СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
- Классификация правовых актов о правоохранительных
органах по их
содержанию
5
Классификация правовых актов о правоохранительных
органах по их
юридическому значению
12
- Конституция Российской Федерации как источник права
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
и ЛИТЕРАТУРЫ
22
ВВЕДЕНИЕ
Источники права – это нормативные акты, в которых содержатся
нормы конституционного, уголовного, гражданского,
административного, трудового, семейного
и др. отраслей права. Данные источники
права регулируют деятельность суда,
прокуратуры, адвокатуры и других правоохранительных
органов.
Все нормативные акты подразделяются на законы, которые
принимаются законодательными органами
власти Российской Федерации и ее субъектов,
и подзаконные акты, которые издаются
государственными органами на основе
и в соответствии с законами.
Нормативные акты о правоохранительных органах, как и акты по всем
другим вопросам, выстраиваются в чёткую
иерархическую структуру.
Место конкретного акта
в этой структуре определяется тем,
какой орган его принял и в каком порядке это было сделано.
Познание основ организации
и функций правоохранительных органов требует
изучения значительного количества законодательных
и иных правовых актов. Сколько их — точно
определить невозможно. Но во всяком случае
можно смело утверждать — не менее полусотни.
Невозможно также точно вычислить и объем
таких актов: в некоторых из них содержатся
многочисленные статьи, параграфы, пункты
и т.д.
Такое обилие актов и
содержащихся в них конкретных правовых
предписаний в значительной мере
объясняется тем, что учебная
дисциплина «Правоохранительные органы»
касается многих государственных и негосударственных
организаций и должностных лиц. И все они
призваны вести в высшей степени ответственную
деятельность, непосредственно касающуюся
прав и свобод человека и гражданина. В
силу этого требуется особо тщательная
правовая регламентация построения соответствующих
организаций, их полномочий и полномочий
работающих в них должностных лиц. Требование
тщательности обусловлено, в первую очередь,
стремлением свести к минимуму или полностью
исключить вероятность, скажем, произвола,
судебных или следственных ошибок, которые
порой пагубно отражаются на судьбах людей,
причиняют непоправимый вред их правам
и свободам.
Для характеристики массива
правовых актов о правоохранительных
органах существенно также то,
что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического
значения (разной юридической силы). В
нем «соседствуют» и взаимодействуют
положения Конституции РФ и федеральных
законов с положениями конституций, уставов
и иных законов субъектов РФ, указы Президента
РФ с постановлениями Правительства РФ,
положения международных соглашений с
положениями ведомственных нормативных
актов и т.д. У названных и других документов
свой юридический статус, свое значение.
И данное обстоятельство, естественно,
существенно усложняет в целом изучение
правовой базы, на которую опирается система
правоохранительных органов. Преодолению
трудностей такого рода призвана содействовать
классификация актов, которые в совокупности
образуют эту базу. Осуществлять ее целесообразно,
опираясь на два основания. Одно из
них — предмет (содержание)
группируемых актов независимо от их
юридической силы; другое — их юридическое
значение.
1. Классификация
правовых актов
о правоохранительных
органах по их содержанию.
Всю сумму рассматриваемых
правовых актов в зависимости от их содержания (предмета)
можно подразделить на следующие группы
актов:
— общего характера;
— о судебной власти,
правосудии и судах;
— об организационном
обеспечении деятельности судов
и органах, его осуществляющих;
— о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;
— об организации выявления
и расследования преступлений;
— об организации юридической
помощи.
Сгруппированный по такой
схеме перечень основных (не всех) актов мог бы выглядеть следующим
образом.
1.Акты общего
характера.
К первой группе относятся акты, которые по своему
содержанию имеют непосредственное значение
для определения сути и направленности
всех правоохранительных функций и устройства
соответствующих органов.
Особое место в данной
группе актов, разумеется, занимает Конституция РФ (1). В ней решены наиболее принципиальные
вопросы государственной и общественной
жизни. Действующая Конституция была принята
12 декабря 1993 г. Для дисциплины «Правоохранительные
органы» первостепенное значение имеют
глава 2 («Права и свободы человека и гражданина»)
и глава 7 («Судебная власть»).
