Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:31, реферат
Правильное определение понятия института президентства, понимание его места в политической системе общества имеет большое теоретическое и практическое значение. Но прежде чем говорить об институте президентства необходимо выяснить, что означает сам термин «институт». В обыденном словоупотреблении «институт» понимается по-разному. В науке этому термину придается собственное содержание. В теории права есть понятие правового института, в гражданском праве говорится об институте собственности, в административном - об институте государственной службы, в трудовом - об институте коллективного договора и т.д. В политологии, характеризуя политическую систему, говорят об её институциональной стороне (государство, президентство, партия и другое).
Следует заметить, что политические институты — это сложная и целенаправленная деятельность всех общественных сил. Анализ имеющейся литературы [1] показывает, что до сих пор отсутствует единое мнение о понятии и определении политического института. Возможно, с общей точки зрения, более правильные сведения даются в Кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология) [2]. «Политический институт (от латинского institutum – установление) — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные области политической деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих общественно-политическую систему».
У каждого института своя сущность, понятие, цель, задачи, социальные функции и основные направления в политической системе общества. Подробный анализ всех институтов не входит в цель исследования, но поскольку его объектом является «институт президентства», то одной из ключевых проблем является вопрос взаимосвязи и взаимоотношений между политическим институтом в широком смысле и институтом президентства как его отрасли. Во-первых, понятие политического института необходимо отличать от политической организации. В ходе исследования выявилось, что в зависимости от сферы действия и функции политические институты подразделяются на реляционные, определявшие ролевую структуру политической системы; регулятивные, указывавшие допустимые рамки независимых по отношению к общепринятым политическим нормам политических действий во имя личных целей и карательными санкциями за выход за эти рамки; культурные, связанные с политическими ролями, ответственными за обеспечение интересов той или иной со
ВВЕДЕНИЕ
Правильное определение понятия института президентства, понимание его места в политической системе общества имеет большое теоретическое и практическое значение. Но прежде чем говорить об институте президентства необходимо выяснить, что означает сам термин «институт». В обыденном словоупотреблении «институт» понимается по-разному. В науке этому термину придается собственное содержание. В теории права есть понятие правового института, в гражданском праве говорится об институте собственности, в административном - об институте государственной службы, в трудовом - об институте коллективного договора и т.д. В политологии, характеризуя политическую систему, говорят об её институциональной стороне (государство, президентство, партия и другое).
Следует заметить, что политические институты — это сложная и целенаправленная деятельность всех общественных сил. Анализ имеющейся литературы [1] показывает, что до сих пор отсутствует единое мнение о понятии и определении политического института. Возможно, с общей точки зрения, более правильные сведения даются в Кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология) [2]. «Политический институт (от латинского institutum – установление) — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные области политической деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих общественно-политическую систему».
У каждого института своя сущность, понятие, цель, задачи, социальные функции и основные направления в политической системе общества. Подробный анализ всех институтов не входит в цель исследования, но поскольку его объектом является «институт президентства», то одной из ключевых проблем является вопрос взаимосвязи и взаимоотношений между политическим институтом в широком смысле и институтом президентства как его отрасли. Во-первых, понятие политического института необходимо отличать от политической организации. В ходе исследования выявилось, что в зависимости от сферы действия и функции политические институты подразделяются на реляционные, определявшие ролевую структуру политической системы; регулятивные, указывавшие допустимые рамки независимых по отношению к общепринятым политическим нормам политических действий во имя личных целей и карательными санкциями за выход за эти рамки; культурные, связанные с политическими ролями, ответственными за обеспечение интересов той или иной социально-политической общности, как целого.
Опыт показывает, что понятие института президентства относится к числу центральных в политической науке. Являясь по характеру интегративным, оно имеет огромное операционное значение при анализе сложных, многоплановых проблем, позволявших определить сущность и выяснить основные направления эволюции политической реальности. Тем не менее, в политологии, как западной, так и восточной отсутствует единая общепринятая трактовка этого термина. Такое положение в известной мере оставляет свободу выбора тех или иных дефиниций при исследовании политического процесса и особенностей возникновения и становления института президентства в какой-либо конкретной стране.
Среди
русских дореволюционных
Введение поста Президента СССР обусловило необходимость изучения этой новой государственной должности. Однако активное исследование данного вопроса российскими авторами началось после учреждения института президентства в России, в особенности - после конституционной реформы 1993 года. Большое внимание месту Президента в политической и правовой системе различных государств уделяли такие авторы, как: И.Ю. Козлихин, В.И. Лафитский, Л.И. Селезнев, Ю.И. Скуратова, В.В. Соболева, А.А. Фурсенко, А.Д. Керимов, М.Н. Марченко, А. Червяков и др.
