Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:17, курсовая работа
В Конституции Российской Федерации отмечено: «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом, важная роль в формировании правового государство в России отводится, в том числе, и органам государственной власти, органам олицетворяющим три ветви власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Введение……………………………………………………………………………..3
Понятие и признаки государственных органов …….……………………….5
Классификация государственных органов…………………… ………….….8
Органы исполнительной, законодательной и судебной власти…………....11
3.1. Органы законодательной власти………………………………..…………….11
3.2. Органы исполнительной власти………………………………..……..……....15
3.3. Органы судебной власти………………………………..………......................20
Заключение …………………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………………27
Органы исполнительной власти или, как их часто называют, органы государственного управления по сути дела являются органами, осуществляющими государственное управление. Они располагают вспомогательными государственными учреждениями, которые входят в аппарат управления, и осуществляют подготовку, принятие и реализацию актов управления.
Главное назначение
Исполнительная деятельность - это, когда они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органов исполнительной власти. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований.
Органы исполнительной власти составляют многоуровневую систему. Взаимодействие органов разных уровней определяется Конституцией РФ и республик, входящих в его состав, а также федеративным договором. По вопросам ведения федерации и совместного ведения ее и субъектов должны устанавливаться общие принципы организации системы органов и формы взаимодействия федеральных органов с республиканскими и территориальными. Единство подходов к решению должно обеспечивать порядок в управлении, взаимоотношения субъектов федерации, как между собой, так и с центром федерации, то есть управляемость в государстве.
В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на центральные, и местные. К центральным относятся те органы, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или территорию государства - субъекта федерации. К ним можно отнести правительство или кабинет министров, министерства, федеральные службы и ведомства.
К местным органам исполнительной власти относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких территориальных единиц. Однако главным носителем высшей исполнительной власти в подавляющем большинстве стран выступает глава государства
Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. В некоторых странах глава государства может рассматриваться в качестве неотъемлемой, составной части парламента, то есть законодательной власти, так как без его подписи закон не действителен. Либо глава государства может одновременно являться и главой исполнительной власти (правительства), либо только главой государства и не входить в какую-либо ветвь власти. Однако нужно заметить, что глава государства может быть единоличным или коллегиальным. Монарх и президент являются единоличными органами власти, к коллегиальным же относятся постоянно действующие органы парламента, им избираемые, к примеру, Государственный совет на Кубе, где нет президента. В зависимости от формы правления главой государства может являться монарх, или президент.
Монарх – лицо, осуществляющее
высшую государственную власть
единолично, пожизненно и получающее
ее, как правило, по наследству.
Как правило, монарх (король, султан
и др.) является главой государства
и одновременно главой
Президент служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности.
Остается открытым вопрос о природе президентской власти в России, где Президент характеризуется Конституцией как глава государства (п.1 ст.80), а п.1 ст.110 гласит, что «исполнительная власть РФ осуществляет Правительство РФ».
Такое отсутствие определенности в большинстве новых конституций, особенно принятых в последние десятилетия, не случайно. В современных условиях многих стран президентская власть занимает особое положение, она, как и «правительственная власть» характеризуется своеобразием.
В условиях парламентарных республик она, как власть, сведена к нулю, хотя президент и выполняет важные государственные полномочия. Лишь в экстраординарных случаях, он может действовать как реальная власть.
В
президентской республике исполнительная
власть президента трансформировалась
в исполнительно-
В полупрезидентской республике качество президентской власти в определенной мере изменяется. Президент как бы ставится над ветвями власти, «выносится за скобки», он отнюдь не только исполнитель законов и не главным образом исполнитель. Его исполнительно-распорядительная деятельность дополняется, а иногда и вытесняется арбитражной. Он начинает играть арбитражную роль по отношению к институтам государственной власти, ее ветвям, а иногда по отношению к обществу в целом. Президенту, конечно, принадлежат исполнительно-распорядительные полномочия и нередко более весомые, чем в президентской республике. Они осуществляются часто и непосредственно, а нередко - через правительство. При президенте создается его собственная администрация помимо администрации правительства. Администрация президента представляет собой разветвленную систему, нередко подменяющую правительство, а в отдельных отношениях играющую и более важную роль. Президент активно участвует в законодательстве, более активно, чем в президентской республике, где он иногда не имеет даже права законодательной инициативы, его нормотворческие полномочия расширены: ведь его полномочие по конституции не ограничено ветвью исполнительной власти, и это дает ему большую свободу маневра.
Число
полупрезидентских республик
Правительство — это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной. Правительства имеют разные названия: кабинет, кабинет министров, совет министров, государственный совет, федеральное правительство и др.
В состав правительства обычно входят: глава правительства (премьер- министр, председатель совета или кабинета министров, первый министр, канцлер и т.д.), его заместители и члены правительства (министры, секретари, статс-секретари), возглавляющие отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты).
Правительство осуществляет
В зависимости от
Смысл деятельности
Основной задачей Правительства является исполнение законов. Однако на этом его полномочия не исчерпываются. В компетенции правительства входит и издание правовых актов (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны для исполнения. Правительство осуществляет свою деятельность через органы государственной администрации — министерства, ведомства, агентства, комиссии и т.д.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» предусмотрена следующая система исполнительных органов:
а) федеральные министерства,
б) Федеральные службы,
в) федеральные агентства.
Министерство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Кроме этого осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
3.3. Органы судебной власти
Важное
место в государственном
Подобно тому, как законодательные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Так, например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.) говорится, что «судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону». Органы, осуществляющие правосудие, – третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти, и в системе сдержек и противовесов.
В отличие от законодательной власти суд не издает законы, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Суд занимается иной деятельностью. Он рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Это могут быть уголовные дела, имущественные и трудовые споры, конфликты в политической сфере, жалобы граждан на действия чиновников и т.д.
Судебная система имеет
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ. Конституцией Российской Федерации предусмотрены:
а) Конституционный Суд РФ;
б) Верховный Суд РФ;
в) Высший Арбитражный Суд РФ,
Система судов в Российской Федерации подразделяется на три ветви.
- Конституционный Суд Российской Федерации.
Этот суд состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства России, конституций, уставов и иных законов субъектов Федерации;
- суды общей юрисдикции.
К ним относятся общегражданские и военные суды. На вершине системы находится Верховный Суд Российской Федерации. На него возложен судебный надзор за деятельностью всех судов данной ветви. Общегражданские суды среднего звена – это Верховные Суды республик, краевые, областные суды, городские суды в городах Москва и Санкт-Петербург, суды автономной области и автономных округов. Они рассматривают гражданские и уголовные дела, отличающиеся повышенной сложностью.
К основным относятся суды округов, районов и городов. На долю этих судов приходится рассмотрение гражданских и уголовных дел по существу (в среднем примерно 97-98% от общего количества), а также всех дел об административных правонарушениях, подведомственных судам. К судам общей юрисдикции относятся также военные суды. Они разрешают дела о преступлениях, совершаемых военнослужащими и приравненными к ним лицами. Основное звено военных судов образуют суды гарнизонов, армий, соединений, флотилий. К военным судам среднего звена относятся военные суды округов, видов Вооруженных Сил РФ, групп войск и флотов. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». Все военные суды находятся под судебным надзором Верховного Суда РФ;