Характеристика и оценка стилей управления в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. В рыночных условиях многие вопросы экономической жизни общества приходится рассматривать по-новому. При функционировании рыночного хозяйства в стране возникают проблемы, пути, решения которых требуют тщательного обоснования. Становление и развитие рыночных отношений сопровождается формированием нового хозяйственного механизма, в котором важная роль отводится как прогнозированию, так и планированию.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Работа.docx

— 86.81 Кб (Скачать документ)

   ВВЕДЕНИЕ

   Актуальность  темы исследования. В рыночных условиях многие вопросы экономической жизни общества приходится рассматривать по-новому. При функционировании рыночного хозяйства в стране возникают проблемы, пути, решения которых требуют тщательного обоснования. Становление и развитие рыночных отношений сопровождается формированием нового хозяйственного механизма, в котором важная роль отводится как прогнозированию, так и планированию.

   Методы  прогнозирования и планирования обогащаются и совершенствуются ускоренными темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый – это экономические кризисы последней четверти ХХ в. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники.

   Однако  при переходе России к рыночным отношениям планирование и прогнозирование  оказалось практически полузабытым. В начале 90-х гг. система прогнозирования  и планирования в нашей стране была фактически ликвидирована.

   Отечественные предприятия сразу же столкнулись  с рядом проблем. Из-за стремления гарантировать свою деятельность, уменьшить  негативное влияние внешних и  внутренних рисков, многие предприниматели  вынуждены были обратиться к проблемам  прогнозирования и планирования своего бизнеса.

   Многолетний опыт зарубежных фирм показал, что недооценка прогнозирования и планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, игнорирование  зачастую приводят к большим экономическим  потерям.

   В рыночных условиях предприятия широко используют преимущества прогнозирования  и планирования в конкурентной борьбе. Наличие детально разработанного плана-прогноза позволяет активно развивать  предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы.

   В целом исключительная актуальность, объективная необходимость прогнозирования  и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена:

   - усложнением межотраслевых и  региональных связей;

   - неспособностью рыночной экономики  к саморегулированию;

   - деятельностью государства и  отдельных предприятий как субъекта  рыночных отношений.

   Когда отечественные предприятия переживают сложный и этап своего развития, прогнозирование и планирование - главные условия успешной деятельности любого предприятия.

   Объектом  исследования являются общественные отношения, связанные с прогнозированием и планированием в процессе управления.

   Предметом исследования являются совершенствование прогнозирования и планирования в процессе управления.

   Цель курсовой работы - разработать научно-методические положения и систему алгоритмов прогнозирования и планирования основных показателей функционирования лесоперерабатывающего предприятия, создать систему моделей активного прогнозирования и анализа основных показателей развития данной отрасли. 
 

   Основными задачами исследования являются:

   - обобщение на основе теоретического  анализа опыта научно- методической  работы прогнозирования и планирования  социально-экономических процессов;

   - анализ существующей практики  прогнозирования, планирования и  управления лесоперерабатывающих  предприятий, составление на этой  основе рекомендаций по ее  совершенствованию;

   - разработка методических положений  по прогнозированию и планированию  показателей эффективности лесоперерабатывающего  предприятия и производительности  труда, фондоотдачи, себестоимости  оказываемых услуг;

   Информационная  база. Отдельные стороны данной проблемы рассматриваются в работах зарубежных ученых: Р. Акоффа, Г. Кунца, К.Д. Льюиса, Дж. Мартино, К.К. Сио, Г. Тейла, Г. Форда и др.

   Особенно  глубокие традиции прогнозирования  и планирования имеет российская экономическая наука в лице таких  ученых-экономистов, как М.И. Бухалков, Л.Е. Басовский, С.М. Вишнев, А.И. Гладышевский, Л.Н. Ковалева, Е.М. Четыркин, А.А. Френкель, и др. Русская экономическая мысль  в теории прогнозирования и планирования обогатила мировую науку работами Н.Д. Кондратьева и В.В. Леонтьева.

   Методологической  базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых. Привлекались разработки и анализ планов создания и функционирования предприятий лесоперерабатывающей промышленности, разнообразные  методические схемы, облегчающие познание процесса планирования и прогнозирования. Применялись методы систематизации, технико-экономического анализа, информации и принятия решений.

   Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  И ПЛАНИРОВАНИЯ В  ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ

      1.1. Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования.

   Планирование  и прогнозирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм прогнозирования и планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи  между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией  планов.

   Прогноз – научно-обоснованное предвидение характера будущего поведения какой-либо системы в целом или ее составных частей при определенных условиях. Прогноз связан с анализом состояния и оценкой перспектив развития тех или иных явлений. Можно выделить два этапа прогнозирования:

   - поисковый этап – рассмотрение  будущего состояния отрасли при  неизменности влияния на нее;

  • целевой этап - прогноз того, что нужно предпринять, чтобы выйти на тот уровень состояния отрасли, который считается приемлемым.

