосредственно с физическим воздействием на материальные объекты.
Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы).
Государственные служащие - разновидность служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права.
Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Участие различных категорий служащих в этом процессе различно, но, в общем, служба в государственных органах направлена на эту цель.
Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, то есть выполнения основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государственных служащих не совпадают с теми, которыми характеризуются государственные служащие государственных органов, а также, с одной стороны, учреждений, а с другой - предприятий. Так, содержанием деятельности большинства служащих государственных предприятий, учреждений и организаций не является обеспечение полномочий, характерных для государственных органов; труд государственных служащих учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а предприятий - за счет прибыли, получаемой от коммерческой деятельности.
Вместе с тем в статусе государственных служащих государственных органов, и например, государственных предприятий немало общего. Так, руководители предприятий назначаются и освобождаются от должности вышестоящими государственными органами, им подконтрольны и подотчетны. Этот существенный штрих в правовом положении руководителей предприятий указывает на государственный характер их служебной деятельности.
На всех государственных предприятиях, в учреждениях и организациях служащие подразделяются по своему функциональному назначению на две категории: а) служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятия, учреждения, организации (экономического, социально-культурного характера, например, обучение детей в школе, лечение больных и т.д.); б) служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией (руководители, их заместители и т.д.).
Особую группу составляют служащие, совмещающие выполнение указанных функций. Например, ректор вуза, осуществляющий одновременно педагогическую деятельность.
Во многом проблемным является вопрос о том, относятся ли к государственным служащим военнослужащие. Он обусловлен неоднородностью состава военнослужащих, спецификой назначения военной службы. Среди них -- профессиональные военнослужащие и военнослужащие срочной службы, военнослужащие, замещающие должности в государственных органах, а также на военных предприятиях и в учреждениях, где они выполняют трудовые функции, которые выполняются рабочими и служащими гражданских (невоенных) органов, предприятий и учреждений. Вместе с тем их статус обременен рядом существенных правил, обусловленных спецификой военной службы.
Поэтому в соотношении с сущностью невоенной государственной службы к государственным служащим следует отнести военнослужащих, занимающих должности в органах военного управления, в других военных организациях и учреждениях.
Однако признание в этом смысле государственными служащими всех военнослужащих является ошибочным. Ими не являются, например, рядовые военнослужащие срочной службы, курсанты военных учебных заведений и др.
И так, Согласно закону Кыргызской Республики «О государственной службе» государственный служащий - гражданин Кыргызской Республики, занимающий государственную должность в государственном органе и осуществляющий на постоянной основе за денежное вознаграждение за счет государственного бюджета профессиональную деятельность по реализации предоставленных по должности полномочий и несущий ответственность за их исполнение;
В итоге анализа обширного историко-правового материала мы приходим к мнению, что институт государственной службы в Кыргызской Республике прошел три исторических этапа и сейчас начался новый четвертый этап.
Первый этап развития госслужбы суверенной республики (1991 - 1999 гг.) - это этап формирования и концептуального обоснования роли, значения государственной службы КР.
Характерными особенностями данного этапа является то, что перед Кыргызстаном, как вновь образованной суверенной республики, возникла проблема построения правового государства с действенным демократическим госаппаратом. Отсутствие реальной системы сдержек и противовесов во власти, правовой нигилизм, экономические проблемы, политическая нестабильность, слабые институты гражданского общества, существование в государственном управлении административно-командных методов работы явились на данном этапе факторами - тормозами в проведении реформ в системе государственного управления. На борьбу с данными и другими сдерживающими факторами и была нацелена формирование суверенной государственной службы. Формирование государственной службы суверенного государства на данном этапе проходила как часть реформирования законодательства, государственного аппарата, правовой идеологии, строения новой системы защиты прав граждан в новых демократических условиях, вставшего на путь построения правового государства.
На этом этапе впервые в истории государственной службы страны создана Национальная комиссия по делам государственной службы и государственного управления.
С 1991 года по 1996 год была проделана определенная работа, направленная на обеспечение действенной работы государственного аппарата, как основного инструмента государства и реформирования страны на основах демократии и права. В тот период сформировалась правовая база и, прежде всего, конституционного законодательства, стержневым направлением которого стало создание основной законодательной базы для укрепления органов государственной власти и формирования госслужбы суверенного государства.
