Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью теоретического осмысления такого сложного и многопланового политического института как государственная власть, изучения его многочисленных моделей, а также решения практических задач государственного строительства в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровнях в условиях становления российской государственности.
Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1.Государственная и политическая власть…………………………….......6
§1. Понятие государственной и политической власти………………….....…....7
§2. Соотношение государственной и политической власти………………........8
Глава 2.Органы государственной власти……………………………………....…9
§1. Законодательные органы государственной власти……………………........10
§2.Исполнительные органы государственной власти…………………………...15
§3. Судебные органы государственной власти…………………………….........19
Глава 3.Значение теории разделения властей в государственном управлении...21
§1. Возникновение и реализация теории разделения властей…………….........22
§2.Развитие теории разделения властей в России …………….......................26
Заключение…………………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………......................32
План.
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Государственная и политическая власть…………………………….......6
§1. Понятие государственной и политической власти………………….....…....7
§2. Соотношение государственной и политической власти………………........8
Глава 2.Органы государственной власти……………………………………....…9
§1. Законодательные органы государственной власти……………………........10
§2.Исполнительные органы государственной власти…………………………...15
§3. Судебные органы государственной власти…………………………….........19
Глава 3.Значение теории разделения властей в государственном управлении...21
§1. Возникновение и реализация теории разделения властей…………….........22
§2.Развитие теории разделения властей в России …………….......................26
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью теоретического осмысления такого сложного и многопланового политического института как государственная власть, изучения его многочисленных моделей, а также решения практических задач государственного строительства в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровнях в условиях становления российской государственности.
Характеризуя состояние научной разработки данной темы, необходимо отметить внимание к ней ученых прошлого и современных авторов. Доктора юридических наук, профессоры Н. И. Матузов и А. В. Малько говорят о том, что государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В отличие от политической, государственная власть имеет три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Также авторы дают следующее определение государственной власти: "Государственная власть-это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение."
По мнению профессора Н. М. Марченко, государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.
Будучи разновидностью
социальной власти, государственная
власть обладает всеми признаками последней.
Вместе с тем она имеет немало
качественных особенностей. Важнейшая
особенность государственной
По мнению же профессора В.В. Лазарева,
особая публичная (политическая) власть
- один из главных признаков государства.
Выступая в роли арбитра между различными
слоями, группами и классами населения,
государственная власть приобретает политический
характер. Особенность этой власти в том,
что она не совпадает с обществом, а стоит
над обществом, отделена от него. Эта власть
обладает относительной самостоятельностью
по отношению к обществу и другим источникам
власти.
Публичная власть институционализирована,
- ее осуществляет государственный аппарат.
После распада институтов советской
государственности началось становление
принципиально новой системы органов
государственной власти. Принятая в 1993
г. Конституция Российской Федерации закрепила
ее федеративное государственное устройство,
способствовала возникновению качественно
иных по сути органов государственной
власти. В ходе государственного строительства
в России произошло создание новых государственно-политических
институтов, формирование иной системы
взаимоотношений между центром и регионами
в лице их органов государственной власти,
становление системы правовых и
институциональных механизмов их взаимодействия.
Органы государственной власти РФ строят
свою деятельность на принципах, составляющих
основы конституционного строя России.
Защита прав и свобод человека - обязанность
государства. Для исключения противоправной
узурпации власти и попрания прав и свобод,
устанавливается принцип разделения
властей.
Термины "соединение" и "разделение" властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник - общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств:
а) обеспечивает
оперативное решение любых
б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы;
в) "освобождает" от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т. д.
Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, "чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга".
Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на "своей" работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему - создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.
Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.
Глава 1.Государственная и политическая власть.
Власть – центральное, организованное и регулятивно – контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, проблема культуры общества и конкретной жизни человека. Исследования власти как общественного явления и политической власти в особенности позволили понять многие ее проблемы. Феномен власти многомерен. Нередко возникают споры о первичности понятий «политика» и «власть». Власть, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. Существуют универсальные свойства власти: ее всеобщность (функционирование во всех сферах общественных отношений и политических процессах), способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.
Понятие власти включает понятие отношения, основанного на наличии субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект, должен совершить по желанию первого. Поэтому понятие "власть", как и сама власть, возникает в отношениях между людьми или группами людей, общественными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием (индивидуальным или коллективным) и волей, способностью к деятельности.
§1. Понятие государственной и политической власти.
Государственная власть – это социально организованная власть, располагающая правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения. Важно подчеркнуть, что государственная власть – это прежде всего организованная воля всего сообщества, направленная на достижение общих целей и поддержания стабильности общества, хотя в определенных условиях эта воля может быть искажена в интересах определенных классов, социальных групп.1
Политическая власть вторична по отношению к индивидуальной власти. Она формируется в результате делегирования части прав и концентраций воли множества людей в одном субъекте, то есть политическая власть–это общественная власть. Однако политическая власть не тождественна любой общественной власти. Политическая власть – это организованная воля одной группы людей по отношению к другой, на основе которой осуществляется подчинение во имя достижения определенных целей.2 Политическая власть – это отношение неравенства в положении и возможностях субъектов и объектов власти. Это неравенство базируется на определенных основаниях и поддерживается целой системой ресурсов. Под основанием власти понимаются ее база, источники властвования, на которые опираются субъекты власти для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые используются или могут быть использованы для укрепления власти и ее реализации.
§2.Соотношение
между государственной и
Политическая власть не сводится только к участию в борьбе классов, социальных групп, слоев, национальных и региональных сообществ. Не менее важное значение в политической жизни имеют консолидирующие процессы, поиск общего согласия во имя стабильности общества. Поэтому в системе политической власти имеется институт, в обязанности которого наряду с принуждением входит поиск согласия. Таким институтом является государство, а государственную власть следует рассматривать как высшую форму политической власти.3
В современном демократическом обществе механизм политической власти имеет сложную иерархизированную структуру, где формальным первичным субъектом и источником власти выступает народ, передающий властные полномочия своему официально опосредованному агенту–государству, которое в свою очередь их распределяет среди носителей по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная власти) и по вертикали (центральная, региональная и местные органы власти) с тем, чтобы управлять общественными делами («объект власти») от имени общества и через государство («субъект власти»). Однако в действительности реальным носителем власти выступают государственные чиновники и функционеры аппарата управления исполнительной власти, а также группировки правящей элиты, между которыми распределяются сферы властных полномочий. В то же время механизм политической власти включает в себя и давление «снизу» различных групп и слоев общества, имеющих свои «зоны влияния и интересов», которые через каналы «обратной связи» - систему представительства и другие формы демократического волеизъявления, оказывают воздействие на состояние властных отношений в той или иной стране.4
Глава II. Органы государственной власти.
Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ.
Действуют также организации,
не входящие непосредственно
в систему органов
Общероссийский классификатор
§1.Законодательные органы государственной власти.
Законодательную
власть, т. е. принятие обязательных
для всех законов, отражающих
волю народа, осуществляет парламент
страны. Такие законы могут
принимать только