Само понятие «президент» определяется как выборный глава государства. При этом в юридических науках понятие «президент» проецируется на понятие «институт президентства», который определяется как совокупность государственно-правовых (конституционных) норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти. Поэтому понятие «глава государства» является родовым по отношению к понятию «президент» и общим для глав государств как с республиканской, так и с монархической формой правления. М.В. Баглай утверждает, что термин «глава государства» охватывает понятия «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти», - но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляется термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью. Видовыми признаками понятия «президент» являются выборность и срочность полномочий. Различные модели президентской власти предопределяют использование в Конституции таких терминов, как «глава государства» (Беларусь, Россия), «глава исполнительной власти» (США), «арбитр» (Франция), «высшее должностное лицо» (Россия с 1991 по 1993 годы). Иногда конституционный статус Президента не определен (ФРГ).
Особый интерес представляет анализ понятий «институт президента» и «правовой статус президента», проведенный И.Д. Хутинаевым. Российский ученый отмечает первичность института президента и его больший объем нормативного содержания по сравнению с правовым статусом президента. В отличие от последнего институт президента определяет не только функционирование, но и избрание президента. На этом основании делается вывод о том, что правовой статус - как бы часть правового института, определяющая президентскую деятельность.
Очень
важным для понимания сущности
института президентства
Президент является выборным
главой государства, который
в организационном аспекте
пост Президента имеет ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль в формировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами.
В
кратком энциклопедическом
Таким образом, среди различных понятий «институтов», институт президентства является особой формой правления политической системой общества. Проблема института президентства весьма многогранна. Ее полное и всестороннее исследование является предметом нескольких смежных наук: философии, социологии, политологии, правоведения, истории, этики, психологии и др. В зависимости от того, какая наука оперирует понятием института президентства, в содержании этого понятия особо подчёркивается та или иная сторона, характерная предмету данной науки.
Цель
настоящей работы: охарактеризовать
конституционный статус Президента Российской
Федерации, его функции и полномочия; выявить
особенности института президентства
в России и сделать вывод о значении этого
института в политической жизни государства;
представить возможные перспективы дальнейшего
развития института президентства в РФ.
1.
Становление института президентства
в Российской Федерации
Президентство
принципиально новый
По
ряду исторических причин Россия на протяжении
большей части ХХ в. находилась в
изоляции от Запада и питалась ошибочной
идеей о собственной
По утверждению В.Е.Чиркина [4] институт президентства (президентуры) в различных странах имеет три формы: индивидуальную, коллегиальную и смешанную. Первая характерна для подавляющего большинства стран всех континентов, воплотилась она и в СССР. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Так, институт единоначального президента характеризуется своей определенностью, но, исключая (по крайней мере, юридически) распылённость полномочий главы государства, концентрирует их.
К
сожалению, целый ряд либерально-
В середине марта 1991 года за предложение о введении института президентства на всероссийском референдуме проголосовало 70% его участников. Учреждение должности Президента в Верховном Совете не вызвало серьёзных возражений, потому что предложенная в то время конструкция института президентства в РСФСР как выборного главы исполнительной власти и высшего должностного лица представлялась депутатам более демократичной, чем аналогичный институт власти на союзном уровне. Однако в таком виде он просуществовал недолго. Принятый 24 апреля 1991 г. на IV Съезде народных депутатов РСФСР Закон «О Президенте РСФСР» содержал всего 11 статей и наделял Президента широкими, но расплывчатыми полномочиями. Некоторые из статей аналогичны действующим сейчас, а другие утратили свое юридическое и практическое значение.
Затем, буквально за несколько месяцев, президентская власть благодаря инициативе и напору Б.Н. Ельцина выросла до адекватных его устремлениям размеров и стала действительно судьбоносной для России последнего десятилетия ХХ в. Обозначился дисбаланс в системе разделения властей в пользу Президента и исполнительной власти в целом. Произошла десоветизация России (т.е. роспуск Советов народных депутатов всех уровней); модель института президентства обсуждалась на разных этапах реформирования государственной власти. В результате кризиса вокруг проблемы реальных полномочий Президента, завершившегося событиями 3-4 октября 1993 г., была принята новая Конституция, иначе определившая статус и полномочия Президента, которые заметно отличаются от правового положения Президента образца 1991 г. Тогда он рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными органами представительной власти. Он был наделен правом вето, которое, однако, преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда народных депутатов РСФСР у Президента такого права не было вообще.
Закон
«О Президенте РСФСР» признан указом Президента
недействительным и не подлежащим применению
как противоречащий Конституции. Отвергнув
американскую модель президентской республики,
где Президент совмещает в одном лице
пост главы государства и главы правительства,
Конституция 1993 г. утвердила французскую
модель смешанной, полупрезидентской
республики, в которой существует разграничение
функций между двумя должностными лицами
– главой государства и главой правительства
[5].
2.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС
ПРЕЗИДЕНТА РФ
Конституционный статус Президента РФ закрепляется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства, присваивать высшие воинские звания и т.д.).