Представления об организации
прокуратуры конкретизируются указанными
в данной группе и другими правовыми
актами, в частности Положением,
которое регламентирует функцию
прокуратуры по координации деятельности
правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
5. Акты об организации
выявления и расследования преступлений
Пятая группа актов не менее многочисленна,
чем вторая. Это объясняется, с одной стороны,
тем, что выявление и расследование преступлений
— деятельность неоднородная. В ее составе
различают три компонента: осуществление
оперативно-розыскных мероприятий, дознание
и предварительное следствие. С другой
стороны, особенностью реализации этой
неоднородной деятельности является то,
что обязанности по ее выполнению возлагаются
на многие органы с учетом их профиля.
Какие-то из них призваны выполнять все
три разновидности такой деятельности
(органы внутренних дел, ФСБ и госнаркоконтроля),
какие-то — две (например, уполномоченные
должностные лица ФТС, начальники учреждений
ФСИН), а какие-то — только одну (судебные
приставы, капитаны судов, находящихся
в плавании и др.).
К таким актам относятся: Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О
Следственном комитете Российской Федерации"
(22), Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О
полиции" (23), Федеральный закон
от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе
безопасности" (24) и другие.
6.Акты об организации
юридической помощи
Наконец, в шестой группе основными следовало бы считать
Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О
бесплатной юридической помощи в Российской
Федерации" (25), и Федеральный закон
от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в Российской Федерации"
(26), которые, несомненно, нужно тесно увязывать
с предписаниями Конституции РФ (статьи
45 и 48), а также "Основы законодательства
Российской Федерации о нотариате"
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (27).
Вместе с тем
для характеристики функций адвокатуры
имеют важное значение соответствующие
положения "Кодекс профессиональной этики адвоката"
(принят Всероссийским съездом адвокатов
31.01.2003) (28), законов, регламентирующих
процедуру разбирательства судебных дел
различных категорий — например, Уголовно-процессуальный
кодекс, Гражданский процессуальный кодекс,
Арбитражный процессуальный кодекс и
Кодекс об административных нарушениях.
Классификация правовых актов о правоохранительных
органах по их
юридическому значению.
В соответствии с действующими
законодательными предписаниями и
сложившимися в российской юридической
доктрине установками правовые акты
о правоохранительных органах, как и акты по всем
другим вопросам, образуют четкую иерархическую
структуру. Место конкретного акта в этой
структуре определяется, как правило,
тем, какой орган его принял и в каком порядке
это было сделано.
На самом высоком уровне находится,
как было отмечено ранее, Конституция
РФ. В ней решены узловые вопросы государственной
и общественной жизни, в том числе вопрос
организации и деятельности правоохранительных
органов. Она имеет прямое действие и применяется
на всей территории Российской Федерации.
Все другие правовые акты должны точно
соответствовать конституционным предписаниям.
В связи с этим и установлено, что Конституция
РФ имеет высшую юридическую силу. Отменяется
и изменяется она тоже с соблюдением особой
процедуры. В этом — одна из гарантий ее
относительной стабильности.
Немного ниже в иерархической структуре
правовых актов находятся законы.
Согласно Конституции РФ различаются
федеральные законы, в том числе конституционные
(их издание осуществляется в силу прямого
предписания Конституции РФ и по вопросам,
указанным в ней), и законодательство субъектов
РФ, включая их конституции и уставы. Федеральные
законы, принятые по предметам ведения
Российской Федерации, имеют, как и Конституция
РФ, прямое действие на всей территории
Российской Федерации.
Требование, в соответствии с которым
федеральные законы имеют прямое
действие на всей территории Российской
Федерации и подлежат неуклонному
исполнению, не относится к числу
соблюдаемых безусловно и во что
бы то ни стало. Например, при наличии
достаточных оснований некоторые такие
законы, как и все другие, полностью или
частично могут быть признаны Конституционным
Судом РФ противоречащими Конституции
РФ, в силу чего они применяться не должны.
Но такого рода «истории» с федеральными
законами случаются не так уж часто. В
общей своей массе они являются обязательными
для всех и на всей территории страны.
Допускается неисполнение федерального
закона правоохранительными органами
и в ряде других случаев, например,
когда они сталкиваются с явным противоречием
одного такого закона другому и им разрешено
выбирать, какой из них следует применить.
