Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью теоретического осмысления такого сложного и многопланового политического института как государственная власть, изучения его многочисленных моделей, а также решения практических задач государственного строительства в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровнях в условиях становления российской государственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1.Государственная и политическая власть…………………………….......6
§1. Понятие государственной и политической власти………………….....…....7
§2. Соотношение государственной и политической власти………………........8
Глава 2.Органы государственной власти……………………………………....…9
§1. Законодательные органы государственной власти……………………........10
§2.Исполнительные органы государственной власти…………………………...15
§3. Судебные органы государственной власти…………………………….........19
Глава 3.Значение теории разделения властей в государственном управлении...21
§1. Возникновение и реализация теории разделения властей…………….........22
§2.Развитие теории разделения властей в России …………….......................26
Заключение…………………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………......................32

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 55.41 Кб (Скачать документ)

   Так, Гегель считает точку зрения  самостоятельности властей и  их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе  предполагается враждебность каждой  из властей к другим, их взаимные  опасения и противодействия. Он  выступает за такое органическое  единство различных властей, при  котором все власти исходят  из мощи целого и являются  его «текучими членами». В господстве  целого, в зависимости и подчиненности  различных властей государственному  единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета  государства.7

  На  протяжении XIX–ХХ веков разделение  властей завоевало все более  широкие позиции, превратившись  со временем в общепризнанный  принцип цивилизации и демократии.       

 §2. Развитие теории разделения властей в России.

 

В Российской Федерации принцип разделения властей  впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации  1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В ст. 10 говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть». Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

  Поэтому  представляется целесообразным  остановиться на анализе положения  данных высших органов государственной  власти, чтобы лучше уяснить механизм  действия принципа разделения  власти в Российской Федерации. 

Пост  Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. «Президент РФ является главой государства» (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то, и другое, но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном — с исполнительной властью. «Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов — Конституция строго разделяет их полномочия.

  Конституция проводит чёткое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.

В соответствии с принципом разделения властей  и независимости судов Президент  не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует  в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено  право выдвижения кандидатур для  назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает  судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать  от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру — это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент  предлагает Совету Федерации кандидатуру  на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности  Генерального Прокурора РФ.

  Конституция  Российской Федерации главой 7 выделяет  и третью самостоятельную ветвь власти - Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ;  в) Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды.

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение.

На основе ознакомления с некоторой учебной  и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы:

  • Власть – центральное,  организованное и регулятивно – контрольное  начало политики; одна из важнейших  и наиболее древних проблем политического  знания,  проблема культуры общества и конкретной жизни человека. Государственная власть - фундаментальная категория  государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается  суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом, и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.
  • Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей, важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. Государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.
  • Государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
  • Согласно Конституции РФ, наша политическая жизнь на верхнем уровне власти подчиняется принципу разделения властей как антиподу единовластия или полновластия какой-либо структуры или группы. Разделение властей проявляется в том, что; а) каждый государственный орган наделен своими полномочиями и не может выходить за их пределы; б) ни один орган не может игнорировать или приостанавливать деятельность конституционно закрепленных институтов; в) бесконтрольное отправление властных функций исключено.
  • Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ.
  • По Конституции Российской Федерации законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция РФ предусматривает систему сдержек и противовесов. Исходя из того, что Президент наделен большими полномочиями (он является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации), выстроена связка: Президент - Правительство - Федеральное Собрание.         
  •   Исполнительная власть составляет в государстве наиболее разнообразную и разветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют государственное управление во исполнение законов, принятых парламентом.   Особенность исполнительных органов состоит в том, что они объединены в строго иерархическую систему с жесткой подчиненностью.
  • В Конституции РФ подчеркивается, что судебная власть есть самостоятельная и независимая ветвь государственной власти. Это положение представляется важной конституционной гарантией осуществления законодательной и исполнительной властей. Вместе с тем и существование самой судебной власти имеет конституционные гарантии. Они выражены в основных принципах деятельности судов: независимости судей и подчинении их только закону, несменяемости судей и их неприкосновенности. Независимость суда как органа государственной власти обеспечивается тем, что финансирование судов производится только из федерального бюджета.
  • Власть сильна своей правотой, своим достоинством и поддержкой народа, т. е. соблюдением им закона, доверием, уважением и готовностью участвовать в начинаниях власти. Она должна иметь духовный авторитет, а люди — чувствовать, что это - их власть, отражающая их интересы.
  • Разумеется, власть, имея в распоряжении аппарат принуждения (силовые структуры), может реализовать свою волю внешней силой, но последняя никогда не заменит внутреннюю силу власти. И в этой связи Конституция Российской Федерации призвана обеспечить преодоление слабости государственной власти и утвердить в России сильную демократическую власть, опирающуюся на закон, способную обеспечить законные права граждан и конституционные свободы; утверждать право, как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться закону, выполнять хозяйственно-созидательную функцию.

