Избирательная реформа 2005-2008годы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание

Стоит учитывать тот факт, что избирательная система как правовой институт существовала с Х века, что даёт нам ясную картину о её метаморфозах на протяжении всего периода развития государства.
Цель работы: рассмотреть изменения избирательной системы, произошедшие в результате реформы 2005-2008гг. Оценить положительные и отрицательные стороны современной политической системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
Новый порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ…………......5-22
Новый порядок выборов глав субъектов Российской Федерации…22-26
Недостатки современной избирательной системы в РФ..…………………………………………………………..................26-28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Тишинов Илья. Курсовая. 2 курс ДКО 2 группа..doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Избиратель, который  не может самостоятельно расписаться  в получении избирательного бюллетеня  или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, наблюдателем, в том числе иностранным (международным) наблюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе (соответствующих графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер.

Участковая  избирательная комиссия оформляет  свое решение об итогах голосования  протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Подсчет голосов  избирателей проводится открыто  и гласно, с оглашением и соответствующим  внесением в увеличенную форму  протокола участковой избирательной  комиссии об итогах голосования последовательно  всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

На основании  данных протоколов участковых избирательных  комиссий об итогах голосования, в том числе переданных по техническим каналам связи из участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях либо за пределами территории Российской Федерации, территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем на третий день со дня голосования путем суммирования всех указанных в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

На основании  данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования этих данных устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации.

На основании  данных, содержащихся в первых экземплярах  протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации  об итогах голосования, об итогах голосования на частях территорий субъектов Российской Федерации, протоколов территориальных избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной Думы.

Депутатские мандаты  распределяются между кандидатами, представленными в федеральных  и региональных списках пропорционально полученным голосам за ту или иную партию, участвовавшую в выборах.

Если выборы депутатов Государственной Думы признаны не состоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает  повторные выборы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации после подписания протокола о результатах выборов депутатов Государственной Думы незамедлительно направляет извещение об этом зарегистрированным кандидатам, избранным депутатами Государственной Думы.

После официального опубликования результатов выборов  депутатов Государственной Думы, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации регистрирует такого депутата и выдает ему удостоверение об избрании депутатом Государственной Думы.

В течение двух месяцев со дня голосования Центральная  избирательная комиссия Российской Федерации в своем официальном печатном органе опубликовывает информацию, включающую в себя полные данные, содержащиеся в протоколах всех избирательных комиссий, за исключением участковых избирательных комиссий, об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы, а также биографические и иные сведения обо всех избранных депутатах Государственной Думы в объеме, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Не позднее чем через семь дней со дня такого опубликования указанная информация размещается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в сети «Интернет» и содержится там не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

Таким образом, можно сделать вывод, что порядок выборов в Государственную Думу носит сугубо партийный характер. Пассивное избирательное право гражданин может теперь реализовать только через волю партийных конференций по выдвижению кандидатов в депутаты.

 

2.Новый порядок выборов глав субъектов Российской Федерации.

27 Декабря 2004 года вышло Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Которое, в последствие, было утверждено указом президента. Данное положение регламентирует новый порядок выборов глав субъектов РФ. В 2005 и 2006 годах положение претерпело ряд изменений.

1. Кандидатуры  на должность высшего должностного  лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее – высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) представляются Президенту Российской Федерации Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

2. Предложения  по кандидатурам на должность  высшего должностного лица субъекта  Российской Федерации вносятся  Руководителю Администрации Президента  Российской Федерации полномочным  представителем Президента Российской  Федерации в соответствующем федеральном округе.

В случае если политическая партия (политические партии) в соответствии с федеральным законодательством  инициировала (инициировали) предложение  по кандидатуре на должность высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации и законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации поддержал его в установленном порядке, данное предложение вносится Руководителю Администрации Президента Российской Федерации полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе.

При внесении предложений  по кандидатурам учитываются их авторитет  и деловая репутация, опыт публичной (государственной и общественной) деятельности, а также результаты предварительных консультаций с общественными объединениями соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Руководителю  Администрации Президента Российской  Федерации вносятся одновременно  предложения не менее чем по  двум кандидатурам на должность  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Указанные предложения  вносятся не позднее чем за 90 дней до дня истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения его полномочий – в течение 10 дней.

4. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации рассматривает предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, проводит необходимые консультации и представляет кандидатуры и соответствующие документы Президенту Российской Федерации.

