Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью теоретического осмысления такого сложного и многопланового политического института как государственная власть, изучения его многочисленных моделей, а также решения практических задач государственного строительства в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровнях в условиях становления российской государственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1.Государственная и политическая власть…………………………….......6
§1. Понятие государственной и политической власти………………….....…....7
§2. Соотношение государственной и политической власти………………........8
Глава 2.Органы государственной власти……………………………………....…9
§1. Законодательные органы государственной власти……………………........10
§2.Исполнительные органы государственной власти…………………………...15
§3. Судебные органы государственной власти…………………………….........19
Глава 3.Значение теории разделения властей в государственном управлении...21
§1. Возникновение и реализация теории разделения властей…………….........22
§2.Развитие теории разделения властей в России …………….......................26
Заключение…………………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………......................32

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 55.41 Кб (Скачать документ)

    Министерство в своей деятельности  руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента  РФ, постановлениями и распоряжениями  Правительства РФ и положением  о министерстве, утвержденным Президентом  или Правительством РФ.

     Федеральные службы России и  федеральные агентства осуществляют  специальные (исполнительные, контрольные,  разрешительные, регулирующие и  др.) функции в установленных сферах  ведения. Федеральную службу возглавляет  руководитель федеральной службы, агентство – генеральный директор  федерального агентства.

      Федеральные органы исполнительной  власти для осуществления полномочий  могут создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц. Они могут  также передавать органам исполнительной  власти субъектов РФ осуществление  части своих полномочий, если  это не противоречит Конституции  РФ и федеральным законам. В  свою очередь, органы исполнительной  власти субъектов РФ по соглашению  с федеральными органами исполнительной  власти могут передавать им  осуществления части своих полномочий. В пределах ведения и полномочий  РФ по предметам совместного  ведения РФ и субъектов РФ  федеральные органы исполнительной  власти и органы исполнительной  власти субъектов РФ образуют  единую систему исполнительной  власти РФ.

   Реализуется концепция разделения  по разным ведомствам политических  и хозяйственных функций; на  выполнении политических функций  специализируются министерства  как госучреждения; для управления  выполнением хозяйственных функций  создаются акционерные общества  с пакетом акций, находящимся  в государственной собственности,  хозяйственная деятельность подвергается  полному разгосударствлению; государственная  служба жестко отделяется от  коммерческой деятельности; сохраняется  надлежащий контроль за хозяйственно  – управленческими структурами  в отношении выполнения ими  финансовых обязательств перед  государством.

 

 

 

 

 

        

           §3. Судебные органы государственной власти.

 

   Характерной чертой демократического  общества является защищенность  прав и свобод человека сильной  и независимой судебной властью.

   Состояние судебной власти оказывает  определяющее воздействие на  все стороны жизни общества. Суды  выполняют правоохранительные функции,  рассматривают споры юридических  и физических лиц, а также  обращения по поводу действий  исполнительной власти. Судебное  разбирательство является открытым, публичным, осуществляется на  основе состязательности и равноправия  сторон, истца и ответчика, защитника  (адвоката) и обвинителя (прокурора). Суд выносит решения от имени  государства на основе действующего  законодательства. Решение суда  может быть отменено судом  высшей инстанции лишь на основании  закона, так как судебные органы  не находятся в отношениях  подчиненности одного другому.  Судья подчиняется только закону.

   В стране сложилась трехзвенная  судебная система: Конституционный  Суд, суды общей юрисдикции, Арбитражные  суды. Они осуществляют конституционное,  гражданское, административное и  уголовное судопроизводство. Суды  подразделяются также на федеральные  и региональные (субъектов РФ). 

   К федеральным судам относятся:

- Конституционный  Суд РФ;

- Верховный  Суд РФ, верховные суды республик,  краевые и областные суды, суды  городов федерального значения, суды автономной области и  автономных округов, районные  суды, военные и специализированные  суды, составляющие систему федеральных  судов общей юрисдикции;

- Высший  Арбитражный Суд РФ, федеральные  арбитражные суды округов, арбитражные  суды субъектов РФ, составляющие  систему арбитражных судов.

  

К судам  субъектов РФ относятся:

- конституционные  (уставные) суды субъектов РФ;

- мировые  судьи.

   Основное место в судебной  системе занимают суды общей  юрисдикции. Им подсудны все гражданские  и административные дела о  защите нарушенных или оспариваемых  прав, свобод и охраняемых законом  интересов, кроме дел, отнесенных  исключительно к компетенции  Конституционного суда или арбитражных  судов, а также уголовные и  иные дела.

   Единство судебной системы обеспечивается  соблюдением всеми судами установленных  законом правил судопроизводства, обязательного исполнения на  всей территории России судебных  постановлений, вступивших в законную  силу, финансированием федеральных  судов и мировых судей из  федерального бюджета, что должно  обеспечивать возможность полного  и независимого правосудия в  соответствии с федеральным законом.  В осуществлении правосудия участвуют  судьи, присяжные, народные и  арбитражные заседатели.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 3.Значение теории разделения властей в государственном управлении.

 

Разделение  власти — одно из принципиальных условий  и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

Разделение  власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным),  который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом — экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда  второй субъект передаёт волевой  импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти. 

