Государственное устройство: понятие и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является подробное изучение одной из тем курса теории государства и права и конституционного права –– “Государственное устройство: понятие и формы”. В ней будет рассмотрено понятие государственного устройства, его основные формы, характерные черты и отличия форм государственного устройства. Так же в этой работе будет охарактеризовано государственное устройство Российской Федерации и его проблемы: проблемы асимметричности Российской федерации, проблема бюджетного федерализма.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и разновидности форм государственного
устройства 4
1. Понятие формы государственного устройства 4
2. Разновидности формы государственного устройства 6
Глава 2. Проблемы государственного устройства Российской Федерации 14
1. Характеристика государственного устройства Российской
Федерации 14
2. Проблема асимметричности Российской Федерации 17
3. Проблема бюджетного федерализма 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

    Исключительно за счет бюджетов субъектов РФ финансируются следующие расходы (ст. 86 БК РФ): 1) обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; 2) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; 3) проведение выборов и референдумов субъектов РФ; 4) обеспечение реализации региональных целевых программ; 5) формирование государственной собственности субъектов РФ; 6) осуществление международных связей субъектов РФ; 7) обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ; 8) оказание финансовой помощи местным бюджетам; 9) прочие расходы.

    В Бюджетном Кодексе РФ по-прежнему с максимальной конкретностью не определены доходы, поступающие в  бюджеты различных уровней бюджетной  системы РФ. В ст. 50 и 56 Бюджетного Кодекса РФ лишь отмечено, что в  федеральный бюджет поступают федеральные налоги и сборы, а в бюджеты субъектов РФ - региональные налоги и сборы. Более того, в этом нормативном акте даже не сформулированы критерии, которым должна отвечать собственная доходная база региональных бюджетов22.

    Согласно  ст. 47 БК РФ, главным источником собственных доходов бюджетов субъектов РФ являются налоговые доходы. Однако виды налоговых доходов, составляющие собственную базу региональных бюджетов в БК РФ, не перечислены. В Бюджетном Кодексе РФ лишь отмечено, что региональные налоги и сборы, перечень которых дан в налоговом законодательстве, поступают в региональный бюджет. Однако бюджетная практика давно показала, что региональных налогов и сборов всегда было недостаточно для решения региональных проблем. Между тем, в Бюджетном Кодексе РФ твердо не определены доли федеральных налогов, зачисляемых в региональный бюджет. В Бюджетном Кодексе РФ содержатся отсылочные нормы, сориентированные на ежегодно принимаемый закон о федеральном бюджете. В частности, в ст. 50 БК РФ отмечается, что пропорции распределения федеральных налогов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Между тем, в идеальном варианте межбюджетных отношений следовало бы в Бюджетной Кодексе РФ установить квоту (часть ставки) федеральных налогов, включаемых в собственные доходы региональных бюджетов. В этой связи, как и ранее, во все предшествующие годы, бюджетный федерализм в РФ будет сводиться к перераспределению доходов от центра к регионам. 

    Учитывая  всё это, можно задать вопрос –  в чем причина отсутствия юридических гарантий бюджетного федерализма? Представляется, что существует целый ряд причин, которые вряд ли будут устранены в самые ближайшие годы. Во-первых, на территории РФ имеется 86 субъектов РФ, находящихся в весьма неравном экономическом положении. Отсюда, унифицированное решение проблемы бюджетного федерализма невозможно до тех пор, пока экономическая ситуация в субъектах РФ не будет хотя бы относительно равной. С юридической точки зрения этого можно достичь, лишь принимая ежегодно специфические юридические решения. Иными словами, ежегодно манипулируя размерами отчислений от федеральных налогов в региональные бюджеты. Во-вторых, давление в пользу разработки единой концепции бюджетного федерализма не исходит пока не со стороны федерации, не со стороны ее субъектов. Лидеры субъектов РФ имеют краткосрочные планы, замыкающиеся на " выбивании" денег из центра. В связи с этим до сегодняшнего дня интерес к бюджетному законодательству остается низким. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В первой главе этой работы было рассмотрено понятие государственного устройства и его формы – унитарное государство и федеративное государство, предпосылки формирования этих типов государственности, особенности этих форм государственного устройства, их отличия друг от друга, положительные и отрицательные черты каждой из них.

