Источники права о правоохранительных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:40, контрольная работа

Описание

Для характеристики массива правовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы). В нем «соседствуют» и взаимодействуют положения Конституции РФ и федеральных законов с положениями конституций, уставов и иных законов субъектов РФ, указы Президента РФ с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т.д. У названных и других документов свой юридический статус, свое значение. И данное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучение правовой базы, на которую опирается система правоохранительных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Классификация правовых актов о правоохранительных
органах по их содержанию 5
Классификация правовых актов о правоохранительных
органах по их юридическому значению 12
Конституция Российской Федерации как источник права 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ и ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа 2.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

В Конституции имеется немало и других положений, оказывающих влияние на формирование законодательства о судебной власти, правосудии, судопроизводстве, организации и деятельности других правоохранительных органов. Необходимо иметь в виду, что Конституция, как нормативный источник права высшей юридической силы и прямого действия, является источником права о судебной власти и правоохранительных органов. следовательно, Конституция содержит правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в указанных выше сферах (32).

Основываясь на приведенных  конституционных положениях, можно сделать вывод, что центральное место в блоке задач, стоящих перед правосудием и судопроизводством, занимают обеспечение и защита прав и свобод участвующих в судопроизводстве граждан. Однако, надо иметь в виду, что эта задача не может быть противопоставлена другим задачам, например, установлению в процессе судопроизводства по уголовному делу преступления, лиц, его совершивших, а также масштабов уголовной ответственности.

Конституция Российской Федерации, сохраняя прежнее предназначение (в смысле влияния на отраслевое законодательство), непосредственно является источником права. Такой вывод базируется на том, что в ней:

а) получили нормативное  решение многие вопросы правосудия и судопроизводства;

б) сформирована система  конституционных принципов правосудия;

в) определены основополагающие начала и предпосылки прямого  действия ее норм.

Безусловно, положительную  роль для становления системы  нового законодательства о суде, судебной системе и правосудии играет более четкое и последовательное (чем прежде) решение в действующей конституции вопросов:

а) разграничения компетенции  Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства;

б) установления приоритета федеральных конституционных законов  и федеральных законов, имеющих прямое действие на территории Российской Федерации;

в) признания недопустимым противоречия федеральных законов  конституционным законам;

г) провозглашения недопустимости противоречия законов субъектов  Российской Федерации законам, принятым по вопросам, относящимся к исключительной компетенции федерации.

Следует заметить, что  в Конституции сформулирован  еще ряд существенных для судопроизводства и правосудия положений, вытекающих из презумпции невиновности. В частности, предусмотрено, что:

а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в  пользу обвиняемого;

в) при осуществлении  правосудия не допускается использование  доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Иное положение сложилось с действием части 1 статьи 51 Конституции РФ, согласно которой «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом". Вне зависимости от того, что в УПК РФ вопросы свидетельского иммунитета не решены ни на момент принятия Конституции, ни в течение продолжительного времени после этого, приведенное нормативное установление (имеются в виду показания против самого себя и своего супруга) действуют напрямую. Что касается освобождения лица от обязанности свидетельствовать против близких родственников, то Конституция, решив этот вопрос положительно, не дала конкретного перечня круга лиц, относящихся к числу близких родственников. Но он (этот перечень) имеется в действующем законодательстве об уголовном судопроизводстве.

Приведенные конституционные  положения означают, что в российскую правовую систему включено три группы международно-правовых норм:

а) общепризнанные принципы международного права;

б) общепринятые нормы  международного права;

в) нормы международных  договоров.

Нет никаких препятствий  к тому, чтобы указанные нормы  и положения международного права включить в число источников законодательства о судопроизводстве и правосудии. Применение последнего из перечисленных источников, видимо, не встретит трудностей принципиального характера, хотя затруднения технического порядка весьма реальны (33) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правоохранительные органы возникли в результате естественно-исторического  развития, одновременно с государством (как его необходимый атрибут). Функция обеспечения правопорядка напрямую связана о с обеспечением государственных интересов и формированием права. Достигалось это двумя путями: во-первых, государство санкционировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов и правопорядка; во-вторых, государство создавало новые правовые нормы, в результате постепенно обычное право уступало место прецедентному праву, основой которого становились административные и судебные решения. Когда на смену прецедентному праву пришло статутное право (законы), первичное право получило письменные формы выражения, обеспечиваемые государственным принуждением - законы, кодексы, своды законов и т. п. Эти процессы способствовали развитию правоохранительной функции.  

