Избирательные кампании в субъектах Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание

Российская Федерация – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (Конституция РФ).
Выборы - это необходимый и важнейший механизм осуществления демократии. Выборы - это хотя и недостаточный, но необходимый признак демократического государства.

Содержание

Введение_________________________________________________________2
Глава 1. Этапы проведения избирательных кампаний.
Правовой статус кандидатов, политических партий и блоков в избирательном процессе._____________________________________4
Информирование избирателей.______________________________15
1.3 Предвыборная агитация.____________________________________19
Финансирование избирательных кампаний._____________________25
1.5 Проведение голосования и подсчет голосов.________________________29
Глава 2. Особенности избирательных кампаний, проводимых в Хабаровском крае.
2.1. Анализ последних наиболее значимых кампаний Хабаровского края._34
2.2 Реформирование избирательной системы._________________________40
Заключение______________________________________________________43
Список используемой литературы____________

Работа состоит из  1 файл

избирательне кампании курсовая моя почти.doc

— 370.00 Кб (Скачать документ)

     1) права в отношении кандидатов (списков кандидатов). Избирательные  объединения и блоки вправе:

     - осуществлять сбор подписей в  поддержку выдвинутых кандидатов (списков кандидатов), вносить избирательный  залог для регистрации списка  кандидатов;

     - отзывать кандидатов, списки кандидатов;

     - исключать кандидатов из списков  кандидатов;

     2) права по осуществлению предвыборной агитации. Избирательные объединения и блоки вправе в допускаемых законом формах вести предвыборную агитацию. Избирательным объединениям, избирательным блокам, которые зарегистрировали списки кандидатов (при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе), гарантируются равные по сравнению с другими избирательными объединениями, избирательными блоками условия доступа к средствам массовой информации, в том числе возможность использования бесплатного эфирного времени, печатной площади, помещений для проведения массовых мероприятий;

     3) права по финансированию избирательной  кампании. Избирательные объединения,  избирательные блоки, выдвинувшие  списки кандидатов, обязаны создавать  избирательные фонды. Избирательные  объединения и блоки вправе распоряжаться средствами своих избирательных фондов. Избирательные объединения, избирательные блоки обязаны вести учет поступления и расходования средств избирательных фондов и не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего избирательного фонда, а также обо всех произведенных затратах;

     4) права по контролю за ходом  выборов. Избирательные объединения,  избирательные блоки, зарегистрировавшие списки кандидатов, вправе назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, обладающими установленными законом правами по контролю за деятельностью избирательный комиссий, контролю за ходом голосования, подведением его итогов и определением результатов выборов, уполномоченных и доверенных лиц;

     5) права по формированию избирательных  комиссий. Избирательные объединения  и блоки имеют право направлять  соответствующим представительным  и исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления предложения по назначению членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны назначить не менее одной второй состава избирательной комиссии на основе предложений, поступивших от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, избирательных объединений и блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления.

     Полномочия  и, следовательно, процессуальный статус избирательного объединения, избирательного блока прекращается:

     1) в случае отказа от участия  в выборах. Избирательное объединение,  избирательный блок вправе в  любое время, но не позднее,  чем за три дня до дня  голосования, отозвать выдвинутые  ими списки кандидатов и отказаться от участия в выборах по решению органа, выдвинувшего список кандидатов, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию. При этом отказ избирательного блока от участия в выборах не лишает входившие в него избирательные объединения права на участие в этих выборах. Вышедшие из блока избирательные объединения, если не истекли сроки для выдвижения кандидатов, могут самостоятельно выдвинуть кандидатов (списки кандидатов);

     2) в случае отказа в регистрации  или отмены регистрации списка  кандидатов, выдвинутого избирательным объединением;

     3) после официального опубликования  результатов выборов, в случае  если избирательное объединение,  избирательный блок не набрали  необходимого для принятия участия  в распределении мандатов количества  голосов.

     Избирательные объединения, принявшие участие в распределении мандатов на выборах и сформировавшие фракции в законодательных органах государственной власти, сохраняют свой статус и по окончании соответствующего избирательного процесса.

     Не  урегулирован в законодательстве вопрос о правовом статусе избирательных блоков, принявших участие в распределении мандатов на выборах.

     Основные  действия партии в ходе проведения ею избирательной кампании:

  1. Выдвижение кандидатов;
  2. Сбор документов для заверения списка избирательной комиссией;
  3. Создание избирательного фонда;
  4. Сбор подписей, внесение залога;
  5. Сдача документов для регистрации кандидатов (списков кандидатов)  избирательной комиссией;
  6. Проведение агитации;
  7. В день голосования- наблюдение за ходом выборов;
  8. Предоставление итогового финансового отчета в избирательную комиссию.
 
 

 

1.2 ИНФОРМИРОВАНИЕ  ИЗБИРАТЕЛЕЙ.

В составе института  информационного обеспечения избирательного процесса выделяют два подинститута – информирование избирателей и  предвыборную агитацию.

 Информирование  избирателей следует рассматривать в двух аспектах – как совокупность норм законодательства о выборах и референдумах, составляющую подинститут информационного обеспечения, и как  определенную информационную деятельность в ходе избирательной кампании. Информирование избирателей представляет собой осуществляемую в период избирательной кампании систематическую деятельность по доведению до сведения избирателей объективной и достоверной информации, связанной с выборами и не носящей агитационного характера.