    Во  второй главе работы было охарактеризовано государственное устройство Российской Федерации и его основные проблемы: проблема асимметричности Российской Федерации и бюджетный федерализм в Российской Федерации. Ядром проблемы асимметричности в Российской Федерации явилось закреплённое Конституцией равноправие субъектов и разностатусность республик с одной стороны, краёв и областей – с другой, автономных округов – с третьей. В работе были рассмотрены возможные пути решения этой проблемы. Вопрос бюджетного федерализма также является наиболее острым в наше время, соответственно ему было уделено должное внимание: рассмотрены основные черты, способы решения и текущее состояние дел в этой сфере.

    Решение проблем федерализма, обусловленных  историей и традициями России, –  это в большей мере вопрос не права, а политики. Снятие противоречий в этом направлении конституционно-правовым способом – путь, требующий взвешенных действий. Он должен основываться на переговорных и согласительных процедурах, постепенно снимающих противоречия неравноправия субъектов Российской Федерации23.

    Сложность этих проблем обуславливается тем, что принятие Конституции в РФ проходило в тяжёлых условиях, явившихся отголосками периода тоталитаризма. Демократические силы желали укрепления подлинно федеративных отношений, преодоления фактического унитаризма РСФСР. Несмотря на проведённую в 1990–1991 гг. определённую демократизацию государственного устройства Российской Федерации, многие проблемы решены не были. Естественное стремление к ликвидации бюрократической централизации к подлинному федерализму порой порождало экстремистское требование полной самостоятельности и даже выхода из РФ. Равноправие субъектов РФ стала главным условием перестройки федеративных отношений на демократической основе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

Нормативный материал

  1. Конституция Российской Федерации. – СПС Консультант Плюс
  2. Бюджетный  кодекс Российской Федерации. –  СПС Консультант Плюс

Специальная литература

  1. Умнова И. А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта РФ // Государство и право. – 1994. – № 8–9. – С. 43–51
  2. Ермакова Ю. М. Россия – Федеративное государство // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. –1997. – № 3. – С. 86–94.
  3. Лысенко В. Н. Развитие Федерации и Конституции России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений) // Государство и право. – 1997. – № 8. – С. 14–20.
  4. Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М.:

          Издательство “Зерцало”, 1998. – 448 с.

  1. Золотарёва М. В. Асимметрия в Федеративном устройстве России //       Вестник Московского университета. Серия 11, Право. –1999. – № 1. – С. 74–84.
  2. Фадеев Д. Е. Конституция Российской Федерации – правовая основа развития бюджетного федерализма // Юридический мир. – 2002. – № 8. – С. 18–28.
  3. Умнова И. А. Современная Конституционная модель Российского федерализма: проблемы совершенствования  и тенденции эволюции // Государство и право. – 1999. – № 11. – С. 5–12.
  4. Карасёва М. А.  Проблемы бюджетного федерализма в России на современном этапе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iatp.vspu.ac.ru/alumni/karaseva_marina_rus.htm. – Дата обращения: 1.03.2007 г.

    

Учебники  и учебные пособия

  1. Арановский К. В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное государствоведение. Уч. Пос. – Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та. 1996. – 447 с.
  2. Конституционное право: Учебник / Под ред. Проф. В. В. Лазарева. – М.: Новый Юрист, 1998. – 544 с.
  3. Государствоведение: Учебник. Чиркин. В. Е. – М.: Юристъ, 1999. – 400 с.
  4. Шеховцов В. А. Конституционное право России: Учебник. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2000. – 118 с.
  5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. – 776 с.
  6. Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. – 4-е изд. изм. и доп. – М.: Норма, 2003. – 816 с.
  7. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник / А. Б. Венгеров. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – 608 с.
  8. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

Информация о работе Государственное устройство: понятие и формы