Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью теоретического осмысления такого сложного и многопланового политического института как государственная власть, изучения его многочисленных моделей, а также решения практических задач государственного строительства в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровнях в условиях становления российской государственности.
Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1.Государственная и политическая власть…………………………….......6
§1. Понятие государственной и политической власти………………….....…....7
§2. Соотношение государственной и политической власти………………........8
Глава 2.Органы государственной власти……………………………………....…9
§1. Законодательные органы государственной власти……………………........10
§2.Исполнительные органы государственной власти…………………………...15
§3. Судебные органы государственной власти…………………………….........19
Глава 3.Значение теории разделения властей в государственном управлении...21
§1. Возникновение и реализация теории разделения властей…………….........22
§2.Развитие теории разделения властей в России …………….......................26
Заключение…………………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………………………......................32
Так, Гегель считает точку
На
протяжении XIX–ХХ веков разделение
властей завоевало все более
широкие позиции,
§2. Развитие теории разделения властей в России.
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В ст. 10 говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть». Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.
Поэтому
представляется целесообразным
остановиться на анализе
Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. «Президент РФ является главой государства» (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то, и другое, но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном — с исполнительной властью. «Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов — Конституция строго разделяет их полномочия.
Конституция проводит чёткое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.
В соответствии
с принципом разделения властей
и независимости судов
Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет и третью самостоятельную ветвь власти - Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды.
Заключение.
На основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы:
Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
( п. 4 ст. 3,ч. 1 ст. 11,ст. 71,п. 1 ст. 8, ст. 102,ст. 103, ст. 104,ч.4 ст.111,ч. 2
ст. 112,ст. 114,ч. 3 ст.117,ч.4 ст.117,ст. 121,ст. 125,ст. 126,ст. 127)
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
4. Указ Президента РФ от 2 марта 1998 г. № 310 "Об уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителе Министра Юстиции Российской Федерации"
5. «Российская газета», 2004, 22 мая; «Парламентская газета», 2004, 25 мая; «Собрание законодательства Российской Федерации», 2004, № 21, ст. 2023.
6. Журнал "Государство и право", 2005 г., № 12. В. Е. Усанов «Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России», стр. 13.
7. Журнал "Российское право", 2006. Л. В. Серегина «Тенденции разграничения полномочий органов Государственной власти в области содействия занятости населения», стр.28.
8. Журнал "Общественные науки и современность", 2006 г., № 6. В.И. Анишина, Г.А.Гаджиев, «Самостоятельность судебной власти», стр. 53.
9. Комаров С. А., Малько А. В. «Теория государства и права», Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М.: Из-во «НОРМА», 2001-448 с. «Государтвенная власть,её свойства и формы осуществления».
10. Марченко М. Н. «Теория государства и права»: Учебник.-2-е изд.,перераб. и доп.- М.:ТК «Велби», из-во «Проспект», 2004 г.- 648с. «Разделение властей в государственном механизме».
11. Матузов Н. И., Малько А. В. «Теория государства и права», Учебник.-2-е изд.,перераб. и доп.-М., «Юристъ», 2007.- 541 с. «Сущность и функции государства».
12. Нерсесянц В. С. «История политических и правовых учений», Москва, «Юридическая литература», 1988 г.
13. Оксамытный В. В. «Теория государства и права», Учебник для студентов высших учебных заведений - М.: Из-во "ИМПЭ-ПАБЛИШ". 2004.-563 с. «Государственная власть и формы её осуществления».
14. Пикулькин А. В., "Система государственного управления", Москва,
2007 год.
15. Радугин А. А., "Политология", Москва, "Центр" 2001 г.
16.«Теория государства и права». Учебник для вузов/Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалого.-2-е изд., изм. и доп.- М.: Издательство «НОРМА», 2001.-616 с. «Государственная власть».
17. «Теория государства и права». Учебник/Под ред. проф. В.В.Лазарева.-2-е изд., перераб. и доп. изд-е- М.: «Право и закон»,2007-576 с. «Аппарат государства».
18.Справочно-правовая система "Консультант плюс".
19. Справочно-правовая система "Гарант".
1 См.: А.А.Радугина «Политология», Москва, «Центр» 2001 г.,стр. 231.
2 См.: Там же.
3 См.: А.А.Радугина «Политология», Москва, «Центр» 2001 г.,стр. 232.
4 См.: А.А.Радугин «Политология», Москва, «Центр» 2001 г.,стр. 233.
5 См.: Пикулькин А.В. «Система государственного управления», Москва, 2007 г., стр 123.
6 См.: Нерсесянц В.С. «История политических и правовых учений», Москва, «Юридическая литература»,1988 г,стр 96.
7 См.: Нерсесянц В.С. «История политических и правовых учений»,Москва, «Юридическая литература»,1988 г.,стр 98.