   Прогнозы  также имеют  классификацию по различным признакам:

    1. По уровню: - макропрогнозы; - микропрогнозы.
    2. По временным горизонтам: - краткосрочные (от 1 до 3 лет); - среднесрочные (от 3 до 5 лет) ; - долгосрочные (более 5 лет).
    3. По факторам повторяемости: - иррегулярные; - прогноз более или менее повторяющийся; - предвидение лишь общего контура явлений.
    4. По содержанию: - прогнозы НТП; - демографические; - экономические; - социальные; - экологические; - отраслевые; - территориальные; - внешнеэкономические.
 

   Прогнозирование выполняет следующие функции:

  • количественный и качественный анализ  тенденций развития предприятия – должны быть выявлены позитивней и негативные тенденции;
  • вероятностное, альтернативное предвидение развития предприятия, учитывающее сложившиеся тенденции и поставленные цели;
  • оценка возможностей и последствий активного действия на прогнозные процессы.

   Принципами  прогнозирования являются:

  • системность;
  • адекватность;
  • альтернативность;

   Методы  прогнозирования делятся на две группы:

  • качественные методы устанавливают общие закономерности развития прогнозных процессов;
  • количественные методы дают возможность выразить качественные характеристики в количественном выражении.

   Прогнозы социально-экономического развития регионов преимущественно должны составляться в двух вариантах: базовый – инерционное развитие; основной – применение в прогнозном периоде системы управляющих воздействий.1

   1.2. Планирование целей предприятия, этапы и принципы планирования.

   Научно-аналитической  стадией прогнозирования является планирование.

   Комплексно-целевые  прогнозы – план. План – мотивированная схема действий по достижению определенных результатов.

   Планирование – это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы.2 Планирование включает систему мер, предусматривающих определение конкретных целей развития организации, способов и методов достижения этих целей, установление порядка и сроков выполнения для этого работ, контроль за их выполнением.

   Отправной точкой планирования является планирование результатов.

   Классификация результатов:

  1. «идеал» - результат, который не достижим, но к которому можно и стремиться.
  2. «цель» - результат, которого можно достигнуть в обозримом будущем.
  3. «задачи» – результат, который имеет конкретную форму и достигается в конкретные промежутки времени.

   Можно выделить следующие виды целей:

  1. Конечные (победа в конкурентной борьбе);
  2. Высшие (получение прибыли, рост прибыли и рентабельности);
  3. Промежуточные (увеличение пропускной способности ресторана);
  4. Подцели (увеличение количества услуг).3

   По  возможности измерения цели подразделяются на экономические, количественные, качественные и стратегические.

   К экономическим относятся: объем  услуг, прибыль и рентабельность, ликвидность, структура капитала и  т.д.  Количественные тесно связаны  с экономическими.

   Качественные  цели ПОП – это уровень обслуживания, уровень сервиса, соответствие мировым  стандартам.

   Основные  стратегические цели ПОП в условиях рыночной экономики можно сформулировать так:

  1. Завоевание и расширение доли рынка;
  2. Рост прибыли на вложенный капитал;
  3. Завоевание доверия клиентов;
  4. Эффективность функционирования.

   Процесс планирования проходит ряд этапов, по В. Хойеру их четыре:

  1. Разработка общих целей;
  2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный (сравнительно короткий) период времени;
  3. Определение путей и средств достижения целей;
  4. Контроль за достижением поставленных целей, путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

   Принципы  планирования предприятие может  выбирать самостоятельно.

   К основным принципам планирования относятся следующие:

  • Гибкость (адаптивность) – реакция на изменчивость условий, которая проявляется в придании планам способности менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному уменьшению эффективности функционирования экономического объекта.
  • Непрерывность предполагает, что планирование должно осуществляться непрерывно в рамках установленного цикла.
  • Холизм – объединяет два направления координацию и интеграцию. Принцип координации устанавливает, что деятельность любой части организации нельзя планировать эффективно, если делать это независимо от остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что в организации существуют разнообразные относительно обособленные подразделения со своими частными планами, но каждая из подсистем должна действовать.
  • Оптимальность – выбор из альтернативных вариантов развития такого, который обеспечит максимальную эффективность функционирования предприятия.
  • Комплексность – взаимосвязь взаимозависимость всех элементов системы планирования.
  • Целенаправленность  - разработка планов для достижения намеченных целей.
  • Точность предполагает, что планы должны быть конкретизированы и детализированы в такой степени, в какой это необходимо для успешной реализации плана и в какой позволяют внутренние возможности.

Информация о работе Характеристика и оценка стилей управления в организации