Информационное обеспечение государственного управления

Автор работы: a***************@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание

Основная цель работы – изучить теоретические и практические основы формирования системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления.
Задачи заключаются в том, чтобы, во-первых, определить роль информации в государственном управлении; во-вторых, рассмотреть особенности процесса информационного обеспечения государственного управления в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре; в-третьих, раскрыть содержание проблем информационного обеспечения государственного управления и возможные пути их преодоления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Роль информации в государственном управлении………………………...5
Информация как основа государственного управления…………………...5
Информационные технологии …………………………………..………….9
Информационное обеспечение государственного управления в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре…………………………………….12
Процесс информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре…………………………………………………………………………12
2.2. Понятие и роль электронного правительства…………………………….19
Проблемы информационного обеспечения государственного управления и пути их преодоления………………………………………………………...21
Создание информационной системы государственного управления…………………………………………………………………..21
Совершенствование организации управленческой информации в системе государственного управления……………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Система ГМУ.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

  Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Заочный факультет  

Дисциплина: Система государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

студентки группы

на  тему: Информационное обеспечение государственного управления    
 
 

                  Руководитель

                                                                          «___»_____________2010г.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Роль информации в государственном управлении………………………...5
    1. Информация как основа государственного управления…………………...5
    2. Информационные технологии …………………………………..………….9
  2. Информационное обеспечение государственного управления в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре…………………………………….12
    1. Процесс информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре…………………………………………………………………………12

    2.2. Понятие  и роль электронного правительства…………………………….19

  1. Проблемы информационного обеспечения государственного управления и пути их преодоления………………………………………………………...21
    1. Создание информационной системы государственного управления…………………………………………………………………..21
    2. Совершенствование организации управленческой информации в системе государственного управления……………………………………………...24

Заключение………………………………………………………………………….29

Список используемой литературы………………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Информация давно стала неотъемлемой частью жизнедеятельности не только одного человека в частности, но и общества в целом. Увеличение её объемов и разнообразия, появление соответствующих технологий – все это усиливает роль и влияние информации на организацию деятельности людей в различных сферах (экономическая, научная, социальная, политическая, культурная, идеологическая и т.д.).

      Эффективное управление на федеральном, региональном и муниципальном уровнях требует обширной базы разнообразной информации. Она может быть получена как извне, так и внутри самой системы управления, однако при этом часто ощущается не только недостаток соответствующей информации, но и избыток несистематизированной, а подчас и бесполезной информации. Информационные технологии позволяют добиться повышения точности, полноты, оперативности и достоверности накапливаемой информации; обеспечения высокой степени контроля за выполнением решений и поручений правительства стороны других структур исполнительной власти; обеспечения прозрачности выполнения решений и поручений правительства органами исполнительной власти. В связи с этим актуальным в настоящее время является решение проблемы информационного обеспечения органов власти и управления на всех иерархических уровнях [11].

      Основная  цель работы – изучить теоретические и практические основы формирования системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления.

      Предмет курсовой работы –  информационное обеспечение деятельности органов государственной власти и законодательное регулирование этого процесса.

      Объектом  является информация и технологии, обеспечивающие процесс государственного управления.

      Задачи  заключаются в том, чтобы, во-первых, определить роль информации в государственном управлении; во-вторых, рассмотреть особенности процесса информационного обеспечения государственного управления в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре; в-третьих, раскрыть содержание проблем информационного обеспечения государственного управления и возможные пути их преодоления.

      В соответствии с поставленными задачами выстроена структура работы, то есть в первой части рассматриваются информация как основа государственного управления и информационные технологии в управленческой деятельности. Далее, во второй части работы, говорится о процессе организации информатизации государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В третьей части определены принципы создания информационной системы государственного управления и совершенствования организации управленческой информации в такой системе.

      При работе над данной темой был изучен и  использовался материал учебно-методических пособий по теории государственного управления (Атаманчук В.Г., Василенко И.А., Глазунова Н.И., Добрынин Н.М.), системе государственного и муниципального управления (Рой О.М.,  Чиркин В.Е.); материалы периодических изданий (журнал «Информационные ресурсы России»); законодательная база России и округа в данной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль  информации в государственном  управлении
    1. Информация как основа государственного управления

      Сегодня во всем мире признано, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распространения имеющихся и приобретаемых знаний, действенным инструментом и «материей» управления.

