Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:40, курсовая работа
Целью данной работы является подробное изучение одной из тем курса теории государства и права и конституционного права –– “Государственное устройство: понятие и формы”. В ней будет рассмотрено понятие государственного устройства, его основные формы, характерные черты и отличия форм государственного устройства. Так же в этой работе будет охарактеризовано государственное устройство Российской Федерации и его проблемы: проблемы асимметричности Российской федерации, проблема бюджетного федерализма.
Введение 3
Глава 1. Понятие и разновидности форм государственного
устройства 4
1. Понятие формы государственного устройства 4
2. Разновидности формы государственного устройства 6
Глава 2. Проблемы государственного устройства Российской Федерации 14
1. Характеристика государственного устройства Российской
Федерации 14
2. Проблема асимметричности Российской Федерации 17
3. Проблема бюджетного федерализма 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ
Курсовая работа студента |
724 группы факультета |
правоведения |
Потапова Алексея Дмитриевича |
Научный руководитель |
к.ю.н., профессор |
Шеховцов |
Виктор Афанасьевич |
Владивосток
2007
ПЛАН
Введение 3
Глава 1. Понятие и разновидности форм государственного
устройства 4
1. Понятие формы государственного устройства
4
2. Разновидности формы государственного
устройства 6
Глава 2. Проблемы государственного устройства
Российской Федерации 14
1. Характеристика государственного устройства
Российской
Федерации 14
2. Проблема асимметричности Российской
Федерации 17
3. Проблема бюджетного федерализма 22
Заключение 27
Список
использованной литературы 29
Введение
История
существования государства
Территориальная
организация государства –
Категория “государственное устройство” даёт ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест1.
Целью данной работы является подробное изучение одной из тем курса теории государства и права и конституционного права –– “Государственное устройство: понятие и формы”. В ней будет рассмотрено понятие государственного устройства, его основные формы, характерные черты и отличия форм государственного устройства. Так же в этой работе будет охарактеризовано государственное устройство Российской Федерации и его проблемы: проблемы асимметричности Российской федерации, проблема бюджетного федерализма.
При написании курсовой работы будет использован нормативный материал, специальная литература, журналы и журнальные статьи, учебная литература.
Глава 1. Понятие и разновидности форм государственного устройства
1. Понятие формы государственного устройства
Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и от каждой из его территориальных единиц2.
Необходимость
определённым образом построить
территориальную организацию
После
определённого порога численности
граждан и размеров территории возникает
необходимость разделить
Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.
Наконец, субъективные и даже случайные факторы – заимствование, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое – влияют на территориальную организацию государства3.
Таким образом, можно определить государственное устройство как политико-территориальную организацию власти, определяющую правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым)4.
Проблема
государственного устройства сравнительно
легко решается в территориально
небольших государствах, но она становится
сложной и приобретает
2. Разновидности формы государственного устройства
Государства современного мира по форме государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.
Статус
отдельных составных частей и
в унитарных, и в федеративных
государствах нередко отличается от
статуса других составных частей
того же государства. В связи с
этим государственно-
Простое (симметричное) устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус.
При сложном (асимметричном) государственном территориальном устройстве составные части государства имеют разный статус.
Унитарное
государство – это единое государство,
внутри которого нет государственных
образований, а административно-
Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму территориального устройства. Оно воплощает классические представления о политическом объединении нации под единой властью. В данной форме только один субъект обладает государственностью – само государство. Оно является единым политическим центром общества. Только ему присущ государственный суверенитет.
Единый
государственный суверенитет
В
унитарном государстве
В унитарном государстве действует единая система законодательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона – акта высшей юридической силы. Однако это не исключает права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем, их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетенции, установленной государством, и не могут противоречить законам.
Обычно
в унитарном государстве
В
унитарном государстве
Территориальное
деление в большинстве
В
мире есть небольшие государства, которые
вообще не имеют административно-
В
унитарных государствах со сложным
(асимметричным) государственно-
Особый статус в ряде стран имеют столицы или их столичные округа. Их статус определяется специальными законами, в которых устанавливается больший контроль за деятельностью администрации столицы со стороны центральной власти.
Унитарные государства с точки зрения организации публичной власти разделяются на децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Такие страны в науке конституционного права называют “регионалистскими”, то есть имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственного устройства.
Некоторые
унитарные государства являются
относительно децентрализованными. В
звеньях административно-
Централизованными
унитарными государствами являются
такие, в которых нет выборных органов
на уровне административно-
Информация о работе Государственное устройство: понятие и формы