Историко-материалистическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса о государстве и праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:42, реферат

Описание

Цель настоящей работы заключается, в доказательстве актуальности, некоторых идей марксизма и применимость их в современном государстве, его принципов подчиненности государства экономическим интересам общества, а также принципов построения идеального общества. Так же нельзя обойти вниманием идею марксизма об отмирании государства как общественного института.

Исследование марксистской идеологии в настоящий период формирования российской государственности имеет огромное значение для её развития, поскольку марксизм занял огромный исторический период России, оказав значительное влияние на правовое воззрение всего государства. Этот исторический промежуток мы не должны забывать, и на детальном его изучении сделать соответствующие выводы, направленные на укреплении государства и права в России, и становление её как истинно правового государства с минимальными потерями для общества.

Содержание

Введение 3
1. Представления К.Маркса и Ф.Энгельса о государстве и праве 4
2. Государство и право как надстроечные явления классового, частнособственнического общества
8
3. Классовая сущность и функции государства и права 10
4. Исторические формы государства и права, и их преходящий характер
13
5. Отмирание государства и права 15
Заключение 19
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ИМЮН.docx

— 61.14 Кб (Скачать документ)

    Марксизм  видел в собственности основу всех бед пролетариата, поэтому основная идея пролетариата заключалась в национализации всей собственности. Формула такого устройства проста: поскольку все народное, то государство существует исключительно для народа, а не для горстки собственников.

    Немалую роль в возникновении марксизма  сыграли идеи ряда представителей европейской  философии. Среди них справедливо  выделить классиков немецкой философии, особенно – Гегеля. Ни один другой философ не оказал такого значительного и многопланового влияния на процесс формирования марксистской концепции государства и права, как автор «Философии права».

    Марксизм  испытал притяжение развитой еще  до него идеи свободы. Маркс и Энгельс  восприняли от Канта, Фихте, Гегеля отчетливо  выраженную в их трудах конструкцию  права в качестве специфического реального отношения, складывающегося  между субъектами общественного  взаимодействия. Участники этого  отношения контактируют друг с другом в ходе обмена социальными ценностями (вещами, услугами, иными благами) как  равные, свободные (самостоятельно делающие свой выбор), автономные индивиды.

    В собственно идеологическом плане классовым  симпатиям и антипатиям марксизма  более всего соответствовали  воззрения, в которых с позиций  угнетенных трудящихся масс критиковались и осуждались право и законодательство эксплуататорского общества. В социалистической литературе сложился взгляд на законы государства как на орудия защиты интересов имущих людей, богатых и привилегированных слоев.

    Государственно-правовые взгляды Маркса и Энгельса также подвергались влиянию либерализма, от которого они старались дистанцироваться, считая его идеологию по преимуществу буржуазной и чуждой пролетариату.

    Всегда  надо иметь в виду, что форма, содержание и смысл марксистских государственно-правовых воззрений постигаются по-настоящему только при том условии, что эти  воззрения исследуются в контексте  предшествующего и современного им политико-юридического знания, в  процессе постоянного и тщательного  сопоставления с таким знанием.

  1. Государство и право как  надстроечные явления  классового, частнособственнического общества

    Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Уподобление государства и права надстройке – исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на «реальный базис» и в своем бытие зависят от него.

      «Реальный базис», производственные отношения не только лежат в основании политической и юридической надстройки, но и образуют ее условие, определяют ее саму: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». К государству и праву от экономической структуры идет и линия причинно-следственной зависимости. Причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм находит в экономическом развитии общества.

    Наряду  с отмеченными отношениями детерминации политико-юридические институты  связывают с экономической структурой и зависимость соответствия. «Возьмите  определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или  классов – словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который  является лишь официальным выражением гражданского общества»5. Объясняя развитие всякой общественной формации исключительно производственными отношениями, Маркс и Энгельс постоянно прослеживают соответствующие этим производственным отношениям надстройки. Указанное соответствие носит форму своеобразного повторения в надстройке некоторой суммы признаков, композиции, ритмов движения, присущих базису и «транслируемых» им «наверх». Сходство обнаруживаемое между базисом и надстройкой, не стирают специфики каждого из этих явлений, не ведут к утрате ими собственного социального качества.

    Идея  детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной  самостоятельности и постоянной активности надстройки (государства  и права в особенности). Обе  эти идеи естественно дополняют  друг друга; их единство образует теоретическую  модель соотношения политико-юридических  систем и социально-экономической  структуры классового общества.

    Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним  процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций. Вокруг указанных функций  концентрируются автономизирующиеся области общественной жизни (в частности, государство и право). Эти сферы  отличаются по содержанию, типическим признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа  лежащих в их основе социальных функций. 

  1. Классовая сущность и функции государства и права
 

    Классовый характер государства и права произволен от историко-материалистического понимания природы социальных классов и их взаимодействия. Благодаря этому пониманию делается очевиднее укорененность государства и права в «материальных жизненных отношениях», нагляднее проступает объективная общественная потребность в них на некоторых этапах истории, яснее становятся закономерности происходящих в них изменений и т.д.

    Марксистское  понимание государства и права  неразрывно связано с классовыми противоречиями общества, «оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего  класса, который при помощи государства  становиться также политически  господствующим классом и приобретает  таким образом новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса» 6.