 Можно выделить несколько  целей информирования избирателей:

- доведение  до сведения избирателей информации  о проводимых выборах, с тем  чтобы обеспечить их осведомленность  о дате голосования, установленных  законом сроках и порядке избирательных  действий , и, соответственно, возможность их участия в выборах;

- доведение  до сведения избирателей объективной  информации о проводимых кандидатами,  избирательными объединениями, иными  субъектами избирательного  процесса  предвыборных мероприятий;

- ознакомление  избирателей с электоральным настроением определенного круга граждан путем опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами;

- обеспечение  максимальной информированности  граждан обо всех событиях  и мероприятиях, связанных с проводимыми выборами, способствующей формированию целостной объективной  картины текущей  избирательной кампании у избирателей;

- доведение  до сведения избирателей сведений  об итогах голосования  и  о результатах выборов, а также  сведений о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Закон дифференцирует информирование избирателей на виды в зависимости от характера информации и от субъектов, осуществляющих информирование. По этим основаниям можно выделить следующие виды:

  1. Информирование избирателей комиссиями (в том числе через СМИ) о ходе  подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке  совершения избирательных действий, об избирательном законодательстве, о кандидатах, об избирательных объединениях, об итогах голосования и о результатах выборов;
  2. Информирование избирателей о выборах органами  государственной власти, органами местного самоуправления (за исключением информирования о  кандидатах, об избирательных объединениях);
  3. Информирование избирателей о выборах организациями, осуществляющими выпуск СМИ;
  4. Информирование избирателей о выборах физическими и иными , помимо перечисленных  выше, юридическими лицами;
  5. Информирование избирателей о выборах посредством опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами.

По субъектам , от которых исходит информирование, выделяют два вида: официальное и  неофициальное информирование, хотя законодательство о выборах не содержит таких терминов.

Официальное информирование  избирателей осуществляется определенными законом субъектами  информирования со стороны государства, муниципальных образований: комиссиями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, соответствующими должностными лицами, в том числе через средства массовой информации, - на принципах достоверности, беспристрастности и юридической значимости распространяемой  информации.

Федеральный закон  «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации»  ограничивает полномочия  органов  государственной власти и органов  местного самоуправления по осуществлению  информирования избирателей, запрещая им распространять любую, в том числе достоверную и беспристрастную, информацию о кандидатах, об избирательных объединениях (пункт 1 статьи 45). Эта проверенная временем норма необходима в связи с тем, что информирование о кандидатах, избирательных объединениях со стороны названных органов могло бы восприниматься избирателями как поддержка этими органами соответствующих кандидатов, избирательных объединений. Иначе говоря, быть скрытой формой агитации, что недопустимо в силу действующего для органов государственной власти и органов местного самоуправления запрета на проведение предвыборной агитации (подпункт «а» пункта 7 статьи 48).

О ходе  подготовки и проведения выборов, референдумов , о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации  о выборах, о кандидатах, об избирательных объединениях обязаны информировать избирателей комиссии (пункт 3 статьи 45). Это является важной составляющей официального  информирования избирателей.

Официальное информирование избирателей осуществляется  в течение всей избирательной кампании, началом которой является день официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов. Окончание избирательной кампании Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» связывает с днем предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов (подпункт 19 статьи 2).

Сообщения и  материалы в рамках  официального информирования избирателей размещается, как правило, в государственных  и муниципальных средствах массовой информации бесплатно. Государственные  и муниципальные организации телерадиовещания, редакции  государственных и муниципальных периодических  печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь для информирования избирателей, опубликования решений и актов  комиссий, размещения иной  информации. Выделяют следующие  обязательные для опубликования (обнародования) документы и информацию:

- решение о  назначении выборов (пункты 7 и  8 статьи 10);

-иные решения  комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов (пункт 2 статьи 30);

- схема одномандатных  и (или)  многомандатных избирательных  округов, включая ее графическое  изображение (пункт 7 статьи 18)

- списки избирательных  участков, участков референдума с указанием их границ и номеров, мест, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования (пункт 7 статьи 19)

- сведения о  кандидатах, представленные при  их выдвижении, в объеме, установленном  организующей выборы  избирательной  комиссией, а также сведения о выявленных  фактах недостоверности представленных кандидатами  сведений (пункт 7 и 8 статьи 33);

- сведения о  поступлении и расходовании средств  избирательных фондов, а также  копии первого и итогового  финансового отчетов кандидата,  избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума (если это предусмотрено законом) (пункты 8 и 9 статьи 59);

- информация  о времени и месте голосования  на выборах (пункт 2 статьи 64);

- итоги голосования  и результаты выборов (статья 72);

- иные подлежащие  в соответствии с законом обязательному  опубликованию документы и информация.

Кодексом Российской Федерации  об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за ряд нарушений непосредственно в сфере  информирования избирателей.

Статья 5.5 Кодекса  устанавливает санкции за нарушение  порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов. В соответствии с частью 1 названной статьи нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации , организацией, осуществляющей теле- и (или)  радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании порядка опубликования указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть Интернет) – влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда , на должностных лиц - от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от трехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Частью 2 той же статьи установлено, что непредоставление  государственной или муниципальной  организацией, осуществляющей  теле- и (или) радиовещание, , редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок  соответственн6о эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, ответов на вопросы граждан, обнародование  решений и актов избирательной комиссии, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц -  от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда. Статья 5.14 Кодекса устанавливает ответственность за умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму. Этот состав также относится к нарушениям  как в сфере информирования избирателей, участников референдума, так и в сфере агитации. Согласно названной статье , умышленное  уничтожение или повреждение информационных или агитационных печатных материалов, вывешенных  в соответствии  с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной  кампании, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные  материалы – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Информация о работе Избирательные кампании в субъектах Федерации