Государственный орган

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание

В Конституции Российской Федерации отмечено: «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом, важная роль в формировании правового государство в России отводится, в том числе, и органам государственной власти, органам олицетворяющим три ветви власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Понятие и признаки государственных органов …….……………………….5
Классификация государственных органов…………………… ………….….8
Органы исполнительной, законодательной и судебной власти…………....11
3.1. Органы законодательной власти………………………………..…………….11

3.2. Органы исполнительной власти………………………………..……..……....15

3.3. Органы судебной власти………………………………..………......................20

Заключение …………………………………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая то ТГП.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

      Органы  исполнительной власти или, как их часто называют, органы государственного управления по сути дела являются органами, осуществляющими государственное управление. Они располагают вспомогательными государственными учреждениями, которые входят в аппарат управления, и осуществляют подготовку, принятие и реализацию актов управления.

        Главное назначение исполнительных  органов — исполнение законов,  их реализация, т.е. осуществление исполнительно-распорядительной деятельности.

      Исполнительная  деятельность - это, когда они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органов исполнительной власти. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований.

      Органы  исполнительной власти составляют многоуровневую систему. Взаимодействие органов разных уровней определяется Конституцией РФ и республик, входящих в его состав, а также федеративным договором. По вопросам ведения федерации и совместного ведения ее и субъектов должны устанавливаться общие принципы организации системы органов и формы взаимодействия федеральных органов с республиканскими и территориальными. Единство подходов к решению должно обеспечивать порядок в управлении, взаимоотношения субъектов федерации, как между собой, так и с центром федерации, то есть управляемость в государстве.

      В зависимости от сложности задач  и территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на центральные, и местные. К центральным относятся те органы, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или территорию государства - субъекта федерации. К ним можно отнести правительство или кабинет министров, министерства, федеральные службы и ведомства.

      К местным органам исполнительной власти относятся органы, деятельность которых ограничивается рамками  одной или нескольких территориальных единиц. Однако главным носителем высшей исполнительной власти в подавляющем большинстве стран выступает глава государства

      Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа.  В некоторых странах глава государства может рассматриваться в качестве неотъемлемой, составной части парламента, то есть законодательной власти, так как без его подписи закон не действителен. Либо глава государства может  одновременно являться и главой исполнительной власти (правительства), либо только главой государства и не входить в какую-либо ветвь власти. Однако нужно заметить, что глава государства может быть единоличным или коллегиальным. Монарх и президент являются единоличными органами власти, к коллегиальным же относятся постоянно действующие органы парламента, им избираемые, к примеру, Государственный совет на Кубе, где нет президента.  В зависимости от формы правления главой государства может являться монарх, или президент.

        Монарх – лицо, осуществляющее  высшую государственную власть  единолично, пожизненно и получающее  ее, как правило, по наследству.  Как правило, монарх (король, султан  и др.) является главой государства  и одновременно главой исполнительной  власти. Однако во многих странах  монарх лишен конституцией полномочий исполнительной власти или утратил их на практике, оставаясь главой государства, как правило, в виде безвластного символа единства нации.

        Президент служит носителем и гарантом государственного суверенитета. Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности.

        Остается открытым вопрос о природе президентской власти в России, где Президент характеризуется Конституцией как глава государства (п.1 ст.80), а п.1 ст.110 гласит, что «исполнительная власть РФ осуществляет Правительство РФ».

      Такое отсутствие определенности в большинстве  новых конституций, особенно принятых в последние десятилетия, не случайно. В современных условиях многих стран  президентская власть занимает особое положение, она, как и «правительственная власть» характеризуется своеобразием.

      В условиях парламентарных республик  она, как власть, сведена к нулю, хотя президент и выполняет важные государственные полномочия. Лишь в экстраординарных случаях, он может действовать как реальная власть.

      В президентской республике исполнительная власть президента трансформировалась в исполнительно-распорядительную. Он не просто исполняет законы, а ведет огромную административную работу, руководит различными сторонами общественной жизни при помощи государственного аппарата управления. Но, как мы видели, президент не только исполнитель, главный администратор, он активно участвует в нормотворчестве, имея по Конституциям ряда стран право, издавать акты с силой закона.

      В полупрезидентской республике качество президентской власти в определенной мере изменяется. Президент как бы ставится над ветвями власти, «выносится за скобки», он отнюдь не только исполнитель законов и не главным образом исполнитель. Его исполнительно-распорядительная деятельность дополняется, а иногда и вытесняется арбитражной. Он начинает играть арбитражную роль по отношению к институтам государственной власти, ее ветвям, а иногда по отношению к обществу в целом. Президенту, конечно, принадлежат исполнительно-распорядительные полномочия и нередко более весомые, чем в президентской республике. Они осуществляются часто и непосредственно, а нередко - через правительство. При президенте создается его собственная администрация помимо администрации правительства. Администрация президента представляет собой разветвленную систему, нередко подменяющую правительство, а в отдельных отношениях играющую и более важную роль. Президент активно участвует в законодательстве, более активно, чем в президентской республике, где он иногда не имеет даже права законодательной инициативы, его нормотворческие полномочия расширены: ведь его полномочие по конституции не ограничено ветвью исполнительной власти, и это дает ему большую свободу маневра.