Именно в федеральных законах
и решается большинство вопросов
организации и основ деятельности
правоохранительных органов.
В этом — одна из гарантий того, что
их деятельность будет осуществляться
должным образом и стабильно.
Пределы полномочий законодательных
органов субъектов РФ в регламентации
вопросов, связанных с организацией
и деятельностью правоохранительных
органов, значительно ýже. Они ограничены
компетенцией субъектов РФ в данной сфере.
К примеру, им даны полномочия издавать
свои законы, регламентирующие некоторые
стороны организации и основ деятельности
конституционных (уставных) судов и мировых
судей, дополняющие и развивающие, к примеру,
основы законодательства о нотариате,
об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Относительно недавно,
как было отмечено ранее, начали приобретать
новое звучание общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации. Раньше соответствующие положения становились обязательными
к исполнению после того, как они воспроизводились
в действующих отечественных законах.
Непосредственно они не применялись. В
наши дни, в силу приведенной выше части
4 статьи 15 Конституции РФ, им предоставлено
преимущество перед российскими законами.
А это значит, что если при разбирательстве
дела, скажем, в суде обнаружится противоречие
между законом и международным договором
Российской Федерации, то решение должно
выноситься, как правило, в соответствии
с последним, а не в соответствии с действующим
законом.
Следующая ступень в
иерархической «пирамиде» правовых
актов отведена указам и распоряжениям Президента
РФ. Содержание этих актов в общих чертах
ограничивается Конституцией РФ и другими
федеральными законами. Чаще всего они
касаются тех правоохранительных органов,
которые входят в состав органов исполнительной
власти и подчинены непосредственно Президенту
РФ. Указом могут быть утверждены положения
о каком-то органе или его структура, возложены
на него дополнительные полномочия либо
какие-то из них сняты. К указам такого
рода относятся, к примеру, Указ Президента
РФ от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства
внутренних дел Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Министерстве
внутренних дел Российской Федерации")
(29), Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 "Вопросы
деятельности Следственного комитета
Российской Федерации" (вместе с "Положением
о Следственном комитете Российской Федерации")
(30).
Несколько более низкую
ступень занимают постановления и распоряжения
Правительства РФ. Эти акты не могут противоречить
ни Конституции, ни законам, ни указам
и распоряжениям Президента РФ. Правительство
вправе регламентировать только те вопросы,
которые отнесены к его компетенции актами
более высокого уровня. Оно обычно уточняет
и дополняет то, что сказано в законах
и президентских указах.
Правительство РФ, как
и Президент РФ, тоже может утверждать
положения и иные акты, регламентирующие
построение и функции органов, участвующих
в правоохранительной деятельности.
Все бóльшее значение
для регламентации деятельности
правоохранительных органов в последние
годы приобретают постановления
Конституционного Суда РФ. Этот суд
не наделен правом издавать какие-то
нормативные акты, обязательные к исполнению организациями, должностными
лицами и гражданами. Но принимаемые им
решения могут повлечь за собой полное
или частичное прекращение действия такого
акта, если он противоречит Конституции
РФ.
Естественно, подобное решение
может коснуться акта, регулирующего правоохранительную деятельность
или организацию осуществляющих ее органов.
Большое практическое значение
имеют разъяснения, которые даются
Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным
Судом РФ по вопросам судебной практики.
Оформляются эти разъяснения, как правило, постановлениями
пленумов названных судов. Некоторые из
таких постановлений имеют отношение
к решению организационных вопросов.
Ими также могут утверждаться
иные документы организационного характера,
имеющие силу нормативных актов
(например, утвержденные Пленумом Верховного
Суда РФ Положение о научно-консультативном
совете и Регламент Верховного Суда РФ,
утвержденный Пленумом Высшего Арбитражного
Суда РФ Регламент арбитражных судов).
К регламентации организации
и деятельности правоохранительных органов могут иметь отношение
и акты министерств и ведомств (ведомственные
акты). Издаются они чаще всего руководителями
исполнительных органов соответствующего
уровня.
Главное их свойство —
они обязательно должны согласовываться
с предписаниями законов, президентских и правительственных
актов.
