Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 09:56, курсовая работа
Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”; правом,основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство —это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.
1. Понятие и признаки правового государства.
· История развития концепции правового государства.
· Правовое государство по Канту.
· Предпосылки образованияя правового государства в Казахстане.
2. Система разделения властей в правовом государстве.
· Принцип разделения властей.
· Система “сдержек и противовесов”
3. Верховенство закона.
· Конституция – как основной закон Республики Казахстан.
· Законотворчество в Республике Казахстан
4. Права и свободы человека в системе ценностей.
· Народ – как основной источник власти.
· Комплекс прав и свобод в системе общественых отношений.
· Охрана прав и свобод человека и гражданина государством.
5. Взаимная ответственность личности и государства.
· Взаимодействие гражданского общества и государства в системе
правового регулирования.
· Социальная и юридическая защищенность личности.
· Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.
· Система судебных органов и судопроизводства.
6. Практика становления правового государства в Казахстане.
· Казахстан в постсоветский период.
· Проблемы создания правового государства в Казахстане.
создания правовых механизмов, обеспечивающих их полное соответствие закону.
Но реализация этих идей возможна лишь при наличии единого правового
пространства как
определяющего условия
государственности. “Война законов”, начавшаяся с принятием бывшими союзными
республиками Деклараций
о государственном
которых провозглашался приоритет республиканского законодательства перед
союзным, продолжается.
В современном демократическом
государстве эффективность
сопряжена с наличием
единого правового
значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и
выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными
актами. Подзаконные
акты, включая ведомственные
инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут
быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности
или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как
соответствующие конституции и иным законам.
Идея единого правового пространства становится национальной. В странах
Западной Европы
концепция правового
европейского экономического пространства, получает все большее признание, и
выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища,
отношениями между правоохранительными органами.
В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые
обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это —социально-экономические,
политические, юридические и международные гарантии. Политические гарантии
законности —это
прежде всего демократизм
строя Республики Казахстан, политический и идеологический плюрализм, активное
участие граждан в управлении делами государства. Социально-экономические
гарантии законности —многообразие форм собственности, создание необходимых
условий для их развития, обеспечение им равной защиты, свободное
предпринимательство, право граждан распоряжаться своими способностями к
производительному и творческому труду, справедливые условия найма,
увольнения, оплаты и охраны труда и т.д. К юридическим гарантиям относятся
следующие: нормативная урегулированность законами или подзаконными актами
всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная
деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а также
правоохранительных органов, привлечение к юридической ответственности
должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К международным
гарантиям относятся: деятельность международных организаций,
специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в
различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы, где
нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан, право
граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав.
Законность и правовое государство —категории во многом тождественные, но у
них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения
законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое
государство предъявляет подобное требование к государственным структурам,
выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового
государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных
структур — государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и
их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к
превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность
которой не зависит от отношения к ней.
Таким образом, рассмотрев
такие аспекты правового
разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной функции
правового государства.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ
Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона как
разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов,
сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества
действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав
человека недопустимо. Более того оно обязано последовательно и неукоснительно
обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное
значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни
общества и государства. Ее решение предполагает создание государством
надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.
Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому
государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщая
декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948г. , Международный
пакт об экономических,
Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI
сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.
Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и
гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них
придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции
невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое
государство признает, что все вопросы, связанные с виновностью или не
виновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать
только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по
которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы
его судил суд присяжных. В Республике Казахстан это право отражено в ст.75
Конституции Республики Казахстан.
Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит
из 30 статей. В ней провозглашается, что “все люди рождаются свободными и
равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и
должны поступать в отношении друг друга в духе братства”. Далее в ней
указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство,
обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого
человека на признание его правосубъектности, т.е. предоставления человеку
возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные
законодательством.
Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному
аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную
защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации
также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и
семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну
корреспонденции и т.п. Она закрепляет и другие права и свободы человека,
которые должны быть
признаны и уважаться всеми
совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право
убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на
свободный выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание
профсоюзов и т.д.). Политический и идеологический плюрализм — отличительный
признак правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо.
Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице
своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве
цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими
противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно
излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и
агитацию в пользу своих идеологических концепций.
Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением
демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о
своей приверженности к той или иной политической организации, и
идеологической пристрастности.
Отсюда становится понятным, почему государство не должно навязывать обществу
какую-то одну идеологию или создавать преимущество для той или иной
политической организации.
Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально
обеспечены в государстве. Это достигается прежде всего принятием и
проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в
соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных
документов о правах человека также следует указать Международный пакт о
гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.
Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции
Республики Казахстан, принятой всенародным голосованием 30 августа 1995г.
(ст.ст. 90, 3, Указы Президента РК “О Конституции Республики Казахстан” и “О
проведении 30 августа 1995 года республиканского референдума”, а также
полностью глава 2 —права и свободы человека и гражданина). Ст. 39 гласит:
“Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами
и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного
строя, охраны общественного порядка,прав и свобод человека, здоровья и
нравственности населения.” А статья 39 п.3 Конституции Республики Казахстан
не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и
гражданина даже в условиях чрезвычайного положения,а именно право на
гражданство, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести,
право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного
государственными органами или их должностными лицами.
Статья 12 закрепляет положение о том, что в Республики Казахстан признаются и
гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным