История возникновения и сущность бюрократии в государственном аппарате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание

Целью моей работы стало рассмотрение истории возникновения и сущность бюрократии в государственном аппарате.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной тематике;
Рассмотреть исторические факты возникновения и развития бюрократии;
Рассмотреть понятия бюрократия и бюрократизм. Проанализировать отношение россиян к бюрократии.

Работа состоит из  1 файл

бюрократии.docx

— 72.47 Кб (Скачать документ)

     Бюрократической системе необходима иерархия учреждений. Иерархия учреждений является, пожалуй, единственным признаком, унаследованным бюрократической системой от правительственного механизма предшествующего времени: уже в XVII в. существовали Боярская дума, а также приказы в центре и  воеводские избы на местах. Однако это  трехчленное деление, особенно в  его среднем звене, было лишено единства принципов организации и определения  прав и обязанностей. Нормативные  акты, определявшие права и обязанности  Боярской думы и приказов, отсутствовали. Едва ли не самым ярким примером отсутствия строгой системы в формировании центрального аппарата является множественность принципов определения их компетенции: власть одних приказов распространялась на всю страну (Поместный, Посольско-Пушкарский и др.), другие приказы управляли определенной территорией (Приказ Казанского дворца, Сибирский, Смоленский и др.); впасть некоторых приказов распространялась на ограниченную территорию (чети: Галицкая, Устюжская и др.) или определенные отрасли управления. В структуру государственных учреждений вторгались дворцовые, а также патриаршие приказы.

     В XVII в. должностные лица, как и правительственные  учреждения, не располагали документами, определявшими их права и обязанности. Мы не знаем прав и обязанностей боярина, чем от них отличались права  и обязанности окольничего, равно  как и отличий подьячего второй статьи от подьячего третьей. В реальной жизни эти различия современники умели уловить, но эти различия не были закреплены законодательно, основывались на обычном праве. Только при абсолютной монархии должностные лица и учреждения от самых высоких правительственных инстанций до самых низких были наделены инструкциями и регламентами.

     В XVII, как и в первой четверти XVIII в., правительственные учреждения и  персонал, их обслуживавший, делились на два уровня: высший, правящий, и  низший, исполнительский. Роль высшего  уровня в XVIII в. выполняла правящая бюрократия, заседавшая в Сенате. Она существенно  отличалась от правящей верхушки XVII в., заседавшей в Боярской думе. При  комплектовании последней руководствовались  принципом породы кандидатов и родства  с царской фамилией - отец и братья супруги царя возводились в думные чины. В думу посылал своих представителей ограниченный круг аристократических  фамилий, причем думный чин за немногими  исключениями являлся пожизненным. Боярина царь мог назначить воеводой какого-нибудь уезда, поставить во главе  приказа или, наконец, отправить  выполнять какое-либо поручение  за рубеж. Такой боярин, не участвуя в заседаниях Думы, не утрачивал  своего чина. Случаев, подобного тому, что произошел с князем и боярином В. В. Голицыным, фаворитом царевны  Софьи, оказавшимся в ссылке и  лишившимся не только чина, но и земельных  владений, в XVII в. было немного.

     Думные  чины, особенно бояре и окольничие, пользовались значительной экономической  независимостью от верховной власти - они обеспечивались землей и крестьянами. В 1678 г. 45 бояр, 27 окольничих, 19 думных дворян и 8 думных дьяков владели 11% дворов, принадлежавших всем светским феодалам России. Из бояр князь Н. И. Одоевский владел 1397 дворами, князь Я. Н. Одоевский и того больше -1989 дворами, князь И. А. Воротынский - 4609 дворами! Безбедную жизнь этим и им подобным боярам и окольничим обеспечивали тысячи крепостных крестьян, снабжавших барина необходимыми жизненными ресурсами, независимо от того, какие  обязанности он выполнял и где  находился - в столице или за ее пределами.

     Другое  дело Сенат и сенаторы. При назначении сенатором (как, впрочем, и на другие должности) царь руководствовался иным принципом - служебной годностью. Если боярский отпрыск с привычной  последовательностью преодолевал  ступени служебной лестницы и в конечном счете достигал самого высокого чина, приходя на смену отцу, то права стать сенатором добивались лица, обладавшие личными достоинствами; заслуги же предков во внимание не принимались. Выше всего ценились ум, служебное рвение, образование и т. д. Новые критерии служебной годности порождали новых людей в верхнем слое правительственного механизма. Это была новая знать, начинавшая свою родословную вельмож со времени Петра, целиком обязанная своей карьерой царю.

