Информационное обеспечение государственного управления

Автор работы: a***************@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание

Основная цель работы – изучить теоретические и практические основы формирования системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления.
Задачи заключаются в том, чтобы, во-первых, определить роль информации в государственном управлении; во-вторых, рассмотреть особенности процесса информационного обеспечения государственного управления в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре; в-третьих, раскрыть содержание проблем информационного обеспечения государственного управления и возможные пути их преодоления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Роль информации в государственном управлении………………………...5
Информация как основа государственного управления…………………...5
Информационные технологии …………………………………..………….9
Информационное обеспечение государственного управления в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре…………………………………….12
Процесс информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре…………………………………………………………………………12
2.2. Понятие и роль электронного правительства…………………………….19
Проблемы информационного обеспечения государственного управления и пути их преодоления………………………………………………………...21
Создание информационной системы государственного управления…………………………………………………………………..21
Совершенствование организации управленческой информации в системе государственного управления……………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Система ГМУ.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

      Такие единицы информации должны соответствовать уровню и масштабам управляющих подсистем и их звеньев, закладываться в первую очередь в действующие в их рамках информационные системы.

      Важный  аспект создания информационной системы  государственного управления связан с развитием ее технической базы. В зависимости от возможностей технических средств выделяют механизированные, автоматические и автоматизированные информационные системы в управлении. Распространение получают комбинированные информационные системы, сочетающие механические средства ручного обращения с информацией, электронно-вычислительную технику и человеческий разум.

      В заключение следует обратить внимание на некоторые основания, определяющие развитие информационного обеспечения государственного управления [5].

    • информация призвана обеспечивать демократизм
    • государственного управления, то есть информационная система должна быть способной, с одной стороны, брать необходимые данные о функционировании управляемых объектов и доносить их до компетентных органов и, с другой — помогать в выработке рациональных управляющих воздействий, дифференцировать их по всей управляющей подсистеме и доводить до каждого исполнителя;
    • в составе информационной системы государственного управления должны быть крупные и информационно специализированные центры, оснащенные современными компьютерами с емкостью одновременного и качественного обслуживания десятков государственных органов;
    • комплексный подход в реализации взаимодействия человека и машины в информационной работе. Ведь смысл информационного обеспечения государственного управления в конечном счете заключается в органическом соединении научных знаний, научной методологии и методики с новейшими техническими средствами во всех проявлениях информационной работы.

      Таким образом, создание информационных систем необходимо для успешного и эффективного функционирования органов власти и  их взаимодействия с обществом. Подобные системы должны включать в себя: саму информацию (ее совокупный массив), формы, методы и технические средства ее обработки и людей, включенных в информационные процессы.  

    1. Совершенствование организации управленческой информации в системе государственного управления

     В государственном управлении циркулирует огромная по объему, разнообразию и динамике информация. Одна ее часть носит непосредственно управленческий характер, связана с формированием и реализацией управляющих воздействий, другая — по масштабам значительно большая — выражает взаимосвязи государства с обществом, его многочисленными проявлениями, с потребностями и интересами миллионов граждан [5].

     Сейчас  признано не только у нас, но и за рубежом, практически во всех развитых государствах, что существует очень сложная проблема упорядочения управленческой информации, которая для своего решения требует общенациональных и мировых усилий, в том числе и по линии Интернета.

     Отметим несколько направлений совершенствования организации управленческой информации, не требующих особых капиталовложений или сверхусилий и находящихся в пределах сегодняшних возможностей государственно-управляющей системы [5].

     Прежде  всего, речь идет о движении управленческой информации и ее параметрах. Самым насущным вопросом движения управленческой информации является сжатие ее объема за счет изживания дублирующей, повторной и параллельной.

     Необходимо исходить из одного принципа: характер и объем управленческой информации должен соответствовать компетенции государственных органов, функциям и полномочиям государственных должностей.

     Важная  роль в организации движения управленческой информации принадлежит обогащению содержания единицы информационных материалов: введению в них лишь тех сведений, данных, показателей, которые обладают информационными признаками, актуальными для управленческих решений и действий.