      Число полупрезидентских республик имеет тенденцию к росту. В специфических условиях государства переходного периода в них складывается своеобразная президентская власть. Отдельные элементы парламентаризма появляются и в традиционных президентских республиках. Президентская власть принимает своеобразный характер, она все более «отпочковывается» как особая разновидность государственной власти, занимает арбитражное положение по отношению к другим ее ветвям».

     Правительство — это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.  Правительства имеют разные названия: кабинет, кабинет министров, совет министров, государственный совет, федеральное правительство и др.

       В состав правительства обычно  входят: глава правительства (премьер- министр, председатель совета или кабинета министров, первый министр, канцлер и т.д.), его заместители и члены правительства (министры, секретари, статс-секретари), возглавляющие отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты).

       Правительство осуществляет административную, или исполнительно- распорядительную  деятельность в стране. Под его  руководством находятся государственный  аппарат, вооруженные силы, финансы  государства, иностранные дела. Существуют  однопартийные и коалиционные правительства. Однопартийное правительство состоит из представителей одной партии, а коалиционное — из двух и более. В странах с нестабильной политической ситуацией создается беспартийное правительство.

       В зависимости от государственного устройства правительство может быть единым (в унитарном государстве) либо федеральным, действующим наряду с правительствами республик и автономий (в федеративном государстве).

        Смысл деятельности исполнительной  ветви власти — фактически  реализовать те положения принятых парламентом законов, которые нуждаются в принудительном исполнении или вмешательстве в их исполнение в иной форме органов публичной власти.

      Основной  задачей Правительства является исполнение законов. Однако на этом его полномочия не исчерпываются. В компетенции правительства входит и издание правовых актов (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны для исполнения. Правительство осуществляет свою деятельность через органы государственной администрации — министерства, ведомства, агентства, комиссии и т.д.

      В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» предусмотрена следующая система исполнительных органов:

      а) федеральные министерства,

      б) Федеральные службы,

      в) федеральные агентства.

      Министерство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Кроме этого осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

      Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

      Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

      3.3. Органы судебной власти

      Важное  место в государственном аппарате занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых  является осуществление правосудия. Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом.

      Подобно тому, как законодательные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Так, например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.) говорится, что «судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону». Органы, осуществляющие правосудие, – третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти, и в системе сдержек и противовесов.

      В отличие от законодательной власти суд не издает законы, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Суд  занимается иной деятельностью. Он рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Это могут быть уголовные дела, имущественные и трудовые споры, конфликты в политической сфере, жалобы граждан на действия чиновников и т.д.

        Судебная система имеет сложную  структуру, она включает в себя  различные специфические судебные  учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные  суды.  В зависимости от правовой  сферы, на которую распространяются  полномочия, различают суды общей, специальной и административной юрисдикции.  Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие.

        Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ. Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

      а) Конституционный Суд РФ;

      б) Верховный Суд РФ;

      в) Высший Арбитражный Суд РФ,

      Система судов в Российской Федерации подразделяется на три ветви.

      - Конституционный  Суд Российской  Федерации.

      Этот  суд состоит из 19 судей, которые  назначаются Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства России, конституций, уставов и иных законов субъектов Федерации;

      - суды общей юрисдикции.

      К ним относятся общегражданские  и военные суды. На вершине системы  находится Верховный Суд Российской Федерации. На него возложен судебный надзор за деятельностью всех судов данной ветви. Общегражданские суды среднего звена – это Верховные Суды республик, краевые, областные суды, городские суды в городах Москва и Санкт-Петербург, суды автономной области и автономных округов. Они рассматривают гражданские и уголовные дела, отличающиеся повышенной сложностью.

      К основным относятся суды округов, районов  и городов. На долю этих судов приходится рассмотрение гражданских и уголовных  дел по существу (в среднем примерно 97-98% от общего количества), а также всех дел об административных правонарушениях, подведомственных судам. К судам общей юрисдикции относятся также военные суды. Они разрешают дела о преступлениях, совершаемых военнослужащими и приравненными к ним лицами. Основное звено военных судов образуют суды гарнизонов, армий, соединений, флотилий. К военным судам среднего звена относятся военные суды округов, видов Вооруженных Сил РФ, групп войск и флотов. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». Все военные суды находятся под судебным надзором Верховного Суда РФ;

Информация о работе Государственный орган