В первой из этих глав содержатся,
к примеру, следующие положения:
— о судебном контроле
за правомерностью ограничения неприкосновенности
и свободы личности, а равно
за допустимостью вторжения в
тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений;
— о равноправии;
— об обеспечении прав
и свобод человека и гражданина путем
осуществления доступного для всех
правосудия;
— о праве гражданина
и человека защищать свои права и
свободы всеми законными способами;
— о праве на квалифицированную
юридическую помощь;
— о праве на судебное
обжалование решений и действий
всех государственных органов и
должностных лиц, в том числе
о праве жаловаться на решения
высших судебных инстанций в международные или межгосударственные органы;
— о презумпции невиновности;
— о запрете понуждать
граждан давать показания против
себя, своих близких родственников
и супруга;
— об обязанности государства
возмещать ущерб, причиненный жертвам
преступлений или злоупотреблений.
Эти и ряд других конституционных
предписаний, как будет показано
далее, самым непосредственным образом
предопределяют содержание деятельности
правоохранительных органов, ставят их
в определенные рамки, влияют на основы
организации.
Такую же направленность имеют предписания главы 7 Конституции
РФ, где сосредоточены основополагающие
требования к порядку и условиям осуществления
судебной власти, принципам организации
органов, на которые возлагается реализация
этой власти. Среди них — положение о том,
что правосудие может осуществляться
только теми судами, которые организуются
в соответствии с федеральным конституционным
законом, что судьи независимы и подчиняются
только закону, что разбирательство судебных
дел должно быть открытым, состязательным
и т.д.
Немало принципиальных конституционных
предписаний содержится в других частях
Конституции РФ. К их числу можно отнести
те, которые есть в статьях 71, 72 и 77, определяющих
пределы компетенции Федерации и ее субъектов,
в том числе в правоохранительной сфере.
Например, в статье 72 сказано: «В совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации находятся... б) защита прав и
свобод человека и гражданина; защита
прав национальных меньшинств; обеспечение
законности, правопорядка, общественной
безопасности; режим пограничных зон...
л) кадры судебных и правоохранительных
органов; адвокатура, нотариат...»
Значение конституционных
предписаний заключается наряду с прочим в том, что они имеют по отношению
ко всем правовым актам, действующим в
Российской Федерации, высшую юридическую
силу, являются обязательными не только
для граждан и государственных органов,
применяющих законы, но и для тех, кто издает
их.
Также к первой группе
относятся и другие законы: Декларация прав и свобод человека и
гражданина, принятая Верховным Советом
РСФСР 22 ноября 1991 г. (2), Федеральный закон
«О государственной защите судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих
органов» от 20 апреля 1995 г. (3), Федеральный
закон «О государственной защите потерпевших,
свидетелей и других участников уголовного
судопроизводства» от 20 августа 2004 г.
(4).
В последние годы существенно
возросла роль международных (межгосударственных)
соглашений, в том числе по вопросам,
связанным непосредственно с
организацией и деятельностью судов и других правоохранительных
органов. Таких соглашений имеется немало.
Среди них нужно особо
отметить, пожалуй, следующие:
— Всеобщая декларация прав
человека (5).
— Международный пакт
о гражданских и политических
правах (6), одобренный Генеральной Ассамблеей
ООН. Он ратифицирован и является обязательным
к исполнению на всей территории Российской
Федерации, всеми ее государственными
органами;
— Конвенция о защите
прав человека и основных свобод (7). Она ратифицирована (Федеральный
закон от 30 марта 1998 г.) и должна соблюдаться
неуклонно;
— Конвенцию Содружества
Независимых Государств о правах
и основных свободах человека, ратифицированную
Федеральным законом от 4 ноября
1995 г. и вступившую в силу с 11 августа
1998 г.
В отношении названных
и некоторых других международных документов
в части 4 статьи 15 Конституции РФ говорится:
«Общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора».