Таким образом, понятие «разделение власти»  достаточно широкое и не отделимо от понятия «власти» и принимает  при этом самые различные формы  выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к  моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.

 

 

 

 

 

 

        

         §1. Возникновение и реализация теории разделения властей.

 

Разделение  власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства  и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой  рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках  или в одном институте и  потребность разделить власть, труд и ответственность.  Отсюда и два  следствия, вытекающие из этого двойственного  отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и  против её разделения, с одной стороны  и стремление упорядочить отношения  разделённых властей и избавить общество от столкновений  между  ними с другой. Отсюда же и характерное  для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король–воин, князь–предводитель дружины, епископ–рыцарь, глава ордена и т.п.)

  Первое  крупное разделение власти развело  политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Наряду с этим, в самом светском  государстве рано началось разделение  профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование  в нём законодательного органа  — магистратуры (исполнительного  учреждения) и судебного органа. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправление), формировалась всё более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями.

 Дальнейшее  развитие разделённых властей  шло несколькими параллельными  путями: происходила централизация  парламентских структур, смещение  парламентаризма в центр со  всей идеологией и техникой  формирования представительной  власти (её выборностью, принципами  организации и т.п.);

укреплялась и совершенствовалась центральная  правительственная исполнительная власть.

      Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован

Д.   Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье.

         Свое политико-юридическое учение Дж. Локк изложил в труде «Два трактата о государственном правлении»(1690 г.). Поддержание режима свободы, реализация «главной и великой цели» политического общества непременно требуют, по

Дж. Локку, чтобы  публично-властные полномочия государства  были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная  власть) полагается только представительному  учреждению всей нации-парламенту. Компетенция  претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху, кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с  иностранными государствами (отправлять федеративную власть). Дж. Локк, однако, привнес в политическую теорию нечто  гораздо более, чем просто мысль  о необходимости «уравновесить  власть правительства, вложив отдельные  ее части в разные руки».

Шарль Луи Монтескье (1689 – 1775) развил учение о государственной власти. Мыслитель в своем основном труде «О духе законов», как и в других работах, с большой симпатией говорит о республиканской форме правления. Идея политической свободы связана у Ш. Монтескье с идеей гражданской свободы, заключающейся в безопасности граждан или в их уверенности в своей безопасности. Для обеспечения и осуществления свободы и предотвращения переворотов необходимо строгое соблюдение законов. Достигнуть этого можно путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Эта идея Монтескье о разделении властей развивается в целую теорию, цель которой состоит в том, чтобы обосновать принцип законности, обеспечить политическую свободу и сделать право истинным регулятором взаимоотношений между государством и гражданами.   

Ш. Монтескье в разделении властей видит гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью.

   Особенность теории разделения  властей Ш. Монтескье, оказавшей огромное влияние на политическую мысль XVIII - XIX в.в., состояла в утверждении о том, что верховенство права обеспечивается при таком разделении властей, при котором они «могли бы взаимно сдерживать друг друга» и при котором распределение государственной власти было бы осуществлено между различными политическими силами. Вместе с тем, отводя законодательной власти доминирующую роль, Монтескье придает важное значение распределению законодательной власти между различными социальными силами государства.

    Идеи Монтескье оказали огромное влияние на дальнейшее развитие прогрессивной идеологии как во Франции, так и в других странах. Взгляды Жана Жака Руссо (1712-1778) на государство и право были несравненно радикальнее политических идей Монтескье. В государстве Руссо различает законодательную и исполнительную (правительственную) власть. Первая является волей политического организма, вторая – его силой. Так как законодательная власть может быть только у народа, то ему принадлежит и решение вопроса о форме правительства. Используя теорию Монтескье о формах правления, Руссо говорит, что формы правительства зависят от размера территории. Это монархия, аристократия, в зависимости от того, кому передается исполнительная власть.

    Симпатии Ж. Ж. Руссо, безусловно, на стороне республики. Лучшей, по его мнению, является та форма правления, при которой должностные лица избираются народом. Создание правительственной власти принципиально отличается от создания законодательной власти. Правительственная власть учреждается актом суверенной законодательной власти, что обусловливает подчиненную роль правительства.

   В целях предотвращения узурпации  со стороны правительства Руссо  предлагал проводить периодически  народные собрания, перед которыми  правительство обязано отчитываться. Помимо этого он предусматривал  организацию специального учреждения  – трибуната, являющегося органом,  охраняющим законы и законодательную  власть.6

   Разделение властей необходимо  для распределения функций, создания  противовесов, избежания односторонности  при принятии решений, возможного  превышения полномочий. Оно исключает  одновременное участие одного  и того же лица в органах  разных ветвей и уровней власти. При разделении властей ни  одному органу  власти не принадлежит вся ее полнота.

   Гегель(1770-1831), в целом соглашаясь  с идеей своих предшественников, считает надлежащее разделение  властей в государстве «гарантией  публичной свободы. Вместе с  тем он расходится с ними  в понимании характера и назначения  такого разделения властей, их  состава и т. д.

Информация о работе Государственная власть