 

 

 

 

 

 

 

         

 

          Список литературы.

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

( п. 4 ст. 3,ч. 1 ст. 11,ст. 71,п. 1 ст. 8, ст. 102,ст. 103, ст. 104,ч.4 ст.111,ч. 2

ст. 112,ст. 114,ч. 3 ст.117,ч.4 ст.117,ст. 121,ст. 125,ст. 126,ст. 127)

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

3. Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"

4. Указ Президента РФ от 2 марта 1998 г. № 310 "Об уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителе Министра Юстиции Российской Федерации"

5. «Российская газета», 2004, 22 мая; «Парламентская газета», 2004, 25 мая; «Собрание законодательства Российской Федерации», 2004, № 21, ст. 2023.

6. Журнал "Государство и право", 2005 г., № 12. В. Е. Усанов «Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России», стр. 13.

7. Журнал "Российское право", 2006. Л. В. Серегина «Тенденции разграничения полномочий органов Государственной власти в области содействия занятости населения», стр.28.

8. Журнал "Общественные науки и современность", 2006 г., № 6.                    В.И. Анишина, Г.А.Гаджиев, «Самостоятельность судебной власти», стр. 53.

9. Комаров С. А., Малько А. В. «Теория государства и права», Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М.: Из-во «НОРМА», 2001-448 с. «Государтвенная власть,её свойства и формы осуществления».

 

10. Марченко М. Н. «Теория государства и права»: Учебник.-2-е изд.,перераб. и доп.- М.:ТК «Велби», из-во «Проспект», 2004 г.- 648с. «Разделение властей в государственном механизме».

11. Матузов Н. И., Малько А. В. «Теория государства и права», Учебник.-2-е изд.,перераб. и доп.-М., «Юристъ», 2007.- 541 с. «Сущность и функции государства».

12. Нерсесянц В. С. «История политических и правовых учений»,  Москва, «Юридическая литература», 1988 г.        

13. Оксамытный В. В. «Теория государства и права», Учебник для студентов высших учебных заведений - М.: Из-во "ИМПЭ-ПАБЛИШ". 2004.-563 с. «Государственная власть и формы её осуществления».

14. Пикулькин А. В., "Система государственного управления", Москва,

2007 год.

15. Радугин А. А., "Политология", Москва, "Центр" 2001 г.

16.«Теория государства и права». Учебник для вузов/Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалого.-2-е изд., изм. и доп.- М.: Издательство «НОРМА», 2001.-616 с. «Государственная власть».

        17. «Теория государства и права». Учебник/Под ред. проф. В.В.Лазарева.-2-е изд., перераб. и доп. изд-е- М.: «Право и закон»,2007-576 с.  «Аппарат государства».

18.Справочно-правовая система "Консультант плюс".

19. Справочно-правовая система  "Гарант".

 

 

 

 

 

 

 

1 См.: А.А.Радугина «Политология», Москва, «Центр» 2001 г.,стр. 231.

2 См.: Там же.

3 См.: А.А.Радугина «Политология», Москва, «Центр» 2001 г.,стр. 232.

4 См.: А.А.Радугин «Политология», Москва, «Центр» 2001 г.,стр. 233.

5 См.: Пикулькин А.В. «Система государственного управления», Москва, 2007 г., стр 123.

6 См.: Нерсесянц В.С. «История политических и правовых учений», Москва, «Юридическая литература»,1988 г,стр 96.

7 См.: Нерсесянц В.С. «История политических и правовых учений»,Москва, «Юридическая литература»,1988 г.,стр 98.




Информация о работе Государственная власть