Эффективность правовой нормы и проблема правоприменения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - проанализировать эффективность правовой нормы и проблему правоприменения.
Задачи:
- определить критерии и условия эффективности права
- рассмотреть пути повышения эффективности правовых норм
- проанализировать проблему правоприменения в РФ

Содержание

Введение. 2
Глава I. Эффективность правовой нормы.
1.1. Понятие эффективности норм права. 4
1.2. Критерии и условия эффективности права. 9
Глава II. Понятие и факторы эффективности права.
2.1. Пути повышении эффективности правовых норм. 17
2.2. Применение права как особая форма его реализации. 19
Глава III. Проблема правоприменения на основе российского законодательства.
3.1. Проблемы повышения эффективности норм права в российской федерации. 23
3.2. Эффективность правореализации в российской федерации. 25
Заключение. 31
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.docx

— 71.99 Кб (Скачать документ)

Реальную эффективность  определяют факторы, лежащие в сфере  правореализации. Сюда можно отнести обеспеченность тех или иных предписаний материальными и организационными ресурсами, соответствие принятых норм общественному мнению, четкую работу правоприменительных органов и др.

Актуальной представляется проблема классификации эффективности  норм права с позиций форм реализации права и характера самих правовых норм. В данном контексте можно  говорить об их эффективном соблюдении, исполнении, использовании и применении. При этом характер эффекта зависит от специфики норм и от характера действий субъектов соответствующих отношений. Так, эффективность запрещающих норм, предполагающих их соблюдение, будет выражаться в правомерном бездействии.

В отечественной науке  предметом обсуждения является проблема так называемой отрицательной эффективности  норм права. В частности, в литературе предлагается использовать понятие отрицательной эффективности правовых предписаний10. Однако представляется необходимым определить значение термина "отрицательная эффективность". Является ли эффективность нормы отрицательной, если эффект от нее прямо противоположен задуманному законодателем (например, вместо уменьшения числа определенных правонарушений издание данной нормы вызвало их рост), либо под отрицательной эффективностью следует понимать все неблагоприятные последствия, вызываемые этой нормой? Такие неблагоприятные последствия могут и не иметь отношения к целям принятия данной нормы, а представляют собой некий побочный эффект, хотя и не препятствующий достижению поставленных целей, но наносящий вред тем или иным общественным отношениям. Такое положение можно охарактеризовать как побочный отрицательный эффект.

На эффективность правовых предписаний оказывают влияние  и психологические факторы. С этих позиций следует выделить и психологическую эффективность норм права. Правовые предписания воплотятся в поведении субъектов, если они осознаны, если выработано соответствующее психологическое отношение к ним. В то же время следует иметь в виду, что степень знания различных правовых норм различна. Так, В.М. Сырых отмечает, что при анкетировании по правовым проблемам граждане достаточно точно отвечают на вопросы, связанные с их повседневными отношениями, и затрудняются ответить на вопросы, далекие от их непосредственных интересов11. В.П. Казимирчук считает, что "в общественном мнении имеет место существенное различие между относительно слабым знанием правовых норм и довольно прочным знанием общих принципов права"12. Можно ли в этом случае утверждать о большей эффективности общих принципов права по сравнению с конкретными предписаниями? Так или иначе, можно говорить о психологической эффективности правовых норм в плане информационно-ориентирующего, идеологического воздействия права на индивидуальное, групповое и массовое правосознание.

В отечественной литературе проблема эффективности правовых предписаний неоднократно исследовалась на уровне отдельных отраслей права13. Поэтому представляется обоснованным говорить об отраслевой эффективности норм права. Это тем более актуально сегодня в связи с изменениями в системе отечественного права, снижением роли и удельного веса административного регулирования и ростом договорного, диспозитивного. Поскольку цели регулирования в разных отраслях различны, то эффективность их норм будет качественно специфичной в каждой отдельной отрасли. В связи с этим было бы некорректно сравнивать эффективность различных отраслей права.

Итак, необходимо четко  разграничить виды эффективности правовых норм. Это будет способствовать более  оперативному и глубокому анализу  причин бездействия и нерезультативности принимаемых нормативных актов либо их отдельных положений.

В связи с очевидной  важностью вопроса об эффективности  права как для понимания механизма  действия права, так и для понимания  воздействия права на состояние  общества в целом, отдельных индивидуумов и их взаимоотношения, практически все теоретики социологии права и большинство теоретиков права занимались изучением этой проблемы, отстаивая различные, порой противоположные, мнения относительно существа данного вопроса. Однако, понятие эффективности норм права продолжает оставаться предметом дискуссий и нуждается в дальнейшем научном осмыслении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Понятие и факторы эффективности права.

2.1. Пути повышении эффективности правовых норм.