Источники возникновения  правоохранительных органов Российской Федерации и данные об их деятельности свидетельствуют о том, что нет  прямой зависимости их от типа государства. Это является убедительным свидетельством относительной самостоятельности правоохранительных органов. Наиболее характерными особенностями для периода возникновения правоохранительных органов является то, что они, во-первых, в ходе длительного процесса дифференциации функций государственного управления как бы “выросли”, “отпочковались” от государственных органов общей компетенции, и во-вторых, в значительной мере как результат первого, продолжительное время объединяли в себе как собственно полицейские, так и судебные, а равно и карательные (исполнение собственных судебных решений) функции.

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

 

[1]

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

[2]

«ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, принятая Постановлением Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 № 1920-1, ст.1865»."Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР", 26.12.1991, N 52, ст. 1865.

[3]

«Федеральный закон  от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О государственной  защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"»."Собрание законодательства РФ", 24.04.1995, N 17, ст. 1455.

[4]

«Федеральный закон  от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О государственной  защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"»."Собрание законодательства РФ", 23.08.2004, N 34, ст. 3534.

[5]

«"Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)»."Российская газета", N 67, 05.04.1995,.

[6]

«Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах"»."Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.

[7]

«"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)»."Российская газета", N 49, 13.03.1993.

[8]

«Постановление ВС РФ от 13.05.1993 N 4960-1 (ред. от 14.03.2002, с изм. от 01.07.2010) "Об утверждении Положения  о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей"»."Ведомости СНД и ВС РФ", 17.06.1993, N 24, ст. 856.

[9]

«"Конвенция о защите прав человека и основных свобод"(Заключена  в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004)»."Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.

[10]

«"Кодекс профессиональной этики адвоката" (принят Всероссийским  съездом адвокатов 31.01.2003)»."Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ", N 3, 2009.

[11]

«Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации")»."Российская газета", N 43, 02.03.2011.

[12]

«Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 30.03.2012) "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний"»."Собрание законодательства РФ", 18.10.2004, N 42, ст. 4109.

[13]

«Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 (ред. от 21.08.2012) "Вопросы Федеральной  службы судебных приставов"»."Собрание законодательства РФ", 18.10.2004, N 42, ст. 4111.

[14]

«Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 10.07.2012, с изм. от 19.11.2012)"О  статусе судей в Российской Федерации"»."Ведомости СНД и ВС РФ", 30.07.1992, N 30, ст. 1792..

[15]

«Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с "Положением о Следственном комитете Российской Федерации")»."Российская газета", N 6, 17.01.2011.

[16]

«Приказ Минюста РФ от 27.12.2006 N 384 "Об утверждении Административного  регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов"»."Российская газета", N 14, 25.01.2007..

[17]

«Федеральный конституционный  закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"»."Собрание законодательства РФ", 01.05.1995, N 18, ст. 1589.

[18]

«Федеральный закон  от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной  службе безопасности"»."Российская газета", N 72, 12.04.1995..

[19]

«Федеральный конституционный  закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 10.07.2012) "О судах общей юрисдикции в  Российской Федерации"»."Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 898.

[20]

«Федеральный закон  от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"»."Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6725.

[21]

«Федеральный закон  от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"»."Российская газета", N 100, 05.06.2002.

[22]

«Федеральный закон  от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 29.06.2009) "Об арбитражных  заседателях арбитражных судов  субъектов Российской Федерации"»."Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2288.

[23]

«Федеральный конституционный  закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 07.02.2011) "О военных судах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)»."Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3170.

[24]

«Федеральный закон  от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 02.10.2012) "О мировых судьях в Российской Федерации"»."Российская газета", N 242, 22.12.1998..

[25]

«Федеральный закон  от 10.02.1999 N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации"»."Российская газета", N 31, 18.02.1999.

[26]

«Федеральный закон  от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"»."Собрание законодательства РФ", 12.01.1998, N 2, ст. 223.

[27]

«Федеральный закон  от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"»."Российская газета", N 229, 25.11.1995.

[28]

«Федеральный закон  от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"»."Российская газета", N 296, 30.12.2010.

[29]

«Федеральный закон  от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"»."Российская газета", N 25, 08.02.2011.

[30]

«Федеральный конституционный  закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Конституционном Суде Российской Федерации"»."Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447..

[31]

«Федеральный конституционный  закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) "О судебной системе Российской Федерации"»."Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.

[32]

Гуценко К.Ф., Правоохранительные органы:учебник, т. 1, Москва: КНОРУС, 2012, с. 376.

[33]

Печников Н.П., Правоохранительные органы Российской Федерации: учебное пособие, 5-ое ред., Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009, с. 140.



Информация о работе Источники права о правоохранительных органах