Государство и принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – раскрыть такие понятия как государство, государственное принуждение, их взаимосвязь.
Поставленная цель достигается с помощью следующих задач:
1.Рассмотрение истории зарождения принуждения;
2.Изучение понятия и сущности принуждения;
3.Выявление видов принуждения;
4. Охарактеризование принуждения.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Плюрализм в понимании и определении государства 7
1.2 Признаки государства 9
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ 12 2.1 Принуждение как метод осуществления функций государства 12
2.2 Государственное принуждение 12
2.3 Органы, осуществляющие государственную власть 16
2.4 Виды государственного принуждения 17
ГЛАВА 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 19
3.1 Понятие, признаки, основания юридической ответственности 19
3.2 Признаки юридической ответственности 20
3.3 Функции юридической ответственности 21
3.4 Виды юридической ответственности 23
3.4 Принципы юридической ответственности 27
Заключение 30
Литература 32

Работа состоит из  1 файл

Государство и принуждение.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

От негосударственных  организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная  (государственная) власть. Публичной  она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего  рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная  в государственных органах и  учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,- это колония либо доминион.

Суверенитет как  свойство государственной власти заключается  в ее верховенстве, самостоятельности  и независимости.

Верховенство  государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее средств принуждения, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной  власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском  Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.

4. Неразрывная  связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ.

 

Принуждение как метод осуществления функций государства.

Среди методов  осуществления функций государства  выделяют такие, как: убеждение, принуждение, рекомендации, поощрение.

Убеждать –  значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д.

Принуждать  – значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.

Рекомендовать – значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства.

Поощрять –  значит с помощью системы вознаграждения побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально  полезную деятельность.

С позиции рассматриваемой  проблемы нам важно изучить такой метод, как принуждение.

 

 

Государственное принуждение.

Государственное принуждение — психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов  и должностных лиц государства  на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Интересно, что право  на насилие принадлежит исключительно  государству. Конечно, насилие в  нашей жизни применяется не только государством, но и, например, родителями по отношению к своим детям, руководителями каких – либо организаций и учреждений по отношению к своим подчинённым. Но их действия противозаконны. Более того, закон запрещает эти действия под страхом применения к ним самим насилия. Надо сказать, что насилие, угрозы, принуждение не являются единственным средством установления порядка государством, и они очень строго регламентируются законом. Поэтому говорят о легитимном праве государства на применение насилия.

Первоначально государственное принуждение призвано защищать интересы государства, общества и граждан. Принуждение государством – дополнительный, вспомогательный метод управления обществом. Первостепенным методом является метод убеждения.

 

Негативные  поступки (проступки) – социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам права, общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений и тесно связанных с ними государственных интересов. В обществе действуют собственные (социальные) внутренние закономерности, некоторые из которых облечены в форму норм права и нормативных актов. Но они не принесут желаемого результата, если не будут действовать.

Основанием  к применению государственного принуждения  выступает, как правило, правонарушение и иные неугодные другим гражданам, обществу и государству правовые отклонения.

Общество, естественно, реагирует на такое поведение. Формой реакции и выступает применяемое  по отношению к данному лицу государственное  принуждение. Например, к исполнению возложенных на человека, но невыполненных им юридических обязанностей.

Государственные принудительные меры применяются не всегда исключительно в связи  с правонарушениями и явными патологическими  явлениями, но только в определенных, четко обозначенных в законе случаях. Допустим, с целью предотвращения возможных вредных последствий и обеспечения общественной безопасности применяются досмотры багажа в аэропортах, таможенные досмотры и др. 

 

В правовом государстве (к коему стремится и Россия) у государственного принуждения  имеется ряд особенностей.

Государственное принуждение реализуется в процедурной  форме, закрепленной нормативно-правовыми  актами. Эти акты устанавливают основания  применения принудительных мер, виды и  размеры принудительных мер, определяют субъектов юрисдикционной деятельности и их компетенцию, а также порядок исполнения принуждения, устанавливают права граждан на защиту.

Чем точнее и  полнее упорядочена процедура государственного принуждения, тем прочнее правовые гарантии прав и свобод граждан и  тем меньше вероятность того, что  должностные лица будут злоупотреблять властью.

К тому же государственное  принуждение в правовом государстве  не ставит целью причинять физические и иные страдания правонарушителю, оно не носит характера истязания  по своей природе. Это принуждение  ориентировано на воспитание честного гражданина.

