Институт государственной службы: содержание, структура, проблемы и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:53, курсовая работа

Описание

Развитию законодательства о государственной службе уделяется в настоящее время особое внимание, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Возникла необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственная служба России в историко-правовом аспекте 5
Глава 2. Государственная служба: правовые основы, понятие,
система, принципы 9
Глава 3. Структура государственной службы 15
Глава 4. Проблемы государственной службы 24
4.1. Этические проблемы государственной службы 24
4.2. Проблема коррупции во властных структурах 27
Глава 5. Пути развития института государственной службы 30
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ТГП.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Государственная служба организуется и действует исходя из равного соответствует ч. 4 ст. 32 Конституции РФ, а также ст. 25 п. «С» Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со   своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо    дискриминации. Не допускается установление при приёме на государственную службу, каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений по признакам пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного и имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и профессиональным союзам, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по  соответствующей должности.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.

В некоторых случаях гражданин РФ не может быть принят на госслужбу, а именно: признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать государственные должности в течение определённого срока; наличия в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; наличия близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного другому, а также в случаях отказа: от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну; от представления сведений о доходе или имуществе.

Такая нормативная характеристика государственной службы позволяет чётко определить черты статуса государственного служащего. Это - гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленным федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение,  выплачиваемое за счёт средств федерального бюджета или за счёт средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Размеры расходов на денежное содержание государственных служащих, включая расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых им социальных услуг, устанавливаются соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.

Гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, предъявляются следующие квалификационные требования, которые устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы:

1) В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования;

2) В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

 

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Государственным служащим могут быть присвоены следующие классные чины:

-              действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса - гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы;

-              государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса -гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы;

-              советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса - гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы;

-              референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса - гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы;

-              секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса - гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы.

 

Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются (ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"):

1) соглашение сторон служебного контракта (ст. 34);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (ст. 35);

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36);

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст. 37);

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31);

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ст. 29);

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (ч.ч. 2, 3 ст. 28);

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта (ст. 39 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации");

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (ст. 40);

12) выход гражданского служащего из гражданства РФ (ст. 41 ФЗ);

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных ст. 17 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ч. 7 ст. 27 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

 

Кроме того, в Законе предусмотрены и дополнительные основания прекращения государственно-служебных отношений. В их числе указывается достижение предельного возраста, установленного для замещения государственной должности - 65 лет. Допускается продление нахождения на   государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год. Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

 

При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;

2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 с. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

 

4.              Проблемы государственной службы

4.1.               Этические проблемы государственной службы

В глазах населения государственный служащий олицетворяет собой государство, и этичность его должностного поведения для обычных граждан имеет большое значение. Но это только усиливает проблему этического в функционировании государственной службы - в обыденном сознании часто именно нравственные, а не профессиональные и деловые качества представителей государственной службы более всего определяют отношение к оценке работы государственного органа власти и управления.

Государственная служба - не только особый вид организации субъекта управления, но и определенная система взаимоотношений государственных служащих по поводу исполнения ими своих обязанностей. Эти взаимоотношения проявляются в различных плоскостях:

-              между государственными служащими и государством;

-              между государственными служащими по линии должностной подчиненности, соподчиненности, координации и т.п.;

-              между государственными служащими различных ветвей власти и гражданским обществом;

-              между отдельными государственными служащими (конкретными должностными лицами) и гражданами и др.[5]

По своему характеру перечисленные взаимоотношения выходят за рамки узкой регламентации нормами служебного права (точнее, той области правовых отношений, которая определяет правовую основу служебной деятельности, в том числе в административном, уголовном, и гражданском аспектах) и являют собой особого рода социальные отношения по поводу выполнения государственным служащим своих служебных обязанностей.

С этой точки зрения, в качестве социального фактора эффективности системы государственной службы необходимо рассматривать именно морально-нравственные характеристики государственных служащих и этические нормы организации деятельности государственной службы.

Морально-нравственная составляющая регламентации деятельности государственного служащего находится в особом положении: с одной стороны, она должна быть стержневой основой его личности, на которую "нанизываются" профессиональные качества, с другой стороны, эту составляющую сложнее всего формализовать в виде определенного свода нормативных требований, так как личность госслужащего гораздо шире его профессиональных обязанностей и интересов.

В основе любого вида профессиональной деятельности, которую выбирает для себя человек, лежит личностная мотивация. Государственная служба как объект профессиональной мотивации имеет особенные отличия, поскольку кроме материальных и социально-статусных стимулов содержит еще и общегражданскую компоненту. В идеале именно гражданские качества, включая их морально-этические составляющие, должны быть определяющими при отборе кандидатов на государственную службу. Но в действительности так происходит далеко не всегда.

Информация о работе Институт государственной службы: содержание, структура, проблемы и пути совершенствования