Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:00, контрольная работа

Описание

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В нас-тоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 н. э.), Фома Аквинский (1225 1274) христианские философы и богословы.

Содержание

1. Характеристика теорий происхождения государства………2
2. Государственная власть как особая разновидность социальной власти……………………………………………………………...11
2.1. Введение……………………………………………………......11
2.2. Понятие и виды социальной власти……………………….….11
2.3. Понятие и признаки государственной власти………………..14
2.4. Государственная власть как особая разновидность социальной власти……………………………………………………………18
2.5. Заключение……………………………………………………...20
3. Законодательство субъектов Федерации: понятие, проблемы становления……………………………………………………......21
4. Список использованной литературы…………………………..26

Работа состоит из  1 файл

контра по проблемам тгп.docx

— 48.83 Кб (Скачать документ)

•       появились частная собственность и публичная власть.

•  для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми 
был создан специальный аппарат принуждения государство.

3. Теория имеет рациональное зерно экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами классов и др.

4. Недостатки теории: не только классово-экономические факторы повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т. д.).

Кроме того, вряд ли правильно рассматривать  государство только как аппарат  господства одних (экономически сильных) классов над другими.

 

 

II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ  КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Введение

Общеизвестно, что Государственная власть является разновидностью власти социальной. Причем, будучи весьма сложным и многогранным явлением, она может проявляться  в разных качествах, обладать определенными  признаками. С одной стороны, это  средство социального управления, представляющее собой отношение между людьми и организациями, субъектом и  объектом которого является наделенный волей и сознанием человек (коллектив).

С другой стороны это отношение, обеспечивающее выявление и преобладание властной воли, связанное со способностью субъекта направлять волю, поведение другого  лица. В целях реализации своих  функций власть использует особую систему средств и методов воздействия.

В этой связи  следует отметить ряд аспектов, которые  позволяют сделать вывод о  незавершенности построения системы  органов государственной власти в ныне действующей Конституции  Российской Федерации.

Так, выделение  всех государственных органов на три группы по принципу разделения властей создает проблемы, порой трудно разрешимые.

Очевидное невхождение Президента Российской Федерации в эту триаду привело  к тому, что большинство авторов  пишут о Президентской власти как о самостоятельной форме  власти, хотя это выходит за рамки  Конституции Российской Федерации. Не очень ясно, как быть с органами федеральной исполнительной власти. По ст. 110 Конституции Российской Федерации  исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации.

 

1. Понятие и виды социальной  власти

 

Сложившееся в науке многообразие теоретических  представлений о социальной власти привело к множеству принципиально  различных ее определений и пониманий. Действительно, социальная власть - это такой многогранный и всепроникающий феномен, проявления которого мы находим практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Ученые  различных областей гуманитарного  знания разрабатывают понятие социальной власти в частности, пытаются создать  оригинальные теории социальной власти. В итоге сложилось большое  количество подобных концепций, но к  единому мнению по поводу понятия  власти их авторы так и не пришли. Более того, данное понятие оказалось  сущностное оспариваемым, что порождает  прямо противоположные его трактовки.

Социальная  власть есть общественная сила, выросшая на основе соглашения. Ее назначение состоит  в точном выполнении обязанностей и  функций, вытекающих из данного соглашения. В этом смысле социальная власть вторична по отношению к обществу, она - его  порождение, носящее инструментальный характер и служащее средством упорядочивания общественных отношений.

Социальная  власть – одна из форм управления социальными  процессами, при которой согласованность  совместной деятельности многих людей  достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем  определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).

Категория «власть» имеет ряд родственных  понятий.

Власть  связывают с господством, под  которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивный момент (навязывание  своей воли в виде приказа) присутствует во власти как обобщенный символ (возможность  применить насилие, наказание) и  как реальная власть по отношению  к тем, кто нарушил законы. СЧ другой стороны, категория господства уже 1категория власти, т.к. власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию.

