Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть такие понятия как государство, государственное принуждение, их взаимосвязь.
Поставленная цель достигается с помощью следующих задач:
1.Рассмотрение истории зарождения принуждения;
2.Изучение понятия и сущности принуждения;
3.Выявление видов принуждения;
4. Охарактеризование принуждения.
Введение 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Плюрализм в понимании и определении государства 7
1.2 Признаки государства 9
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ 12 2.1 Принуждение как метод осуществления функций государства 12
2.2 Государственное принуждение 12
2.3 Органы, осуществляющие государственную власть 16
2.4 Виды государственного принуждения 17
ГЛАВА 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 19
3.1 Понятие, признаки, основания юридической ответственности 19
3.2 Признаки юридической ответственности 20
3.3 Функции юридической ответственности 21
3.4 Виды юридической ответственности 23
3.4 Принципы юридической ответственности 27
Заключение 30
Литература 32
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
и профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
теории государства и права
юридического
Проверил:
Хабаровск 2010
План.
Введение 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Плюрализм в понимании и определении государства 7
1.2 Признаки государства 9
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ 12 2.1 Принуждение как метод осуществления функций государства 12
2.2 Государственное принуждение 12
2.3 Органы, осуществляющие государственную власть 16
2.4 Виды государственного принуждения 17
ГЛАВА 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 19
3.1 Понятие, признаки, основания юридической ответственности 19
3.2 Признаки юридической ответственности 20
3.3 Функции юридической ответственности 21
3.4 Виды юридической ответственности 23
3.4 Принципы юридической ответственности 27
Заключение 30
Литература 32
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность
обозначенной темы обусловлена тем,
что практически вся
Проблема исследования: для каких целей применяется государственное принуждение?
Объектом исследования является меры принуждения, осуществляемые в обществе со стороны государства. Оправданное насилие, принуждение гражданина к совершению определенных действий, добровольное следование установленным правилам поведения вопреки своей воле.
Предметом исследования являются причины и обоснование необходимости принуждения, как средства достижения стабильности государственной целостности, власти, благополучия нравственного и экономического состояния общества
Цель данной работы – раскрыть такие понятия как государство, государственное принуждение, их взаимосвязь.
Поставленная
цель достигается с помощью
1.Рассмотрение
истории зарождения
2.Изучение понятия и сущности принуждения;
3.Выявление видов принуждения;
4. Охарактеризование принуждения.
Поставленные в работе задачи решались с помощью: теоретического анализа литературных источников и метода сравнительно-правовых характеристик.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время исследуемому вопросу в литературе уделяется достаточно внимания. Это связано с тем, что многие государства стремятся к правовому (в частности и Россия). А в правовом государстве недопустимо неоправданное применение мер принуждения. Поэтому, чтобы не совершать ошибок прошлого проблеме государственного принуждения стали уделять внимание. Ведь, если законодательство логично и ясно формулирует идею свободы и справедливости, то государственное принуждение с целью соблюдения юридических норм будет справедливым и правомерным, иначе - оно становится произволом (что и получается в государствах с тоталитарным режимом).
Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование научного материала по данной теме, также его анализ.
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА.
Плюрализм в понимании и определении государства.
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?». У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах - основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху
широкое распространение
Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые признаки государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было».
Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,- утверждал Ф. Ф. Кокошкин,- а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества - тоже лишь один из признаков, но не все государство.
Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни - государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству».
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».
Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат управления и принуждения, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому более точная следующая формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понятие государства и больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
И в современной науке существует множество определений государства.
Государство - это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельностью людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций1.
Государство — это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его объединение2.
Государство — это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения3.
Государство —
это организация публичной
Государство —
это политическая организация общества,
распространяющая власть на всю территорию
страны и все ее население, располагающая
для этого специальным аппарато
Как мы видим, в каждом из определений, государство опирается на аппарат принуждения. Однако это не означает, что принуждение зародилось вместе с государством. С зарождением государства принуждение к соблюдению и исполнению норм права становится по своему характеру государственным. Оно осуществляется уполномоченными на то государственными органами и является одним из методов управления обществом. Такое законодательство представляет собой отрицательную реакцию общества и его граждан на недопустимый для них вариант поведения, выбранный тем или иным лицом.
Однако если бы государство определялось только принуждением, нам пришлось бы отнести его к безнадежно природным феноменам, которым оно, безусловно, не является. Только когда принуждение институционализированно в профессиональную, систематическую и организованную форму социального контроля - это происходит, когда людей выдергивают из повседневной жизни в общине и предполагают не просто «управлять» ею, но делать это при помощи монополии силы только здесь мы можем говорить о государстве.
Признаки государства.
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Каковы же эти признаки?
1. Территориальная
организация населения и
С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.