Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа
Целью моей работы стало рассмотрение истории возникновения и сущность бюрократии в государственном аппарате.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной тематике;
Рассмотреть исторические факты возникновения и развития бюрократии;
Рассмотреть понятия бюрократия и бюрократизм. Проанализировать отношение россиян к бюрократии.
ВВЕДЕНИЕ
Государственная
бюрократия призвана осуществлять функцию
посредника между государством и
населением. Бюрократия занимает важное
место в современном обществе,
поэтому важно понять формы бюрократии
и степень воздействия
Административная
реформа в России показала, что
изменение в системе
При
той роли, которую играет государство
и государственное управление в
России, вызывает удивление, ограниченное
развитие теории государственного управления
и политики в отечественной науке.
Государственное управление, конечно,
характеризуется многими
Актуальность исследования проблем бюрократии с течением времени не только не снижается, а неуклонно растет. Процессы реформирования политической и административной систем социума, требуют повышенного внимания к вопросам государственного управления.
Как разработка, так и воплощение в жизнь решений политического руководства, в значительной степени зависят от бюрократии – особого слоя людей, на профессиональной основе осуществляющих административную деятельность.
Как
показывает мировой и отечественный
политический опыт, степень политического
участия государственных
Однако нельзя забывать, что конечная цель проводимых реформ – рост уровня жизни населения и построение зрелого гражданского общества. Это предполагает, помимо прочего, сокращение управленческих расходов и определение пределов участия бюрократии в общественно-политической жизни, оптимизацию количества людей, задействованных в процессах администрирования.
Решение
столь комплексных задач
Государственная бюрократия как объект специализированного исследования появляется в работах обществоведов приблизительно полтора столетия назад. По времени интерес к этой проблематике совпал с ускорением промышленного развития, ставшего новым вызовом для правящих кругов. Более подробно на степени разработанности данной проблемы я остановлюсь в основной части своей курсовой работы, в разделе «Обзор литературы».
Целью моей работы стало рассмотрение истории возникновения и сущность бюрократии в государственном аппарате.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН БЮРОКРАТИИ.
I. Бюрократия: источники
и сущность.
Слово “Бюрократия” в
Исходя из буквального
Такое
понимание бюрократии во многом связано
с работами немецкого социолога
Макса Вебера (1864-1920),
оставившего заметный след
в теории управления[15]. В широком
же, и наиболее часто употребляемом
применении, а также в политической
лексике термин “бюрократия” и все производные
от него употребляются в ярко
выраженном негативном смысле,
как своеобразное “контруправление”.
То есть акцент смещается в
сторону извращенных форм управления
(раздутость и запутанность аппарата
управления, многописание, подмена
законов подзаконными актами, волокита,
консерватизм, недоступность, протекционизм
и др.). Поэтому необходимо
четко дифференцировать само
понимание термина “бюрократия”, так
как возникает возможность нивелировать
различия самих принципов управления
и отрицательных черт их проявления.
То есть “бюрократизм” необходимо
воспринимать как врожденный,
тяжелый и хронический недуг органов
управления, который свойственен любому
обществу, не взирая на различия
в социально-политическом устройстве.
Этот недуг всеобъемлющ. При
изменении форм управления он
способен к мутации и приспособляемости.
Такая непотопляемость бюрократизма
обусловливается прежде всего источниками
его появления, его социальной,
экономической и политической базой.
1.1. Источники появления и генезис
бюрократии.
В определении источников
Если кратко определить
Бюрократическое отношение обусловлено экономически, не зависит от интересов, сознания и воли индивидов, определяет их действия, и потому объективно. Бюрократическое отношение - форма проявления социальных противоречий между государством и обществом, аппаратом управления и гражданами. Чиновники, включенные в систему государственного аппарата обладают своего рода монополией на политический разум и мораль, и стараются снять с себя вину за социальные противоречия и переложить ее на общество и граждан. Причем высшие уровни доверяют опыту и разуму низших, а низшие делегируют высшему знание всеобщего.[17]
Классики марксизма пришли к выводу, что бюрократизм приобретает тем большие масштабы, чем авторитарнее политический режим, а степень его ограничения зависит от степени демократичности. В условиях авторитарного режима государство сводится к “...выделенному из человеческого общества аппарату управления... особого разряда людей специалистов, чтобы управлять...”[18]. В этих условиях государственный аппарат приобретает определенную степень самостоятельности по отношению к обществу, которое делегирует этому аппарату властные полномочия. А эта самостоятельность питает почву для процветания бюрократии. У бюрократа “государственная цель превращается в его личную цель, в погоню за чинами, в делание карьеры”[19], в удовлетворение своих материальных потребностей. Такое безразличие к общественным делам выражается в государственном формализме, т.е. превращение политических целей в канцелярские задачи, и наоборот. Социальная почва государственного формализма - отношения собственности (частной и государственной), материальные интересы и разделение труда, которое порождает корпоративные интересы. Необходимость их защиты культивирует устойчивые организационные формы[20]. “Государственный аппарат не может быть слишком простым. Ловкость жуликов всегда в том и заключается, чтобы усложнить этот аппарат и сделать его загадочным”.[21]
Политический рассудок есть
Таким образом, социально-
Совсем иные истоки проявления бюрократии в общественно-политической и хозяйственной жизни описывает М. Вебер в своем итоговом, в буквальном смысле этого слова, труде “Хозяйство и общество”, который к сожалению остался незавершенным. Общим для Вебера и марксизма был взгляд на бюрократию, как аппарат господства. Но если марксисты рассматривали этот аппарат прежде всего как инструмент военно-политического господства, то М. Вебер видел в этом организационный аспект господства, обеспечивающий целостность существования общества. Социальная структурированность, по мнению М. Вебера, необходима не только для сил (социальных групп, сословий и т.д.), находящихся непосредственно в системе аппарата управления и заинтересованных в его консервации, но и для всех членов общества[25]. В этом аспекте господство получает свое функциональное оправдание, дающее право на применение прямого насилия узкой группой лиц в интересах всего общества, а не того или иного класса. Источник дальнейшего развития бюрократии, пронизывающей все сферы общественной деятельности, М. Вебер видит в процессах концентрации (социальной, политической, экономической и др.), которые сопровождаются отчуждением непосредственного исполнителя (“производителя”) от средств производства. Это приводит к необходимости в посреднике, обеспечивающем восстановление этой связи. То есть, корни бюрократии по мнению М. Вебера более глубокие и лежат не столько в плоскости экономических отношений и вопросов собственности, а исходят из онтологической потребности человека в социальной структурированности и организации для обеспечения своей повседневной безопасности. Поэтому М. Вебер считает, что бюрократия не является “надстройкой” над “отношениями эксплуатации и частной собственности”.[26] Он видит глубокую внутреннюю связь процессов бюрократизации, огосударствления собственности и потребности в социальной организации общества вообще.
Информация о работе История возникновения и сущность бюрократии в государственном аппарате