Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:26, реферат
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той
или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Еще Аристотель утверждал
в своей работе “Политика”, что властный механизм необходим для
регулирования “общения между людьми”, поскольку “верховная власть повсюду
связана с порядком государственного управления…”
Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и
подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство
сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и других
нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений.
Введение
1. Понятие и признаки государственной власти, как особой
разновидности социальной власти
2. Формы и методы осуществления государственной власти
3. Легитимность и легальность власти
4. Единство и разделение властей
Заключение
Список литературы
Между тем функционирующая на научной основе подлинно демократическая власть — великая конструктивная и созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает людей от внутренних и внешних посягательств И др.
В самой государственной власти с учетом ее генезиса, природы и взаимодействия со средой можно выделить следующие основные признаки:
2. Организационно-волевой характер отражает активные, деятельные, управленческие аспекты власти. Одной из главных целей государственной власти является управление людьми, регулирование отношений, осуществление контроля за социальными процессами. Организующий характер власти позволяет учитывать интересы различных социальных групп, вырабатывать механизм разрешения социальных противоречий, аккумулировать и реализовать через систему властных отношений и учреждений общую волю граждан государства.
а) любые процессы организации требуют информационного обеспечения, наличия полных и достоверных сведений об объекте и среде, в которой тот находится;
б) информация обеспечивает жизнеспособность власти, ее устойчивость, "кто обладает информацией, тот обладает властью";
в) информация выступает в качестве эффективного средства формирования интеллектуального потенциала государства;
г) интеллект (разум, знание) является главным основанием процесса реализации власти, без знаний нельзя рационализировать и целенаправленно осуществлять политику.
во-первых, власть выступает мощным системообразующим фактором, связывая и объединяя различные социальные структуры, устанавливая иерархию взаимоотношений, гася социальные конфликты и т. п.;
во-вторых, государственная власть сама по своей природе — явление системное, целостное. Это обусловлено объектом власти — социальной системой, совокупностью способов и методов осуществления управленческих функций, системным характером планетарных взаимоотношений.
а) в обществе сложился такой уровень правовой культуры и правосознания, при котором естественно-правовые устремления властвующих и подвластных в основном совпадают;
б) население осознанно принимает власть, оказывает ей определенное доверие, кредит которого может возрастать и может уменьшаться в зависимости от реальных дел властных государственных структур;
в) государство издает законы и иные нормативные акты в соответствии с естественными правами человека, конституционными требованиями и само подчиняется им.
Вышеприведенные характеристики показывают объективную необходимость государственной власти в обществе, ее сложность и специфичность, многообразие проявлений. Власть определяют как свойство государства, как его мощь и силу, как отношение подчинения и господства, как организацию и руководство обществом, как волю, способную подчинять других, и т. д. и т. п.
Сущность самой государственной власти выявляется через вопрос о том, кому принадлежит государственная власть и в чьих интересах она осуществляется, Здесь также нет однозначного ответа.
Сторонники социально-
Представители психологической теории делают упор на субъективном восприятии власти. Упрощенно их позицию можно представить следующим образом. Существуют три типа людей: одни стремятся к власти, к господству над другими и обладают всеми необходимыми для этого психологическими качествами (сильная воля, развитое чувство самосохранения, способность к организации и самоорганизации и др.); другие готовы подчиняться чужой воле, слепо повиноваться ей, они чувствуют себя комфортно, когда ими командуют; третьи всегда выражают чувство недовольства и непокорности при властном воздействии, они являются "бунтарями" по природе, но без властных амбиций.
В соответствии с положениями теории элит, технократической теории, власть способны осуществлять в обществе только элитарные группы, слои или профессионалы-управленцы, менеджеры, высокообразованные и хорошо подготовленные к этому делу люди.
Марксистская теория объясняет сущность государственной власти Через социально-экономические факторы и классовое расслоение общества. Власть в эксплуататорском государстве принадлежит экономически господствующему классу и осуществляется в его интересах, в социалистическом государстве власть находится в руках трудящихся и по мере его развития приобретает общенародный характер.