      Работа  с информацией превращается в  обширное и массовое занятие людей, а сама информация выступает основным источником интенсификации и гармонизации общественного развития. Перед обществом стоит проблема овладения информацией, ее организации,   каналов   движения,   способов   осмысления   и   оценки, механизмов эффективного использования на практике. Если здесь не будут предприняты упорядочивающие меры, то общество может «утонуть» в информации, остаться только с ее «шумами», которыми и так уже переполнено так называемое информационное поле.

     Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу государственного управления [5].

     По  существу, все управленческие процессы — это ни что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Но, и это самое важное, в управлении вообще и в государственном управлении в частности происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации.

      Управленческая информация это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий. Она своими «корнями» проникает в социальную информацию, однако выбирает оттуда только то, что отражает управленческие потребности, интересы и цели людей, их совокупную властную волю, конкретные механизмы и способы управленческой организации и регулирования их сознания, поведения и деятельности [5].

      Такая информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям:

      - во-первых, по месту и роли государства в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и соответственно по компетенции конкретных государственных органов (объем и содержание управленческой информации призваны корригироваться с компетенцией государственных органов);

      - во-вторых, по характеру и иерархии законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах (государственное управление во многом существует для исполнения законов, и ему нужна информация, раскрывающая состояние данных отношений);

      - в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия различных государственных органов, а также формируют специфические виды правоотношений;

      - в-четвертых, по восприятию управляющих воздействий и соответствующим изменениям под их влиянием, что свидетельствует о развитии управляемых объектов вследствие государственного управления и возникновению в них новых потребностей в новых управляющих воздействиях [5].

      В практике государственных органов  об этом часто забывают и вводят в управленческую информацию много  политики, идеологии, пропаганды, различных концепций и программ, обещаний и прогнозов.

      Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:

  • нормы законодательных и иных актов, управомочивающие государственные органы и государственных служащих на принятие 
    определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных правовых актов);
  • обращения граждан в государственные органы по реализации 
    своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и 
    защита прав и свобод граждан);
  • обязательные указания вышестоящих государственных органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие 
    реальность государственного управления (директивная управленческая информация);
  • факты, отношения, выявляемые в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах государственного управления);
  • проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве государственных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов) [5].

      Все источники управленческой информации имеют важное значение для надлежащего государственного управления. В каждом государственном органе и по каждой государственной должности информацию, идущую сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали (координирующую), целесообразно связывать в «тугой узел», обеспечивающий реализацию соответствующих полномочий.

      В то же время вся управленческая информация должна соответствовать требованиям актуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности [5].

      Актуальность означает, что собранная информация отличается оперативностью сбора и передачи, новизной, соответствует задачам сегодняшнего дня и может способствовать их решению. Часто именно актуальность обусловливает потенциал информации.

      Достоверность информации определяется ее способностью схватывать и отражать факты, события и особенно их причины и взаимосвязи. Ее получение представляет собой очень многогранные познавательный и аналитический процессы, требующие привлечения специалистов и использования современных научных процедур.

      Достаточность свидетельствует о том, что информация получена по целому ряду системно увязанных вопросов, глубоко и всесторонне раскрывает исследуемый процесс, особенно его внутренние источники, движущие пружины и внешние детерминанты, характеризует процесс в целом, содержит предпосылки для прогнозирования и моделирования возможных новых состояний данного процесса.

      Доступность информации связана с ее открытостью, гласностью, возможностью ее оперативного получения в нужном объеме. Часто информация есть, но она закрыта и используется очень узким кругом должностных лиц. В таком случае коэффициент ее полезного действия очень низок.

      Аутентичность обусловливает текстуальное и словесное выражение информации в понятной людям форме, соответствие их познаниям в области языка. Засоренность информации различными узкоспециальными терминами или иностранными, к тому же редко употребляемыми, словами осложняет постижение и практическое использование информации.

      Таким образом, информация является одной из основ организации государственной власти, при этом она должна соответствовать определенным требованиям (актуальности, достоверности, достаточности, доступности и аутентичности) и ориентирована по перечисленным выше направлениям, что должно положительно отражаться на эффективности деятельности органов власти. 

Информация о работе Информационное обеспечение государственного управления