Следует отметить, что на данном этапе развития госслужбы особо следует выделить 1996 - 1999 гг. Так как, в суверенной республике впервые были приняты нормативные правовые акты комплексно регламентирующие госслужбу. Был разработан и введен в действие первый нормативный правовой акт в сфере государственно-служебного законодательства КР - Временное Положение «Об основах государственной службы в Кыргызской Республике», утвержденного Указом Президента Кыргызской Республики от 14 июня 1996 г. № 2025, в котором нашли свое отражение изменения, происшедшие в механизме государства суверенного Кыргызстана. Данное Временное положение впервые в законодательстве республики определил основы организации государственной службы и правового положения государственных служащих в Кыргызской Республике. Этот нормативный правовой акт сыграл важную роль в становлении новой государственной службы Кыргызстана независимой от партийных интересов. Что очень важно, данным нормативным правовым актом впервые в истории государственно-служебного законодательства были введены понятия «госслужба», «государственная и негосударственная служба» и др. важные дефиниции в этой сфере.
Второй этап (1999 - 2004 гг.) - это этап дальнейшего развития государственной службы суверенной республики.
С 1999 года по 2004 год была проделана определенная работа, направленная на обеспечение эффективной работы государственного аппарата, как сформировавшегося организационно-правового института государства и основного проводника административного реформирования страны. В тот период сформировалось государственно-служебное законодательство, основным направлением которого стало создание основной правовой базы для дальнейшего развития института госслужбы суверенного государства.
Новый этап историко-правовой эволюции государственной службы республики характеризуется принятием первого Закона Кыргызской Республики от 30 ноября 1999 г. №132 «О государственной службе»6, который стал мощной базой для прогрессивного развития института госслужбы.
Данный нормативный правовой акт впервые на уровне Закона закрепил понятие «государственной службы», «государственного органа», «государственной должности», «государственного служащего». В этом законе определены основные задачи государственной службы. Данный законодательный акт комплексно регламентировал понятие, принципы госслужбы, правовой статус государственных служащих, организации и прохождения государственной службы, установил порядок материального и социально-бытового обеспечения государственных служащих. Также был разработан и введен Реестр государственных должностей КР.
Первый Закон в сфере государственной службы и другие нормативные акты сыграли важную позитивную роль в совершенствовании института государственной службы. К примеру, Указ Президента Кыргызской Республики от 8 августа 2002 года N 2057 сыграл немаловажную роль в дальнейшей реализации административной реформы в Кыргызской Республике, обеспечения открытости и прозрачности деятельности госслужбы, формирования базы данных по вакансиям на должности государственных служащих в системе государственных органов и упрощения доступности к ней граждан республики, а также для привлечения на государственную службу наиболее квалифицированных специалистов.
Характерными особенностями данного этапа является то, что на новом качественном уровне был отрегулирован и введен в практику госорганов следующее: порядок проведения аттестации государственных служащих Кыргызской Республике; проведение конкурса на замещение вакантной государственной должности Кыргызской Республике; порядок проведения квалификационных экзаменов государственных служащих КР; порядок формирования и функционирования резерва кадров государственной службы Кыргызской Республике; служебное продвижение государственных служащих; порядок присвоения классных чинов государственным служащим Кыргызской Республике.
На развитие вышеназванного особенностей прохождения службы и было нацелено развитие суверенной государственной службы на данном этапе. Как показывают архивные материалы, в этот период госорганы стали активно проводить аттестации государственных служащих, начали проводить конкурсы на замещение вакантной государственной должности государственной службы и стали формировать внутренние и внешние резервы кадров.
Созданный на основе Национальной Комиссии Национальный совет по реформе государственного управления и государственной службы как консультативно-совещательный орган, смог обеспечить координацию и целенаправленную реализацию мер в рамках проводимой реформы государственной службы по развитию административного и институционального потенциала, необходимого для ускорения и эффективной реализации социально-экономических реформ в Кыргызской Республике.