Называться они могут
по-разному: приказами, инструкциями, типовыми
инструкциями, указаниями, положениями,
типовыми положениями, административными
регламентами и т.д.
В качестве примера такого
акта мог бы послужить Приказ Минюста РФ от 27.12.2006 N 384
"Об утверждении Административного
регламента исполнения государственной
функции по обеспечению в соответствии
с законодательством Российской Федерации
установленного порядка деятельности
судов" (31).
В этом акте установлены подробные правила, которые
должны соблюдаться судебными приставами
при выполнении возложенных на них полномочий
по поддержанию порядка в судах.
Нередко ведомственные
акты утверждаются одновременно
руководителями нескольких правоохранительных и других органов. К подобным актам
(их принято называть межведомственными)
относится, в частности, Положение о взаимодействии
Федеральной службы судебных приставов
и Министерства внутренних дел РФ, их территориальных
органов, утвержденное приказом Министерства
юстиции РФ и Министерства внутренних
дел РФ от 9 декабря 2005 г. № 208/1003.
В связи с характеристикой
юридического значения ведомственных
и межведомственных правовых актов
следует учитывать, что сравнительно
недавно начался процесс образования
массива правовых актов, издаваемых органами
судейского сообщества (Всероссийским
съездом судей, Советом судей РФ, Высшей
квалификационной коллегией судей) и Судебным
департаментом — органами, которые не
относятся к государственным органам
исполнительной власти, но акты которых
имеют существенное значение для решения
вопросов, связанных с организацией и
деятельностью судов. К числу актов такого
рода можно отнести, например, Кодекс судейской
этики, ут-вержденный 2 декабря 2004 г. Всероссийским
съездом судей, Поло-жение о порядке работы
квалификационных коллегий судей, утверж-денное
22 марта 2007 г. ВККС.
Для познания основ организации
и деятельности адвокатуры и нотариата
важно знать также акты, издаваемые
органами самоуправления адвокатуры и
частнопрактикующих нотариусов, которые имеют юридическое
значение, сходное со значением ведомственных
актов.
К числу актов этой
разновидности можно отнести, например, Кодекс профессиональной этики адвокатов.
Для изучения законодательства
и иных правовых актов не последнее
значение имеет знание источников их официального
опубликования.
Правильное применение
любого нормативного акта требует того,
чтобы органы и должностные лица имели возможность
руководствоваться точным, не устаревшим
и не искаженным текстом соответствующего
акта.
Опыт показывает, что
при их публикации не всегда обеспечиваются
такие свойства. Чтобы преодолеть
это, государство берет на себя «хлопоты»
по официальному опубликованию законов и иных правовых актов.
В соответствии с действующим
законодательством существует несколько источников такого
опубликования:
— федеральные законы,
ратифицированные международные договоры
Российской Федерации, указы и распоряжения
Президента РФ, постановления и распоряжения
Правительства РФ публикуются в
«Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской
газете» и «Парламентской газете», а также
на специально созданном «Официальном
интернет-портале правовой информации»
(www. pravo.gov.ru)
— ведомственные акты,
имеющие межведомственное значение,
и некоторые другие — в публикуемом издательством «Юридическая
литература» «Бюллетене нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти»
и в «Российской газете»; эти и подобные
им нормативные акты публикуются также
в ведомственных изданиях;
— решения Конституционного
Суда РФ — в издаваемом им же «Вестнике Конституционного
Суда Российской Федерации», Собрании
законодательства Российской Федерации
и некоторых других официальных изданиях;
— разъяснения высших
судебных инстанций по вопросам судебной
практики — в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и
«Вестнике Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации»;
— международные документы
— в «Бюллетене международных
договоров» (издание Администрации
Президента РФ) и тематических сборниках.
Конституция Российской Федерации как источник права.
Конституционные основы
правосудия, организации правоохранительных
органов, как и деятельность по осуществлению правосудия
и судопроизводства, наиболее ярко выражены
в тех положениях, которые принято называть
принципами. было бы, однако, не совсем
точно конституционные основы деятельности
в сфере правосудия и судопроизводства
сводить лишь к принципам, хотя бы и сформулированным
конституцией Российской Федерации.