Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 09:56, курсовая работа

Описание

Концепция правового государства у И.Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”; правом,основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство —это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Содержание

1. Понятие и признаки правового государства.

· История развития концепции правового государства.

· Правовое государство по Канту.

· Предпосылки образованияя правового государства в Казахстане.

2. Система разделения властей в правовом государстве.

· Принцип разделения властей.

· Система “сдержек и противовесов”

3. Верховенство закона.

· Конституция – как основной закон Республики Казахстан.

· Законотворчество в Республике Казахстан

4. Права и свободы человека в системе ценностей.

· Народ – как основной источник власти.

· Комплекс прав и свобод в системе общественых отношений.

· Охрана прав и свобод человека и гражданина государством.

5. Взаимная ответственность личности и государства.

· Взаимодействие гражданского общества и государства в системе

правового регулирования.

· Социальная и юридическая защищенность личности.

· Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.

· Система судебных органов и судопроизводства.

6. Практика становления правового государства в Казахстане.

· Казахстан в постсоветский период.

· Проблемы создания правового государства в Казахстане.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.97 Кб (Скачать документ)

принципам и нормам международного права. Пункт 2 статьи 12 гласит: “Права и

свободы человека принадлежат  каждому от рождения, признаютсяя  абсолютными и

неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов  и иных нормативных

правовых актов.”  Это означает, что государственные  и судебные органы,

должностные лица в  своей деятельности непосредственно  руководствуются и

применяют нормы  Конституции. На основании статьи 40 Конституции Республики

Казахстан Президент  Республики Казахстан является символом и гарантом

единства народа и государственной власти,незыблемости Конституции Республики

Казахстан, прав и  свобод человека и гражданина. Президент  Республики

Казахстан обеспечивает согласованное функционирование всех

ветвейгосударственной власти и ответственность органов  власти перед народом.

В Республике Казахстан  все равны перед законом и  судом. Конституцией

провозглашается недопустимость использования прав и свобод для  посягательства

на конституционный  строй, права и свободы других лиц, недопустимость лишения

человека прав и  свобод и их ограничения.

Значительное внимание уделено в Конституции личным, гражданским и

политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право  частной собственности

охраняется законом (ст.6). Закрепляется право частной  собственности на землю

(ст.ст. 21, 25.), а также  право на свободное использование  своих способностей

и имущества для  предпринимательской деятельности и иной не запрещенной

законом экономической  деятельности (ст.ст. 24, 26.), что обеспечивает

создание надежной конституционной базы для продвижения  экономической реформы,

стабильного развития рыночной экономики.

Пункт 2 статьи 13 Конституции  Республики Казахстан гласит: “Каждый  имеет

право на судебную защиту своих прав и свобод.”

Пункт 3 статьи 13 Конституции  Республики Казахстан провозглашает  право на

получение квалифицированной  юридической помощи, право обвиняемого  отказаться

от дачи показаний  на суде; право осужденного на пересмотр  приговора

вышестоящим судом, а также право просить о  помиловании или смягчении

наказания (ст.15). Существуют и другие декларируемые Конституцией Республики

Казахстан гарантии прав и свобод человека.

Среди ряда уже ранее  названных особенностей права современного гражданского

общества нужно  выделить то, что права и свободы  человека не только все более

становятся целью  законодательства и направлений  правовой политики, но и прямо

включаются в содержание правового регулирования как  непосредственный критерий

при определении  правомерности того, или иного  поведения, предмет судебной

защиты. Отсюда, возможность  обжалования государственных актов  в международных

правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права

человека.

Каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод. Эта защита

обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст.13), но

и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту

важнейших прав и  свобод —права на тайну личных вкладов, переписки, телефонных

переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. (ст.18),

неприкосновенность  жилища (ст.25), права частной собственности (ст.26).

В Республики Казахстан  гарантируетс государственная защита прав и свобод

человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права  и свободы всеми

способами, не запрещенными законом (ст.13). Никто не может быть лишен права

на рассмотрение его дела в том суде и тем  судьей, к подсудности которых  оно

отнесено законом (ст.75 п.2, ст.84). При этом Конституция  впервые вводит в

судебную практику новый институт — присяжных заседателей. Обвиняемый в

совершении преступления имеет право на рассмотрение его  дела судом с участием

присяжных заседателей (ст. 75, п.2).

