Государственное устройство: понятие и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является подробное изучение одной из тем курса теории государства и права и конституционного права –– “Государственное устройство: понятие и формы”. В ней будет рассмотрено понятие государственного устройства, его основные формы, характерные черты и отличия форм государственного устройства. Так же в этой работе будет охарактеризовано государственное устройство Российской Федерации и его проблемы: проблемы асимметричности Российской федерации, проблема бюджетного федерализма.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и разновидности форм государственного
устройства 4
1. Понятие формы государственного устройства 4
2. Разновидности формы государственного устройства 6
Глава 2. Проблемы государственного устройства Российской Федерации 14
1. Характеристика государственного устройства Российской
Федерации 14
2. Проблема асимметричности Российской Федерации 17
3. Проблема бюджетного федерализма 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 

                                                           Кафедра государственного и

                                                      административного права 
 
 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ 

                                                              

                          

                Курсовая  работа студента                             
                724 группы факультета
                правоведения
                Потапова  Алексея Дмитриевича
                 
                Научный руководитель
                к.ю.н., профессор
                Шеховцов
                Виктор  Афанасьевич
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток

2007

ПЛАН 

Введение 3

Глава 1. Понятие и разновидности форм государственного

               устройства 4    
              1. Понятие формы государственного устройства  4 
              2. Разновидности формы государственного устройства 6  
Глава 2. Проблемы государственного устройства Российской Федерации 14  
              1. Характеристика государственного устройства Российской

              Федерации 14  
              2. Проблема асимметричности Российской Федерации 17 
              3. Проблема бюджетного федерализма 22 
Заключение 27

Список  использованной литературы 29  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления, а также степенью централизации государственной власти. Это уясняется термином форма государственного устройства, под которым понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

    Территориальная организация государства – явление  сложное и многоэлементное, означающее определённый порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных его составных частей. Это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование.

    Категория “государственное устройство” даёт ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест1.

    Целью данной работы является подробное изучение одной из тем курса теории государства и права и конституционного права –– “Государственное устройство: понятие и формы”. В ней будет рассмотрено понятие государственного устройства, его основные формы, характерные черты и отличия форм государственного устройства. Так же в этой работе будет охарактеризовано государственное устройство Российской Федерации и его проблемы: проблемы асимметричности Российской федерации, проблема бюджетного федерализма.

    При написании курсовой работы будет использован нормативный материал, специальная литература,  журналы и журнальные статьи,   учебная   литература.

    Глава 1. Понятие и разновидности форм государственного устройства

    1. Понятие формы государственного устройства

    Территория  каждого государства делится  на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и от каждой из его территориальных единиц2.

    Необходимость определённым образом построить  территориальную организацию государства  вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов, развития информационных систем сообщения, передачи управленческих воздействий и т. п. – государство ведёт разнообразную деятельность. А именно, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. д.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы), информационную (сбор и распространение информации) и т. п. Но вести эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

    После определённого порога численности  граждан и размеров территории возникает  необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, губернии, уезды и т. д., а так же создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

    Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.

    Наконец, субъективные и даже случайные факторы – заимствование, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое – влияют на территориальную организацию государства3.

    Таким образом, можно определить государственное  устройство как политико-территориальную организацию власти, определяющую правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым)4.

    Проблема  государственного устройства сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государствах. Особенно это сложно в странах с “пёстрым” национальным и этническим составом, различными историческими и культурными традициями, потребностями населения и т. д. 
 
 
 

2. Разновидности формы государственного устройства

    Государства современного мира по форме государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.

    Статус  отдельных составных частей и  в унитарных, и в федеративных государствах нередко отличается от статуса других составных частей того же государства. В связи с  этим государственно-территориальное  устройство может быть как простым (симметричным), так и сложным (асимметричным).

    Простое (симметричное) устройство государства  характеризуется тем, что все  его составные части имеют  равный статус.

    При сложном (асимметричном) государственном территориальном устройстве составные части государства имеют разный статус.

    Унитарное государство – это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

    Унитарное государство представляет собой наиболее простую форму территориального устройства. Оно воплощает классические представления о политическом объединении нации под единой властью. В данной форме только один субъект обладает государственностью – само государство. Оно является единым политическим центром общества. Только ему присущ государственный суверенитет.

    Единый  государственный суверенитет подтвержден  основным законом, конституцией. Основной закон закрепляет исключительную и  нераздельную государственность на всей территории страны. Территории, входящие в состав унитарного государства не являются суверенными. Естественно, право сецессии (отделения) за территориями не признается5.

    В унитарном государстве учреждается одна система высших государственных органов. Ими являются только центральные политические учреждения – глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные и административные учреждения территорий не относятся к числу высших государственных органов.

    В унитарном государстве действует единая система законодательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона – акта высшей юридической силы. Однако это не исключает права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем, их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетенции, установленной государством, и не могут противоречить законам.

    Обычно  в унитарном государстве устанавливается  единая судебная система.

    В унитарном государстве установлено  единое гражданство (подданство).              

    Территориальное деление в большинстве унитарных  государств является административным и может включает различное число ступеней, звеньев. Как правило это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других – трёх- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. Эти территории делятся на уезды, районы, округа и т. п.

    В мире есть небольшие государства, которые  вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).

    В унитарных государствах со сложным (асимметричным) государственно-территориальным  устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области и регионы, обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других законодательными или политическими (издание местных законов по определённым вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: Дании (Гренландия), Франции (Корсика), Португалии (Азорские острова), Испании (Страна Басков и др.).

    Особый  статус в ряде стран имеют столицы  или их столичные округа. Их статус определяется специальными законами, в которых устанавливается больший контроль за деятельностью администрации столицы со стороны центральной власти.

    Унитарные государства с точки зрения организации  публичной власти разделяются на децентрализованные и централизованные.

    В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Такие страны в науке конституционного права называют “регионалистскими”, то есть имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственного устройства.

    Некоторые унитарные государства являются относительно децентрализованными. В  звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в “регионалистских” государствах6.

    Централизованными унитарными государствами являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы,  в настоящее время немного (отдельные страны Африки и Азии). Данная форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом – диктатором.

Информация о работе Государственное устройство: понятие и формы