Либерально-демократические теории провозглашают источником и носителем власти народ, обосновывая необходимость при этом демократических форм проявления, закрепления народной воли, обеспечения действенного социального контроля за осуществлением государственной власти.
Анализ вышеприведенных точек зрения, да и других суждений, выпадающих из данной классификации, позволяет сделать следующий вывод. Сущность государственной власти заключается в том, чьи интересы она представляет и защищает. Это могут быть группа, слой, класс, большинство членов общества и, наконец, общество в целом. Разумеется, важное значение при этом имеют такие факторы: кому принадлежит власть и кто ее осуществляет (монарх, хунта, партийная элита, демократически избранные органы власти); какими способами, методами реализуется власть (диктатура, авторитаризм, демократия), но главное, сущностное сосредоточено в интересах определенного социального образования. Властвующие структуры формируются и опираются в своей деятельности на конкретную социальную общность и защищают ее интересы. В силу объективных условий государственной власти любого типа приходится представлять интересы всего населения данной страны и решать общесоциальные проблемы. Устойчивость, стабильность и эффективность функционирования государственной власти повышаются по мере расширения ее социальной базы, сближения характеристик государства и гражданского общества, преобладания демократических форм и методов при формировании и осуществлении власти.
Автор admin, дата создания Пн, 03/01/2010 - 12:34.
Органы государственной власти, издавая нормативные акты или принимая решения (суды и др.), легализуют (от лат. lex закон), т.е. делают законными или, напротив, нелегальными, те или иные отношения в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь, сама государственная власть тоже нуждается в легализации (узаконении).
Легализация государственной
власти — это юридическое провозглашение
и закрепление правомерности ее возникновения
(установления), организации и деятельности.
Вопервых, законным должно быть ее происхождение. Узурпация,
захват государственной власти, ее присвоение
незаконны. Вовторых, законной должна
быть организация власти. В современном
государстве она устанавливается конституцией,
другими законами и не может осуществляться
без непосредственного участия народа
(выборов, референдума и др.), без представительных
органов, парламентов и т.д. Втретьих, законной
должна бытьсфера полномочий государственной
власти, круг отношений, который государственная
власть вправе и может регулировать. Ее
вмешательство, как говорилось, не безгранично,
она не вправе ограничивать частную жизнь
граждан. Наконец, законными должны бытьформы и методы осуществлен
В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всегоконституциями, принятыми демократическим путем (на референдуме, учредительным (конституционным) собранием и др.).
Легализация
органов государственной
Легализация государственной власти, обоснование властных полномочий, права управлять государством коренится в юридических актах и может, следовательно, при определенных условиях являться только внешней легализацией, юридически закрепляющей антинародную, антидемократическую, даже террористическую государственную власть. Таковы были правовые акты гитлеровской Германии, провозглашавшие безраздельную власть фюрера, законы ЮАР, установившие в 30х начале 90х годов прошлого века режим апартеида и лишавшие 5/6 населения страны гражданских прав. Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственной власти, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, принятие конституции референдумом), но и то, насколько правовые акты, легализующие государственную власть, ее органы, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного. Ведь путем референдума в обстановке насилия и угроз, обмана избирателей принимались и реакционные конституции (например, в Греции в 60х годах XX в. при режиме «черных полковников»; Гитлер в фашистской Германии тоже использовал референдум).
Нарушение
принципа легальности (правовых норм)
предполагает юридическую ответственность государственны
В
основе термина «легитимация» лежит
корень того же латинского слова, что и
термина «легализация», но первому из
них придается иное истолкование. Это
тоже узаконение, но не только правовое,
нередко не имеющее отношения к праву,
наконец, иногда противоречащее правовым
нормам. Легитимность — это состояние
не юридическое, афактическое, не обязательно
формальное, а чаще — неформальное. Легитимациягосуд