     Необходимо  далее четко структурировать  управленческую информацию. Информация должна двигаться таким образом и иметь такие параметры, чтобы ею удовлетворялись информационные потребности государственных органов, должностных лиц, других участников управленческих процессов.

     Заслуживают внимания информационные аспекты  принципов двойного и линейно-функционального подчинения. Достоинства названных принципов зависят от того, как они уравновешены в соответствующих направлениях. Отсюда актуальность анализа содержания, объема и целесообразности управленческой информации, идущей по указанным каналам. Каждый из них должен нести свою информацию, отражающую, с одной стороны, проблемы кооперации, горизонтальной концентрации, а с другой — специализацию, дифференциацию управления, его субординационные зависимости [5].

     Свои  нюансы, требующие анализа, существуют в информационном обеспечении законности в государственном управлении. Это входы и выходы и внутреннее движение управленческой информации по подсистемам государственных органов, по структурным подразделениям и должностям того или иного органа, распределение информации между руководителями и исполнительским персоналом, доступ к информации различных категорий государственных служащих и другие моменты, фиксирующие и характеризующие законность управленческих решений и действий. Все должно вершиться в правовых рамках со строгим соблюдением правового статуса государственных органов и действующих должностных инструкций [5].

     В структурализации управленческой информации в последнее время заслуженное  значение отводится независимой  и объективной экспертизе. Именно она призвана определять качество и актуальность информации, сужать и преодолевать информационные «шумы». Экспертиза мыслится как явление, которое формируется за пределами субъекта государственного управления и затем вводится в управленческие процессы, начинает здесь «взвешиваться», вписываться в систему целей и соответствующих информационных потоков.

     В овладении управленческой информацией  большое место занимает также ее формализация в позитивном понимании этого слова. Множественность повторяющейся, тождественной информации, необходимость правильной передачи и адекватного восприятия ее смысла, актуальность быстрого поиска нужной информации и другие причины обусловливают целесообразность унифицированных, стандартных форм ее выражения и закрепления, широкого использования типовой документации, повышения качественного уровня и уплотнения содержания информации в каждом ее носителе. Образцы, эталоны различных документов, в том числе и управленческих решений, особенно связанных с разрешением определенного класса задач, ситуаций, вопросов, существенно помогают в работе над информацией и повышают ее качество. Поэтому всем государственным служащим целесообразно хорошо знать документоведение [5].

     Формализация  работы с управленческой информацией  создает предпосылки для более  обоснованного распределения компетенции  государственных органов.

     Обоснованной формализации работы с управленческой информацией благоприятствует использование научных процедур и правил отбора, анализа и оценки информации.

     Состояние информационного обеспечения государственного управления во многом зависит от распределения информации внутри государственного органа и ее качества. На первом месте здесь стоит информационное обслуживание руководителей или руководящего звена. Эта категория должна очень хорошо владеть входящей и исходящей информацией. На второе место можно поставить вопрос о распределении информации между должностными лицами, в частности, о том, должен ли кто-либо еще, кроме непосредственного исполнителя, знакомиться с соответствующей информацией. Руководитель может и должен маневрировать движением информации в возглавляемом государственном органе, не допускать, чтобы кто-либо монопольно владел какой-то частью информации, так распределять информацию, чтобы она всегда рассматривалась объективно. Необходимо также добиваться доступности информации для всех должностных лиц этого органа, ибо подобное способствует лучшему исполнению служебных функций [5].

     В информационной работе весомое место  принадлежит контролю за информацией, точнее, контролю за воплощением в жизнь тех интересов, запросов, требований, задач и т.д., которые выражены и закреплены в информации. Можно назвать следующие направления контроля информации [13]:

    • контроль за аутентичностью понимания содержания информации;
    • контроль за соответствующим (по принадлежности, назначению и т.п.) движением информации;
    • контроль за превращением содержания информации в социальную практику — в конкретные поступки, действия, преобразования;
    • контроль за соответствием отчетной информации директивной.