В случае если политическая партия (политические партии) в соответствии с федеральным законодательством  инициировала (инициировали) предложение  по кандидатуре на должность высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации и законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации поддержал его в установленном порядке, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации рассматривает это предложение и представляет данную кандидатуру и соответствующие документы Президенту Российской Федерации.

5. В случае  отклонения Президентом Российской  Федерации представленных кандидатур  на должность высшего должностного  лица субъекта Российской Федерации  новые кандидатуры представляются  Руководителем Администрации Президента Российской Федерации в установленные Президентом Российской Федерации сроки, обеспечивающие соблюдение норм федерального законодательства.

6. Должностные  лица Администрации Президента  Российской Федерации, подготавливающие  и вносящие предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, несут ответственность за обоснованность предложений, объективность и достоверность информационных и иных справочных материалов, а также материалов, характеризующих указанные кандидатуры.

7. Не поддерживаются  и не представляются Президенту  Российской Федерации кандидатуры  на должность высшего должностного  лица субъекта Российской Федерации,  которые не могут замещать  указанную должность по основаниям, установленным федеральным законодательством.

8. К предложению  по кандидатуре на должность  высшего должностного лица субъекта  Российской Федерации прилагаются:

копия декларации о доходах гражданина, кандидатура  которого представляется на должность  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, с отметкой соответствующего налогового органа о принятии декларации на рассмотрение (по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»);

справка о результатах предварительных консультаций по предлагаемой кандидатуре;

материалы, характеризующие  предлагаемую кандидатуру, а также  информационные и иные справочные материалы;

заявление гражданина, кандидатура которого представляется на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, о согласии на рассмотрение его кандидатуры с обязательством в случае наделения его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации прекратить деятельность, несовместимую в соответствии с федеральным законодательством со статусом этой должности.

К предложению  по кандидатуре на должность высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации, инициированному политической партией (политическими партиями) в  соответствии с федеральным законодательством и поддержанному в установленном порядке законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, кроме документов, указанных в настоящем пункте, прилагается соответствующее решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

9. В случае  если высшим должностным лицом  субъекта Российской Федерации  перед Президентом Российской  Федерации поставлен вопрос о  доверии и досрочном сложении  своих полномочий, полномочный представитель Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе представляет Руководителю Администрации Президента Российской Федерации документы и материалы, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения.

В декабре 2005 года Конституционный суд Российской Федерации признал такой порядок назначения глав субъектов Федерации конституционным. В итоговом постановлении КС РФ указано, что право Президента представлять кандидатуру на должность главы субъекта РФ «не может рассматриваться как нарушение принципа разделения властей и принципа федерализма». Год спустя председатель Совета Федерации Сергей Миронов высказал мнение, что новый алгоритм избрания глав региональной власти оказался эффективным в деле обеспечения согласованности действий системы органов управления всех уровней. Предложенный механизм, по словам Миронова, также положительно отразился на динамике работы верхней палаты парламента, позволив стабилизировать её кадровый состав, и, как следствие, сосредоточиться на законотворческой деятельности.

 

 

3.Недостатки современной избирательной системы РФ.     

Известен и  давно доказан (даже математически) тот факт, что идеальной избирательной  системы не существует, однако существует ряд проблем, который препятствует формированию наиболее функциональной избирательной системы.                                              

Первая из этих проблем касается политических партий, а так же их формирования. По действующему законодательству крайне тяжело создать политическую партию. Собрать 50 000 человек практически невозможно, абсурдно полагать, что в таких условиях партию можно создать с нуля.

Наверное, самым  весомым недостатком является политическая монополизация. Известно, что серьёзной  конкуренции для доминирующей партии в Российской Федерации сейчас никто составить не может и соотношение мест в Государственной Думе видно невооружённым глазом. Отсутствие здоровой конкуренции сильно замедляет ход становления РФ правовым государство и демократическая сторона выборов довольна сомнительна.

Петиционный порядок так же далеко несовершенен. В российском законодательстве  много упущений касаемо подлинности и действительности при рассмотрении подписей на предмет их подлинности. Этот фактор так же снижает возможности для волеизъявления избирателей.

В России, как известно, почти повсеместно установлены семипроцентные барьеры. Федеральное законодательство говорит, что барьер не может быть выше семи процентов, оно не ограничивает нижнюю планку, и теоретически регионы могут вообще не устанавливать барьеров, но фактически уже начиная с осени прошлого года барьер везде семипроцентный. Понятно, что это связано с тем, что и на выборах в Думу установлен семипроцентный барьер.

Информация о работе Избирательная реформа 2005-2008годы в Российской Федерации