Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 09:56, курсовая работа
Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”; правом,основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство —это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.
1. Понятие и признаки правового государства.
· История развития концепции правового государства.
· Правовое государство по Канту.
· Предпосылки образованияя правового государства в Казахстане.
2. Система разделения властей в правовом государстве.
· Принцип разделения властей.
· Система “сдержек и противовесов”
3. Верховенство закона.
· Конституция – как основной закон Республики Казахстан.
· Законотворчество в Республике Казахстан
4. Права и свободы человека в системе ценностей.
· Народ – как основной источник власти.
· Комплекс прав и свобод в системе общественых отношений.
· Охрана прав и свобод человека и гражданина государством.
5. Взаимная ответственность личности и государства.
· Взаимодействие гражданского общества и государства в системе
правового регулирования.
· Социальная и юридическая защищенность личности.
· Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.
· Система судебных органов и судопроизводства.
6. Практика становления правового государства в Казахстане.
· Казахстан в постсоветский период.
· Проблемы создания правового государства в Казахстане.
ПЛАН
1. Понятие и признаки правового государства.
· История развития концепции правового государства.
· Правовое государство по Канту.
· Предпосылки образованияя правового государства в Казахстане.
2. Система разделения властей в правовом государстве.
· Принцип разделения властей.
· Система “сдержек и противовесов”
3. Верховенство закона.
· Конституция – как основной закон Республики Казахстан.
· Законотворчество в Республике Казахстан
4. Права и свободы человека в системе ценностей.
· Народ – как основной источник власти.
· Комплекс прав и свобод в системе общественых отношений.
· Охрана прав и свобод человека и гражданина государством.
5.
Взаимная ответственность
· Взаимодействие гражданского общества и государства в системе
правового регулирования.
· Социальная и юридическая защищенность личности.
· Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.
· Система судебных органов и судопроизводства.
6.
Практика становления
·
Казахстан в постсоветский
· Проблемы создания правового государства в Казахстане.
ПОНЯТИЕ
И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о
совместимости государства с правом. Правовое государство —это продукт нового
времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя,
как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими
корнями в античное общество. В основе современных концепций правового
государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724—гг.), французского
просветителя и правоведа Монтескье (1689—гг.) и других европейских
просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени
Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому,
бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл
государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе
которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми,
неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в
условиях правового
государства принципиально
государстве, ибо
для правового государства
государственной власти, связанность ее правом и законом.
Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам:
источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или
свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился
до понимания своей
ответственности перед
поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического
императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда
относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как
к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”и “поступай
так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”; правом,
основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения
людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило
свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные,
цивилизованные отношения между людьми; государство —это соединение множества
людей, подчиненных правовым законам. Или “государство в идее, такое, каким
оно должно быть”обязано сообразовываться “с чистыми принципами права”;
государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах
суверенитета.
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы
правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и
содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии —это
добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к “правильной”форме
государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит
всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов,
посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности
народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону,
поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану
семейного достояния.
Теоретическая конструкция
сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ вв. , включает разделение
властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового
закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование
общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим
принципом “дозволено все, что не запрещено законом”, установление реальных
гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического
развития. Еще несколько лет назад словосочетание “правовое государство”
привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где
критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием
и провозглашалось “социалистическое правовое государство”. Вызывает сомнение
научная осмысленность самого сочетания “социалистическое правовое
государство”. Прилагательное “социалистический”указывает на господствующую
форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового
государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более
того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е.
частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве
делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и
претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и
противоречивым.
Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно
ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик
(связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции),
определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового
государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных
актов, — и то и другое есть признаки не правового, а полицейского
государства. Суть государства правового —именно в характере законов, их
соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение
суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к
процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие
блеска его.
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового
государства является социальной ценностью всего человечества, удачным
сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового
государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-
казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к
труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское
общество. Гражданское общество —система экономических, духовных, культурных,
нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и
добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения
своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на
принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами
и правом вмешательства государства. Государство —лишь форма гражданского
общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность,
общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату
власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское
общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и
организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств
государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не
только “гражданственность”, известную степень политической свободы, но и
“буржуазность”, т.е.
экономическую независимость
получить доход не из рук государства.
Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом
обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко
ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса
институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии,
необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление
власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих
законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления;
подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное
правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая
исполнительную власть.
В основе правовой экономики лежит принцип “от каждого по способностям
—каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и
потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует
возродить ряд свобод:
1. открыть простор всем видам собственности;
2. заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве
сторон;
3. сделать главенствующим принцип “разрешено все, что не запрещено”;
4. обеспечить эквивалентный характер обмена;
5. утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера;
6. не ограничивать инициативу и предприимчивость.
Правовая экономика и гражданское общество — переход от распределительного
общества к рыночному — это глубинные, сущностные предпосылки формирования
правового государства.
Правовое государство — это государство, обслуживающее потребности