     Но  сенатора от боярина отличала еще  одна особенность: боярин - чин, сенатор - должность. Лицо, по каким-либо причинам выбывшее из состава Сената, утрачивало звание сенатора. Следовательно, налицо большая зависимость сенатора от верховной власти. Эта зависимость  правящей бюрократии от царской власти в еще большей мере прослеживается в экономической области. Если в XVII в. благополучие вельмож обеспечивалось их собственными крепостными крестьянами, то в XVIII в. сенаторы, как и прочие чиновники, получали денежное жалованье. Прекращение службы влекло за собой  прекращение выдачи жалованья; перекещение по службе, связанное с понижением или повышением, также отражалось на размере жалованья.

     Для бюрократической системы управления характерны одинаковые структура и  штаты местных и центральных  учреждений. Этого нельзя сказать  ни о Боярской думе, ни о приказах. Историк может установить, чем  занимались тот или иной приказ и  даже Боярская дума, только эмпирическим путем, то есть изучением их деятельности: следы деятельности этих учреждений, отраженные в документах, позволяют  установить их компетенцию.

     Лишь  в петровское время все учреждения были обеспечены инструкциями, регламентами и штатами. Создается внешне стройная система управления, которую современники уподобляли часовому механизму. Как  в нем все винтики и колесики находятся во взаимодействии, выполняя определенную нагрузку, так в государственном  устройстве - четкая система соподчиненности  учреждений и разделения функций.

     Унификация  и регламентирование вели к специализации  чиновничества и дроблению обязанностей должностных лиц. Главным показателем  роста разделения труда является отграничение военной службы от гражданской. В XVII в. военная и гражданская служба совмещались в одном лице. Считалось, что познаний и опыта боярина вполне достаточно, чтобы с одинаковым успехом справляться с военными, дипломатическими и административными функциями. Так, В. В. Голицын, опытный дипломат, но лишенный способностей военачальника, все же был поставлен во главе войск, участвовавших в двух неудачных Крымских походах. Ратный человек XVII в. на склоне своей военной службы, считая, что он уже исчерпал силы на этом поприще, обращался с просьбой к царю перевести на службу гражданскую, чтобы «покормиться» в должности воеводы, нисколько не сомневаясь, что его опыта и познаний достанет для управления уездом.

     Регулярная  армия, созданная при Петре, была рассчитана на обслуживание ее иерархией  военной бюрократии - профессионально  подготовленным офицерским корпусом. Военная служба если и совмещалась  с иной, то только с дипломатической, но такое совмещение определялось их естественной взаимосвязью.

     К проявлениям роста специализации  относится дробление должностей, наблюдавшееся во всех подразделениях бюрократической системы. Вместо главы  приказа, фактически распоряжавшегося его деятельностью, создаются коллегии со своей иерархией должностных  лиц: президент, вице-президент, советники  и асессоры. Еще более дробное  разделение труда в низшем эшелоне; появляются ранее не существовавшие должности исполнителей распоряжений верхушки бюрократии - протоколисты, актуариусы, секретари и пр.

     Численность бюрократии к концу царствования Петра если и увеличилась, то незначительно. Это объяснялось перераспределением должностных лиц между сферами  управления и совершенствованием всей системы государственного управления. Так, если в Боярской думе к концу  столетия насчитыыалось чуть более 100 членов, то в Сенате заседало девять человек. Присутствие коллегии состояло из десяти членов вместо двух-трех в приказах. Зато приказов в конце столетия было 44, а коллегий и равных с ними учреждений - двенадцать. Нивелировка произошла и в областной администрации: при Петре на местах возникли не существовавшие в XVII в. губернские и провинциальные учреждения, а вместе с ними и их штаты.

     Однако  сама по себе численность должностных  лиц не может служить главным  признаком бюрократической сути управленческого аппарата. Количество людей, занятых в управлении, важно  лишь в том отношении, что минимум  их должен обеспечить действие бюрократической  системы. Количественный показатель в  бюрократической системе имеет  такое же значение, как численность  населения в общественном разделении труда,- для этого тоже необходим  минимум лиц, участвующих в производстве. Лишь после возникновения бюрократии начинается ее расширенное воспроизводство.