 
 Для повышения эффективности  правового регулирования немалое  значение имеет совершенствование законодательства, его систематизация, изложение правовых норм общепонятным языком, широкое применение правил законодательной техники. Правовой нормой трудно руководствоваться, если ее элементы размещены в большом числе нормативных актов, часть изданий которых не всем доступна, а последующие изменения не всегда общеизвестны. Политические и моральные сентенции уместны не в тексте нормативных актов, а, если без них почему-либо трудно обойтись, в преамбулах; законодатель должен стремиться к точному выражению своих мыслей и намерений в тексте законов без иносказаний и двусмысленности; если закон не является законом прямого действия, а содержит обещание принять дополнительные нормативные акты о порядке реализации тех или иных правоположений — обещанные акты должны быть оперативно подготовлены и приняты, дабы законодательство не содержало декларативных, неосуществимых положений. Серьезные преграды на пути реализации права создают противоречия в текстах нормативных актов, дающие основание логически конструировать разные по содержанию правовые нормы, относящиеся к одному и тому же случаю, отношению. Особенно опасны для практики правового регулирования противоречия между содержанием законов и подзаконных актов, если последним отдается предпочтение государственными органами и должностными лицами, применяющими правовые нормы.  
 Во всех странах, где нормативные акты являются основным источником права, существует проблема соотношения «буквы» и «духа закона», обусловленная тем, что, во-первых, мысль законодателя не всегда достаточно точно выражена в тексте нормативных актов, во-вторых, тем, что текст со временем почти неизбежно устаревает и содержащиеся в нем термины, определения, понятия становятся узки или, напротив, широки для обозначения новых явлений общественной жизни. Поэтому процесс применения и другие формы реализации правовых норм носят в известной мере творческий характер: во-первых, в процессе изучения текстов нормативных актов конструируется правовая норма с ее тремя элементами — при анализе конкретного правового материала определение гипотезы, диспозиции, санкции только и дает возможность определить — кто, когда, при каких условиях — к чему обязан, на что имеет право — какие меры государственного принуждения применяются в случае нарушения правовой нормы; во-вторых, в процессе конструирования правовой нормы определяется, какие именно положения, содержащиеся в тексте нормативного акта, имеют юридическое значение; в-третьих, может оказаться, что норма права не получила в тексте закона точного выражения и изложения («порядок обжалования незаконных актов», «молодой специалист», «никто не может быть произвольно лишен жизни» и т.п.) и потому текст нормативного акта подлежит не буквальному, а ограничительному или распространительному толкованию.

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Применение права как особая  форма его реализации.

 

Применение права  – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально- определённых лиц.14

Путём применения права государство  в своей деятельности осуществляет две основные функции:

    1. Организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;
    2. Охрану и защиту права от нарушения.

На этом основании выделяют две  формы применения права: оперативно - исполнительную  и правоохранительную.

Оперативно-исполнительная форма  применения права - это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путём создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права.15 Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.

Правоохранительная деятельность – это деятельность компетентных органов  по охране норм права, о  каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль над соответствием деятельности субъектов права юридическим предписаниям, за её правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.

Применение  права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.

Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путём установления чётких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определённых вопросов в руках компетентных органов.

Эта деятельность связана с особыми  приёмами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т. д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т. д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приёме на работу или назначении пенсии и т. д.)

Следовательно, применить норму  права – это не просто осуществить, реализовать её. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

Цель применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.  16

Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан  использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации. «Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т. п. – такова задача субъектов правоприменения».17

Субъект правоприменения – это наделённый государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.

В-третьих, правоприменительная  деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

В-четвёртых, применение права как  самостоятельная форма реализации – сложная, поскольку её осуществление проявляется в  сочетании с иными формами  реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

В-пятых, применение права – это  не одноактное действие, а определённый процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т. д.).

В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Всё изложенное позволяет сделать  вывод, что применение права –  важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности. Под применением права следует понимать осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Проблема правоприменения на основе российского                 законодательства.

3.1. Проблемы повышения эффективности  норм права в российской    федерации.

 

Исходя  из сказанного в предыдущих главах, факторами, от которых напрямую зависит  эффективность правовых норм будут  являться следующие категории:

1.      Качество нормативного акта (закона);

2.      Эффективность правореализации и правоприменения;

3.      Уровень правосознания и правовой культуры18.

Все указанные три элемента эффективности  права связаны между собой. Поэтому, можно говорить о том, что повышение эффективности правовых норм в Российской Федерации напрямую зависит от эффективности трех стадий действия права: норма права, правореализация, правосознание и правовая культура общества.

Качество законодательного акта здесь  является основопологающим составляющим эффективности права. Это обусловлено тем, что, законодательный акт наделяет зародившееся в социальном взаимодействии право силой государственного принуждения, делает право правом. И от того, насколько качественной является законодательный акт, в наибольшей степени зависит эффективность действия права и в конечном итоге – уровень правосознания и правовой культуры.

Качественная, действенная норма права должна соответствовать двум условиям:

Во- первых, отвечать социальным потребностям и максимально соответствовать правообразующему интересу (быть социально обусловленной);

Во-вторых, она должна быть закреплена в нормативном акте (законе).19

Если говорить о влиянии эффективности  правореализации на эффективность законодательного акта, то оно обусловлено ролью реализации права в механизме действия права. Даже самый качественный закон, если он не реализовывается или реализовывается недостаточно полно, не будет эффективным, поскольку, как уже говорилось выше, издание законодательного акта не является самоцелью. Закон принимается «от людей, людьми и для людей», то есть он нужен для того, чтобы каждый конкретный индивид или организация могли воспользоваться им для достижения каких-либо благ или разрешения проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Эффективность правореализации в российской федерации.

 

Следует отметить, что некоторые  авторы, исходя из важности данного  элемента механизма действия права  и его особенностей, говорят о  том, что эффективность права  и правовой нормы в частности  – это свойство именно процесса правореализации. А качество закона является лишь необходимым условием эффективности действия права, его реализации20. Такая позиция основана на нормативной теории права, в соответствии с которой, правом является только то, что закреплено в законе. В данной работе мною отстаивается социологическая теории права и, соответственно, не принижая значения реализации права, следует говорить об эффективности права, как о состоящем из трех равнозначных и взаимосвязанных его составляющих: качество закона, эффективность правореализации и уровень правосознания и правовой культуры. Рассмотрим подробнее, что представляет собой и как влияет на эффективность правовых норм (права) эффективность правореализации.

Информация о работе Эффективность правовой нормы и проблема правоприменения.