Государственное принуждение охватывает:

а) пресечение правонарушения, как правило, это законные насильственные действия по прекращению противоправного  поведения, такого как арест преступника, изъятие у него орудий преступления, задержание правонарушителей и т.д.;

б) предупреждения правонарушений и других, неугодных для общества и личности действий, проведение различных организационно-правовых действий - эвакуацию из районов стихийного бедствия, осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, и др.;

в) юридическую  ответственность, которая заключается  в возложении на правонарушителя  определённых лишений, к примеру, ограничений  либо лишения свободы, наложение  штрафа и др.;

г) правовосстановление, то есть восстановление прав гражданина, нарушенных ранее. Например, возвращение имущества, восстановление доброго имени и др.

 

Государственное принуждение – осуществляется на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организациями, должностными лицами в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний. Принуждение существует в любом человеческом обществе и является одним из необходимых методов поддерживания в нём организованности и порядка. Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведёт себя вопреки своей воле, но в интересах общества и государства. Принуждается член общества к исполнению обязанностей, к соблюдению запретов.

В течение столетий право  и насилие отожествлялись, особенно - в обыденном сознании, с правом всегда связывалась готовность его отстаивать. И не случайно богиня правосудия Фемида держит в одной руке весы, на которых взвешивается право, а в другой - меч, как символ его защиты, силы. По образному выражению Р. Иеринга, «меч без весов есть голое насилие, весы без меча - бессилие права».

 

Органы, осуществляющие государственную власть.

Как уже отмечалось выше, меры принуждения очень строго регламентируются законом. Для этого создан особый класс органов исполнительной власти, основной задачей которых является принуждение субъектов права к соблюдению требований действующего законодательства. К таким специальным органам власти, которые часто называют «правоохранительные органы», относятся:

  • Прокуратура, выполняющая функцию общего надзора за соблюдением законодательства, а также функцию следственного органа по уголовным делам и ряд других функций. Именно в прокуратуру следует обращаться с жалобами на неправомерные действия должностных лиц органов власти, нарушающие законные права лиц, при этом жалоба составляется в произвольной форме – прокурорские работники сами разберутся с юридической подоплекой дела. Хотя, разумеется, помощь юриста будет нелишней, учитывая нежелание прокуратуры конфликтовать с другими органами власти;
  • Министерство внутренних дел, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации;
  • Федеральная служба безопасности, которая является юридическим лицом и наделена соответствующими правами и обязанностями, как то - осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие по делами, отнесенным законом к компетенции ФСБ, проникать в специальные службы и организации иностранных государств, производящих разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы, проверять у граждан и должностных лиц документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;
  • Служба судебных приставов-исполнителей, которые производят исполнение приговоров, решений, постановлений и определений суда, при котором они состоят, а кроме того, судебных актов других судов (в том числе вышестоящих, военных, арбитражных судов и др.), исполнительных надписей нотариусов, постановлений и решений общественных организаций третейских судов, местных органов власти и управления в случаях, предусмотренных законом, а также решений других органов и организаций, наделенных юрисдикционными правами, если они не исполняются в добровольном порядке;
  • Целый ряд других служб и органов власти.

 

Виды  государственного принуждения.

Видами государственного принуждения являются:

· меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, отмена незаконного акта);

· меры пресечения правонарушений (привод, изъятие имущества, административное задержание, заключение под стражу, подписка о невыезде и др.);

· меры предупреждения правонарушений и иных нежелательных явлений (проверка документов, прекращение либо ограничение  движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

· меры защиты или правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др.).

Как видим, юридическая  ответственность является лишь одним  из видов государственного принуждения. Как и все виды государственного принуждения, юридическая ответственность представляет собой принудительное воздействие, может исходить только от уполномоченных на то органов или лиц,  осуществляется исключительно на основе норм права, осуществляется строго в соответствии с процедурой, ими предусмотренной.

В отличие от иных видов принуждения, юридическая  ответственность всегда является следствием только противоправного поведения  лица и при этом всегда связана  с определенными лишениями, ограничениями, которым подвергается правонарушитель.

По содержанию государственное принуждение делится на: психическое (или психологическое) и физическое. Эти виды отличаются друг от друга по содержанию, но в то же время передают общую сущность. Сфера воздействия на объект определяет вид государственного принуждения.

В то время как психологическое (психическое) государственное принуждение непосредственно обращено на психику человека, меры физического воздействия обращены в сторону физической (личной или материальной) стороны существования субъекта.

Физическое  принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может быть направлено и на коллектив лиц, хотя и в этом случае оно “рассеивается” по индивидам.

Функция психического государственного принуждения –  предупреждение правонарушений. Психическое  государственное принуждение тесно связано с убеждением.

Физическое  государственное принуждение выражается в физическом воздействии на общественное положение, имущество, денежные средства лиц или их объединений. Воздействуя  на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение.

Информация о работе Государство и принуждение