Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:31, реферат
Правильное определение понятия института президентства, понимание его места в политической системе общества имеет большое теоретическое и практическое значение. Но прежде чем говорить об институте президентства необходимо выяснить, что означает сам термин «институт». В обыденном словоупотреблении «институт» понимается по-разному. В науке этому термину придается собственное содержание. В теории права есть понятие правового института, в гражданском праве говорится об институте собственности, в административном - об институте государственной службы, в трудовом - об институте коллективного договора и т.д. В политологии, характеризуя политическую систему, говорят об её институциональной стороне (государство, президентство, партия и другое).
Следует заметить, что политические институты — это сложная и целенаправленная деятельность всех общественных сил. Анализ имеющейся литературы [1] показывает, что до сих пор отсутствует единое мнение о понятии и определении политического института. Возможно, с общей точки зрения, более правильные сведения даются в Кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология) [2]. «Политический институт (от латинского institutum – установление) — устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные области политической деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих общественно-политическую систему».
У каждого института своя сущность, понятие, цель, задачи, социальные функции и основные направления в политической системе общества. Подробный анализ всех институтов не входит в цель исследования, но поскольку его объектом является «институт президентства», то одной из ключевых проблем является вопрос взаимосвязи и взаимоотношений между политическим институтом в широком смысле и институтом президентства как его отрасли. Во-первых, понятие политического института необходимо отличать от политической организации. В ходе исследования выявилось, что в зависимости от сферы действия и функции политические институты подразделяются на реляционные, определявшие ролевую структуру политической системы; регулятивные, указывавшие допустимые рамки независимых по отношению к общепринятым политическим нормам политических действий во имя личных целей и карательными санкциями за выход за эти рамки; культурные, связанные с политическими ролями, ответственными за обеспечение интересов той или иной со
А Дмитрий Медведев - это президент, который в момент своего появления в этом качестве опирается не на народ и общество, а на бюрократический консенсус. Это очень важно. Потому что именно последний обеспечил ему явку, голоса на выборах и безальтернативность. Более того, медиамашина всячески подчеркивала, что мы голосовали не столько за Дмитрия Медведева, сколько за Владимира Путина в новом качестве. Таким образом, легитимность нового президента ослаблена. И это запланировано теми, кто привел его к власти. На мой взгляд, главная интрига сейчас состоит в том, сможет ли он преодолеть эту «запланированную слабость». Я думаю, что он будет к этому стремиться, но сразу это у него вряд ли получится.
В последнем послании президента Путина был заявлен целый комплекс программ, связанный с развитием инфраструктуры экономики. Причем, так или иначе, он уже начинает реализовываться. Хотя механизм государственно-инвестиционного роста на основе создания государственных корпораций (как некоммерческих организаций, которые мало контролируются правительством) вызывает определенные вопросы. В частности, нет уверенности в том, что он будет достаточно эффективен. Тем не менее произошел важный перелом во властной идеологии, который связан с признанием необходимости широких государственных инвестиций (не только в социальную сферу, но и в инфраструктуру). Это большой плюс. Хотелось бы, чтобы частичная ревизия нового курса, которая наверняка будет иметь место в будущем, не затронула этих позитивных изменений.
В
общем же и целом изменение правового
регулирования института президентства
должно идти в направлении конкретизации
его полномочий и разграничения компетенции
высших органов государственной власти.
Еще не существует закона о Президенте,
и Конституция даже не указывает на необходимость
принятия такого закона.
Список
использованных источников:
[1] Атаманчук
П.В. Теория государственного управления.
- М, Политиздат, 1997; Петров В. Сущность,
содержание и формы государства. - Д., 1991;
Офере К., Пройсе У.К. Демократические институты
и моральные ресурсы (современная политическая
теория). -М., 2001; Сахаров Н.А. Институт президентства
в современном мире. – М., Политиздат, 1994;
Пименов Р.И. Происхождение современной
власти. - М., Политиздат, 1996 и др.
[2] Человек
и общество: Краткий Энциклопедический
словарь-справочник (политология). Ростов-на-Дону.
Издательство "Феникс", 1997.
[3] Экимов
А.И., Гончаров В.Д. Рецензия на книгу Б.
П. Елисеева “Cистема органов государственной
власти в современной России” // Законодательство
и экономика. – 1997. - № 23-24.
[4] Чиркин
В.Е. Современное федеральное
государство. - М., «Юрист», 1997.
[5] Президент
– Правительство –
[6] Конституционное
право РФ: учебник для вузов / М.В. Баглай.
– 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. –
С. 453.
[7] Экимов
А.И., Гончаров В.Д. Рецензия на книгу Б.П.