Власть  может осуществляться в форме  влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно  и том случае, если это влияние  не носит случайного характера, а  наблюдается постоянно. Власть как  влияние осуществляется либо в форме  убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме  внушения, что предполагает использование  особых приемов манипулирования (воздействие  на подсознание)

Авторитет рассматривается как возможная  форма и источник власти. Авторитет  – это руководство, добровольно  признаваемое подвластными за субъектом  власти права на власть в силу его  моральных качеств или деловой  компетенции.

Существует  несколько классификаций социальной власти в зависимости от того, что  считается основанием: область функционирования власти, объём прерогатив, субъект  власти, режим правления и т.д.

1. По  области функционирования: политическая, идеологическая, социальная, экономическая,  юридическая, светская и духовная (религиозная);

2. по  объёму прерогатив: государственная,  международная, семейная и т.д.;

3. по  объекту власти: общественная, классовая,  партийная, личная;

4. по  режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая,  авторитарная, демократическая и  др.;

5. по  социальному типу: рабовладельческая,  феодальная, буржуазная, социалистическая  и т.д.

Одной из наиболее содержательных классификаций  власти является её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого  слова, хотя это не совсем точно) и  политическую в широком, собственном  значении этого слова.

 

Понятие и признаки государственной  власти

 

Государственная власть – фундаментальная категория  государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности  людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали  в прошлом и волнуют ныне учёных, богословов, политиков, писателей.

Государственная власть является отчасти социальной властью. Вместе с тем она имеет  немало качественных особенностей, важнейшая  особенность государственной власти заключена в её политической и  классовой природе. В научной  и учебной литературе термины  «государственная власть» и «политическая  власть» обычно отождествляются. Такое  отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная  всегда является политической и содержит элементы классовости.

Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное  насилие одного класса для подавления другого»2. Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, её олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждает терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем  функционирующая на научной основе подлинно народная власть – великая  созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять  их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Особенностью  государственной власти является и  то, что её субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные  чаще всего отчётливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами  властвующим субъектом выступает  экономически господствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом  обществе возникает тенденция сближения  субъекта и объекта власти, ведущая  к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он в праве быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно  участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры  в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и  долг гражданина – участвовать в  принятии государственных, региональных и других решений через все  виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет  и быть не должно только властвующих  и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные  лица имеют над собой верховную  власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Вместе  с тем и в демократическом  государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта  нет. Если демократическое развитие приведёт к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

Государственная власть реализуется через государственное  управление – целенаправленное воздействие  государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных  законов для выполнения стоящих  перед обществом задач и функций.

Ещё одна важнейшая особенность государственной  власти состоит в том, что она  проявляется в деятельности государственных  органов и учреждений, образующий механизм (аппарат) этой власти. Она  потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную  власть часто отождествляют с  органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое  отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать  сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие  государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит  не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий  субъект не предает органам государства  сваю власть, а наделяет их властными  полномочиями.

Как и  любые отношения, властеотношения  имеют структуру. Сторонами данных отношений выступают субъект  государственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи и подчинение (добровольное или принужденное) последних  этой воле.

Субъектом государственной власти, как уже отмечалось, могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют органы государства. Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.

Суть  властеотношений заключается в  том, что одна сторона – властвующий  – навязывает свою волю, обычно возведенную  в закон и юридически обязательную, другой стороне – подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.

Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующего субъекта и подвластных совпадают, что возможно в демократических государствах, то властеотношения не могут реализоваться, без внешнего воздействия. Если власть уважается народом, то используется метод убеждения, но если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

Государство для выполнения своих функций  создает систему государственных  органов (механизм государства), которые  в совокупности всех органов образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные  органы. Каждый из органов имеет  определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в  строго определенных рамках.

В широком  смысле государственный аппарат  охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом  понимаются только органы государства, наделенные административной властью, то есть управленческие и исполнительные органы.

 

Государственная власть как  особая разновидность социальной власти

Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

Информация о работе Государственная власть как особая разновидность социальной власти