    Классовая общественно-экономическая формация, согласно марксизму, непременно передает политической и юридической надстройке качество классовости, в котором  заключено два ряда свойств. Один ряд – абстрактные, общие моменты, характеризующие всякое государство  и всякое право. К таким моментам марксизм относит: обусловленность  факта существования политической и юридической надстройки наличием социальных классов, определяемость формы  государства и права процессами взаимодействия классов, зависимость  направлений и методов деятельности аппарата государства, способов реализации права от соотношения классовых  сил и т.д. Второй – свойства, порождаемые  конкретно-исторической спецификой определенной классовой формации. В числе этих свойств: тип связи законодательной, исполнительной и судебной властей (если таковые как-то разграничены), принципы построения, комплектования и функционирования аппарата государства, порядок нормотворчества, средства обеспечения соблюдения официальных  предписаний и т.п.

    Одновременно  с выработкой понимания классовости  политической и юридической надстройки как сложного социального качества Маркс и Энгельс ввели различение организационно-институциональных  аспектов надстройки и направленности ее практического действия. Вводя  различение подобного плана, Маркс  и Энгельс исходили из того, что  множество институтов государства  и права благодаря своим структурным  и общефункциональным характеристикам  может служить не одному, а нескольким разным классам общества, может быть проводником политики различных  классов.

    В условиях разделения общества на противоположные  классы жизнедеятельность политической и юридической надстройки, взятой во всех ее измерениях, пронизывает  и определяет интерес господствующего  класса. Ленин считает, что «эксплуататорским классам нужно политическое господство в интересах поддержания эксплуатации…»7. Такой интерес присутствует как в выполнении этой надстройкой сугубо принудительных акций, прямо обусловленных наличием классовых антагонизмов, так и в выполнении ею «общих дел, вытекающих из природы всякого общества».

    Марксизм  рассматривает обе упомянутые роли государства и права в их неразрывном  единстве, т.е. в таком их состоянии, в каком они находятся в  практической, эмпирической жизни. Лишь во взаимообусловленности одной  роли другой можно точно распознать всю истину каждой из них. Заведование  общими делами общества и выполнение функций механизма, используемого  господствующим классом для подавления своих классовых противников,–  вовсе не параллельно совершающиеся  процессы: у них есть множество  точек соприкосновения и пересечения.

    «Специфические  функции», возникающие из противоположности  между государственной машиной  и народом, претворяются в жизнь  и через управление общими делами, через общесоциальную деятельность эксплуататорского государства. Не бывает в классовом обществе классово безразличного функционирования государственности, законодательства; не бывает классово нейтральных ролей государства. Этой мыслью проникнуты все произведения Маркса и Энгельса, так или иначе  обращенные к социально-политической и политико-юридической проблематике.

    В своем сочинении «Происхождение семьи, частной собственности и  государства» Энгельс говорит, что  «общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось  на непримиримые противоположности  … классы с противоречивыми экономическими интересами»8. В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы. Ничто сколько-нибудь существенное в социальной жизни такого общества (тем более линия поведения господствующего класса, природа государства и права и т.п.) не может быть объяснено и понято вне контекста классовой борьбы.

    В значительной мере из-за нее аппарат  государства оказывается учреждением, легитимно осуществляющим целенаправленное насилие в обществе. Выделение  и акцентирование в природе государства  его принуждающего начала закономерно  для марксизма. Изображение государства в качестве органа институционализированного насилия «подсказывается» Марксу и Энгельсу их представлением об истории цивилизованного общества как процессе, в основном «сотканном» из антагонизмов, стимулируемом борьбой противоположностей, наполненном стихией всяческих битв (внешних и внутренних) и проч.

    В «Манифесте Коммунистической партии»  подчеркнуто, что добившийся своего политического господства пролетариат  осуществит (наряду с другими мерами) деспотическое вмешательство в  право собственности и в буржуазные производственные отношения, сосредоточит все орудия производства в руках  государства, централизует транспорт  и кредит, введет одинаковую обязательность труда для всех и создаст промышленные армии. Пролетариат «в качестве господствующего  класса силой упраздняет старые производственные отношения»9. До тех пор пока все производство не сосредоточится в руках «ассоциации индивидов», публичная власть сохраняет свой политический характер. «Политическая власть в собственном смысле слова – это организованное насилие одного класса для подавления другого»10.

    Маркс сравнивал насилие с повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым, насилие есть экономическая потенция. Политического аспекта насилия, продуцируемого государством, касается Энгельс. Он пишет: «..государство есть лишь преходящее учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции, чтобы насильственно подавить своих противников... пока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать»11. Это высказывание Ленин считает «одним из самых замечательных, если не самым замечательным рассуждением в сочинениях Маркса и Энгельса по вопросу о государстве»12. Из слов Энгельса вытекает, что государство, которое пролетариат использует в целях насильственного подавления противников рабочего класса, не признает свободу для них. Но обеспечивает ли оно (в состоянии ли обеспечить) свободу самому пролетариату? Ведь давно и хорошо известно непреложное правило: всякий раз, когда под вопрос ставится та или другая свобода (не говоря уже об изъятии из сферы свободы, насильственном подавлении определенной социальной группы), ставится под вопрос и свобода вообще. И об этом писал не кто иной, как Маркс.

    Помимо  карательно-репрессивной функции государства  Маркс и Энгельс выявили и  иные социальные свойства, иные (напрямую не связанные с насилием) способы  жизнедеятельности. Однако в идеологии  революционного социалистического  движения почти вся совокупность воззрений Маркса и Энгельса на природу  государства была сведена к формуле: «государство – организация для  систематического насилия одного класса над другим (одной части населения  над другой)».

Информация о работе Историко-материалистическое учение К.Маркса и Ф.Энгельса о государстве и праве