Елисеева “Cистема органов государственной
власти в современной России” // Законодательство
и экономика. – 1997. - № 23-24.
[8] Окуньков
Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция
и политическая практика. – М., 1996. - С. 37.
[9] Комментарий
к Конституции Российской Федерации /
Общ. Ред. Ю.В. Кудрявцева. – М., 1996. – С.
364.
[10] Там
же. С. 365.
[11] Президент
– Правительство – Исполнительная власть:
российская модель / Под ред. И. Шаблинского.
– М., 1997. – С. 30.
[12] Немова
С.В. Закрепление принципа разделения
властей в Конституции: теория и практика
// Юрист. – 1998. - № 4. - С. 51.
[13] Чиркин
В.Е. Президентская власть // Государство
и право. – 1997. - № 5. – С. 18.
[14] Там
же. С. 17.
[15] Окуньков.
Конституционное развитие института президентства
в государствах – участниках СНГ // Журнал
Российского права. – 1997. - № 10. – С. 3.
[16] Крылов
Б.С. Разделение власти: система сдержек
и противовесов // Журнал Российского права.
- 1998. - № 6. – С. 3.
[17] Немова
С.В. Закрепление принципа
[18] Окуньков
Л.А. Президент Российской
[19] Чиркин
В. Е. Президентская власть // Государство
и право. – 1997. - № 5. – С. 17.
[20] Окуньков
Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция
и политическая практика. – М., 1996. – С.
45.
[21] Там
же. С. 41.
[22] Окуньков
Л.А. Президент Российской Федерации.
Конституция и политическая практика.
– М., 1996. – С. 42.
[23] Конституционное
право РФ: учебник для вузов / М.В. Баглай.
– 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. –
С. 468.
[24] Указ
Президента РФ от 7 ноября 2005 г.
[25] Ч. 4
ст. 111 Конституции РФ.
[26] Ч. 3
ст. 117 Конституции РФ.
[27] Ч. 4
ст. 117 Конституции РФ.
[28] Постановление
Конституционного Суда РФ от 11 ноября
1999 г.
[29] Указ
Президента РФ от 26 ноября 2001 г.
[30] Указ
Президента РФ от 13 мая 2000 г.
[31] Федеральный
закон от 11 декабря 2004 г.
[32] Федеральный
закон от 31 декабря 2005 г.
[33] Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» в редакции от 26 декабря 2006
г.
[34] Постановление
Конституционного Суда РФ от 1 декабря
1999 г.
[35] Ч. 3
ст. 90 Конституции РФ.
[36] Указ
Президента РФ от 28 июня 2005 г.
[37] Конституционное
право РФ: учебник для вузов / М.В. Баглай.
– 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. –
С. 481-482.
[38] Ст.
91 Конституции РФ
[39] Авакьян.
С.А. Досрочное прекращение полномочий
Президента РФ: проблемы, требующие юридического
решения // Законодательство. – 1999. - №
3.
[40] Окуньков
Л.А. Правовые акты Президента: их статус,
направленность, содержание // Журнал Российского
права. – 1997. - № 2. – С. 22.
[41] Варламова.
Пять лет шестой Конституции России: проблемы
реализации // Конституционное право: Восточно-европейское
обозрение. – 1998. - № 2. –С. 95.
[42] Президент–
Правительство – Исполнительная власть:
российская модель / Под ред. И. Шаблинского.
– М., 1997. - С. 44-46.
[43] Президент–
Правительство – Исполнительная власть:
российская модель / Под ред. И. Шаблинского.
– М., 1997. - С. 40.
[44] Там
же. С. 18.
[45] Виноградов
В., Плешанова О. Две трети парламентаризма
или парламентаризм двух третей // Юрист.
– 1995. - № 5/6 Плешанов. С. 33.
[46] Илюхин.
В. Нужен ли России институт президентства?
// Российская Федерация сегодня. – 1998.
- № 22 - С. 15.
[47] Захаров
И.Л. Институт президентства в современном
мире. - М.: «Инфра», 1998; Президент, правительство
- исполнительная власть: российская модель
(под ред. И. Шаблинского). - М, 1997 и др.
[48] Бутенко
А.Б. От тоталитаризма к демократии. //Социально-политический
журнал.-М.,1996,№ 1,2,3; Конфликты и согласие
в современной России.-М.,1998; Имомов А. Конституционно-правовые
проблемы развития республики Таджикистан,
«Шаркд озод» (1992-1998). Душанбе, 1998; Фаттоев
С. Социально-политические конфликты в
современном обществе / опыт Таджикистана).
Душанбе, «Матбуот», 2001 и др.