2. Акты о судебной
власти, правосудии и судах.
Вторая группа актов является более многочисленной.
Она относится к двум правоохранительным
функциям — конституционному контролю
и правосудию. Центральное место среди
них занимает Федеральный конституционный
закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе
Российской Федерации" (8) и Федеральный
конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ
"О судах общей юрисдикции в Российской
Федерации" (9).
В них регламентируются
многие основные вопросы судебной организации.
Существенное значение имеет и ряд
других принятых в последние годы
законодательных актов о судах.
К числу последних
относятся Федеральный конституционный закон
от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде
Российской Федерации"(10), Закон РФ от
26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской
Федерации" (11), Федеральный конституционный
закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных
судах в Российской Федерации" (12), Федеральный
закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных
заседателях арбитражных судов субъектов
Российской Федерации" (13), Федеральный
конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ
"О военных судах Российской Федерации"
(14), Закон о Дисциплинарном судебном присутствии,
Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред.
от 02.10.2012) "О мировых судьях в Российской
Федерации" (15), Федеральный закон от
10.02.1999 N 30-ФЗ "О финансировании судов
Российской Федерации" (16) и другие
законы и иные правовые акты, названные
выше.
Как и в первой группе
актов, в данной группе видное место
тоже должно отводиться международным
документам, в частности одобренному
Генеральной Ассамблеей ООН Факультативному
протоколу к упомянутому Международному пакту
о гражданских и политических правах,
а равно Конвенции о защите прав человека
и основных свобод, иным документам такого
уровня.
В этих документах наряду
с регламентацией многих других вопросов
содержатся высокоавторитетные предписания, связанные с обеспечением
права на обжалование неправомерных и
несправедливых, с точки зрения заинтересованных
лиц, решений российских высших судебных
инстанций в межгосударственные органы,
призванные защищать права и свободы человека.
Названные международно-правовые акты предусматривают
несколько таких органов. Наиболее известные
среди них — Комитет по правам человека,
созданный государствами — участниками
Международного пакта о гражданских и
политических правах, а также Европейский
суд по правам человека, функционирующий
на основе Конвенции о защите прав человека
и основных свобод. Возможность обращения
с жалобами в эти органы прямо предусмотрена
частью 3 статьи 46 Конституции РФ.
- Акты об организационном обеспечении деятельности судов и органах, его осуществляющих
Третья группа актов не столь многочисленна.
В ней перечислен ряд уже знакомых актов
по вопросам организации и основ деятельности
судов, поскольку в них содержатся конкретные
положения, которые имеют непосредственное
отношение к регламентации сложного комплекса
действий по осуществлению такой правоохранительной
функции, как организационное обеспечение
нормального функционирования судов.
Но в этой группе актов
названы также законы и иные правовые
акты, не упоминавшиеся ранее, — Постановление ВС РФ от 13.05.1993 N 4960-1 "Об
утверждении Положения о квалификационных
коллегиях судей и Положения о квалификационной
аттестации судей" (17), Указ Президента
РФ от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной
службы судебных приставов" (18), Указ
Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы
Федеральной службы исполнения наказаний"
(19), Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О
Судебном департаменте при Верховном
Суде Российской Федерации" (20).
Они регламентируют организацию
и основные функции сравнительно новых для российской
правоохранительной практики структур,
которые должны осуществлять важнейшие
направления организационного обеспечения
деятельности судов.
- Акты о прокурорском надзоре и органах прокуратуры
В четвертой группе ведущую роль играет,
естественно, Федеральный закон от 17.01.1992
N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"
(21), принятый в 1992 г. и существенно дополненный
и измененный в 1995, 1999, 2007,2010, 2011 гг. В нем
решены достаточно детально все основные
вопросы понятия и содержания прокурорского
надзора и иных направлений деятельности
прокуратуры, ее организации и полномочий,
статуса работников прокуратуры. Предписания
данного Закона уточняют, дополняют и
развивают то, что записано в статье 129
Конституции РФ, посвященной прокуратуре.