     Особое  место в формировании бюрократии принадлежит Табели о рангах 1722 года. Отдельные положения этого нормативного акта действовали задолго до ее обнародования. Так, при подборе соратников Петр руководствовался не породой, а принципом  служебной годности. Появление в  окружении царяятаких выдающихся сподвижников из лиц далеко не родовитых, как Меншиков, Шафиров, Ягужинский и др., относится к концу XVII - наччлу XVIII века. Равным образом такие должности, как канцлер и вице-канцлер, тоже появились в обиходе ранее 1722 г.- сразу же после Полтавской виктории.

     Значение  Табели о рангах состоит в том, что она привела в систему  и унифицировала все чины империи  на всех трех поприщах государственной  службы: сухопутной, военно-морской  и гражданской - от прапорщика на военной  и коллежского регистратора на гражданской  до генерал-адмирала, фельдмаршала и  канцлера.

     Табель  обязывала всех служить и объявила службу единственным источником получения  соответствующего ранга и его  последующего повышения: «Мы для  того никому какого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких  услуг не покажут и за оные характеры  не получат». Все 14 рангов, составляющих Табель, являлись ступенями служебной  иерархии, по которым при надлежащем рвении и способностях мог продвигаться чиновник в любой отрасли службы.

     Табель  о рангах открывала доступ в ряды дворянства лицам «подлого» происхождения: дослужившиеся до первого офицерского  чина ев военной службе и VIII ранга  на гражданской получали наследственное дворянство и все проистекавшие  из этого привилегии. Происходило обюрокрачивание дворянства и одворянивание бюрократии.

     В годы административных реформ Петра 1 сложился новый механизм управления страной. От предшествующего его  отличали два признака: рационалистическое начало и начало бюрократическое. Рационализм  проявлялся в четком разграничении  прав и обязанностей между центральными учреждениями. В основу разграничения  был положен отраслевой принцип. В результате была создана стройная система органов управления, компетенция  которых распространялась на всю  страну.

     Приказная система, практически лишенная системности, была заменена коллегиальной. Бюрократическое  начало выражалось в создании иерархии единообразных учреждений, руководствовавшихся в своей деятельности регламентами, инструкциями и наставлениями. Регламентации подвергалась не только работа учреждений, но и каждый шаг должностного лица, Регламентировано было и движение бумаг, документов.

     Царь  в оформившейся абсолютистской системе  пользовался неограниченной властью. Вся чиновная рать от копииста до вельможи находилась в зависимости от монарха. Эту зависимость по сравнению  с предшествующим временем усиливали  перевод чиновников с натурального на денежное содержание и введение нового критерия служебной годности. В то же время эта рать приобрела  большую, чем раньше, самостоятельность, в силу тех самых регламентов, уставов и наставлений, которые  с таким усердием разрабатывал Петр. Бюрократия находилась в зависимости  от царя, но и царь испытывал огромное влияние бюрократии, поскольку она  должна была выполняяь его волю, очерченную указами.

     Контроль  за деятельностью государственного аппарата должен был свести независимость государственного механизма до минимума. Дляядостижения этой цели, оказавшейся эфемерной, Петр создал два института контроля - фискальную службу и прокуратуру. Делали они общее дело - контролировали бюрократический аппарат, но разными средствами: прокурорский надзор осуществлялся в стенах канцелярий, фискальный - преимущественно за их пределами. Отличие, далее, состояло и в формах комплектования институтов: если прокуратура являлась полностью бюрократическим учреждением, вакансии в котором заполнялись назначенными царем чиновниками, то в низшем звене фискального надзора иногда прослеживается выборное начало, когда речь шла о фискалах от посадского населения. Контролирующие функции имели ограниченное значение. Иначе и не могло быть в государстве с монархическим строем, где не народ, а бюрократия правила и себя же контролировала.

     Новая система управления яялялась шагом вперед в государственном строительстве: она заменила архаичную приказную систему, являясь одним из важнейших элементов европеизации России, и, наконец, в условиях феодального правопорядка положила начало законности.

     Давая общую положительную оценку административным новшествам, не следует забывать и  об их негативных сторонах. Так, унификация управления уничтожала особенности организации власти на окраинах государства (Дон) и игнорировала специфику управления территориями, населенными нерусскими народами. Пример из другой сферы: при Петре личностное начало приобрело импульсы для своего развития, и в то же время крепостнический режим безжалостно подавлял это же личностное начало у многомиллионной массы крестьян.

Информация о работе История возникновения и сущность бюрократии в государственном аппарате