В реальной жизни  повсеместно нарушаются права и  свободы граждан (и не только

в нашей стране, а  во всем мире), это выражается в: нарушении  международных

актов, относящихся  к правам народов, нарушении правового  равенства граждан,

использовании прав и свобод в антиконституционных  целях экстремистскими

силами, элементарным невыполнением законов. В Казахстане отсутствуют

специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и  свободы казахстанских

граждан, их реальную гарантированность. Фактически права  и свободы граждан

только провозглашаются, но реально в жизни нередко  происходит вопиющее

нарушение самых  элементарных прав и свобод.

Ежедневно в мировом  сообществе происходят массовые нарушения  прав и свобод

человека — это  преступления геноцида, различные способы  рассовой

дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а  также

преступления против человечества.

     ВЗАИМНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА

Взаимная ответственность  личности и государства — неотъемлемый признак

правового государства. В недемократическом государстве  признается только

ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и

свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив,

делается акцент на ответственности государственных  органов и должностных лиц

перед гражданами за их посягательство на их права и  свободы. Эта

ответственность обретает реальный характер только при наличии  соответствующих

нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения  к ней

должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан  и

предусматривающих жесткие санкции за это (ст.ст. 1, 3, 8, 89).

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан  является конституционное

положение, в соответствии с которым властные структуры  государства обязаны

обеспечить каждому  возможность ознакомления с документами  и материалами

непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 4 п.4) В  правовом

государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и

свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.13 Конституции

Республики Казахстан). Все это вместе взятое делает государство  ответственным

перед гражданином. В свою очередь гражданин несет  ответственность за свои

незаконные действия перед государством в лице его  органов.

     ПРАКТИКА  СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА  В КАЗАХСТАНЕ

В своём послании к народу Н.А. Назарбаев сказал - “Сейчас  завершается важный

этап преобразования Казахстана в демократическое государство. На основе

Конституции формируется  демократическая система власти”. Реальные

демократические преобразования в праве начались со второй половины 80х

годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.)

путча. Получил общее  признание принцип “правового государства”, были отменены

репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться

демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный

Совет Республики Казахстан, Высший Арбитражный суд Республики Казахстан). В

1991г. Парламентом  Республики Казахстан была одобрена  концепция судебной

реформы, которая  направлена на утверждение судебной власти в государственном

механизме как самостоятельной  влиятельной силы, независимой в  своей

деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Парламентом

Республики Казахстан  в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина,

исходит из того, что  государство признает приоритет  прав и свобод человека, что

соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства  человека -

главная обязанность  государственной власти. Процесс  формирования правового

государства предполагает создание системы политических, юридических  и иных

гарантий, которые  обеспечивали бы реальность этих конституционных  положений,

равенство всех перед  законом и судом, взаимную ответственность  государства и

личности.

В качестве одной  из важнейших задач, связанной с  формированием правового

государства, следует  рассматривать развитие и совершенствование

законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В

последнее время  приняты очень многие законодательные  акты, создающие основы

для дальнейшего  развития нашего государства как  демократического, правового.

Это Декларация о  государственном суверенитете Республики Казахстан,

Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о

собственности, Конституция  Республики Казахстан, Договор об общественном

согласии.

В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала  однопартийная

система, которая  исключала возможность создания и функционирования легальных

оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся

марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство

предполагает развитое гражданское общество, в котором  взаимодействуют

различные общественные организации, политические партии, в  котором никакая

идеология не может  устанавливаться в качестве официальной  государственной

идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве  строится на основе

идеологического, политического  многообразия (плюрализма), многопартийности.

Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из

направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим

важным звеном между  личностью и государством, в котором  реализуется большая

часть прав и свобод человека; утверждение принципов  политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в

государственной и  политической жизни нашего общества, является уровень

политической и  правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того

правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился  в последнее время

не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.

Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными

лицами — неотъемлемая черта демократического государства.

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные  процессы в развитии

государства и права  — становление в новых “независимых государствах”

Информация о работе Гражданское общество