      Руководители государственных органов, специальные контрольные подразделения последних должны придавать контролю информации непрерывный характер, внимательно следить за передатчиками, приемниками и каналами связи информации, четко представлять контролируемые параметры информации и критические точки в ее реализации, уметь не только своевременно улавливать, но и предупреждать возможные отклонения, неувязки или ошибки в информационной работе. Особо важно, чтобы в центре контроля находились обратные связи в информационных потоках.

      Таким образом, информация должна организованно  поступать, анализироваться, оцениваться  и дальше использоваться в управлении государством или регионом. Немалую  роль играет функция контроля за содержанием, движением и доступностью информации.

 

Заключение

      Итак, информация непосредственно является одной из основ организации государственной власти, при этом она должна соответствовать таким требованиям, как актуальность, достоверность, достаточность, доступность и аутентичность и быть ориентирована по определенным направлениям, что должно положительно отражаться на эффективности деятельности органов власти.

      Использование информации в процессе государственного управления осуществляется с помощью  информационных технологий, которые позволяют человеку погрузиться в образную среду решения сложных задач, приблизиться к поставленным целям на качественно новом уровне, облегчить подготовку и принятие управленческих решений.

      Информационное обеспечение служит для наиболее быстрого обмена информацией и предоставления услуг по получению информации, что необходимо в сфере государственного и муниципального управления.

      Так одним из наиболее важных способов информационного обеспечения высших органов власти и организации  взаимодействия их с гражданами, привлечение населения к процессу государственного управления является электронное правительство, которое активно используется в настоящее время.

      Для преодоления возникающих в данной области проблем необходимо, чтобы  движение информации было организованным, сама же информация могла быть проанализирована, оценена и использована дальше в процессе управлении государством или регионом.

      Особую роль играет функция контроля за содержанием, движением и доступностью информации. Данный вопрос регламентируется федеральным и региональным законодательством. 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
  2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 марта 1998 г. № 18-оз «Об информационных ресурсах Ханты-Мансийского автономного округа».
  3. Постановлением губернатора от 5 июня 1996 № 206 «О совершенствовании системы информационного обеспечения органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа»
  4. Арешев, А. Г. Использование ИКТ для эффективной реализации положений административной реформы и приоритетных национальных проектов//журнал Информационные ресурсы России. – 2006. - №6. – С. 22-24
  5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. – М.: Омега – Л, 2004г. – 584 с.
  6. Система государственного и муниципального управления: Учебник/ под общ. ред. Г.В. Атаманчука. – М.: Издательство РАГС, 2005. – 448 с.
  7. Глазунова Н.И. государственное (административное) управление: учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – 560 с.
  8. Добрынин Н.М. Теория и практика государственного управления: Учебник. – Новосибирск: Наука, 2006. – 510 с.
  9. Елагин, В., Козлов, А. Структура информационных ресурсов в системе управления регионов// журнал Информационные ресурсы России. – 2006. - №2. – С. 40-41
  10. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура.: Пер. с англ. М.: ГУ- ВШЭ, 2000. – 80 с.
  11. Государственное и  муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: Учеб. пособие/ Под ред. Е.Г. Коваленко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 409 с.
  12. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – СПб.: Питер, 2006. – 336 с.
  13. Система государственного управления: учеб. пособие/ под общ. ред. проф. А.А. Скамницкого. – М.: Гардарики, 2006г. – 253 с.
  14. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 379 с.
  15. Вторая межрегиональная конференция «Организационно-правовые аспекты внедрения информационных технологий», Ханты-Мансийск, 30-31 марта 2005 г. – Ханты-Мансийск: Уральское литературное агентство, 2005 – 128 с.
  16. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа «Югория-2008», электронная версия.
  17. Информационное законодательство ХМАО – Югры // http://www.admhmao.ru
  18. Электронное правительство: как приблизить чиновника к гражданину?// http://www.connect.ru/article.asp?id=5103
  19. «Электронная Югра» http://www.fedpress.ru/federal/polit/society/id_168287.html

Информация о работе Информационное обеспечение государственного управления