Эффективность правовой нормы и проблема правоприменения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - проанализировать эффективность правовой нормы и проблему правоприменения.
Задачи:
- определить критерии и условия эффективности права
- рассмотреть пути повышения эффективности правовых норм
- проанализировать проблему правоприменения в РФ

Содержание

Введение. 2
Глава I. Эффективность правовой нормы.
1.1. Понятие эффективности норм права. 4
1.2. Критерии и условия эффективности права. 9
Глава II. Понятие и факторы эффективности права.
2.1. Пути повышении эффективности правовых норм. 17
2.2. Применение права как особая форма его реализации. 19
Глава III. Проблема правоприменения на основе российского законодательства.
3.1. Проблемы повышения эффективности норм права в российской федерации. 23
3.2. Эффективность правореализации в российской федерации. 25
Заключение. 31
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.docx

— 71.99 Кб (Скачать документ)

Реализация права – это претворение  права в жизнь, реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов.21

В теории права выделяют четыре основные формы реализации права в зависимости  от содержания реализуемых законодательных  актов:

1. использование – субъект осуществляет  свои права, предоставленные ему  юридической нормой;

2. соблюдение – субъект строго  следует установленным запретам: не совершает тех действий, которые  ему не дозволены;

3. исполнение – такая форма  реализации права, при которой  субъект совершает активные действия  во исполнение возложенной на  него юридической обязанности;

4. применение – это особая  форма реализации права, при  которой осуществляется властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм, путем издания индивидуально-правового акта.22

Выделение этих форм реализации права  имеет важное значение не только для  теории права, но и при изучении эффективности  правореализации. С точки зрения социологии права данное деление важно постольку, поскольку в его основе лежит, во-первых, вид правовой нормы (запрещающие, дозволяющие, предписывающие, управомачивающие), от которой во многом зависит и эффективность реализации права; и, во-вторых, вид механизма реализации права, от которого зависит сложность правореализационного процесса.

Эффективность правореализации, в силу ее неотъемлемости в механизме действия права, имеет огромное значение для эффективности правовой нормы и зависит от следующих характеристик.

Во-первых, эффективность правореализации зависит от качества закона и вида правовых норм, содержащихся в нем, который обуславливает форму правореализации и соответствующий механизм.

Во-вторых, эффективным может быть только такая правореализация, которая во всем соответствует требованиям законодательства. Это же относиться к подзаконным актам, необходимым для правильной реализации права.

В-третьих, для всех форм правореализации необходимым условием эффективности реализации права является обеспеченность правовой и другой информацией всех субъектов, ответственных за реализацию права.

В- четвертых, необходимо обеспечить качественную работу всех органов правореализации в соответствии с положениями менеджмента.

В-пятых, реализация права должна органично  сочетаться с экономическими, политическими, социальными, культурными и другими факторами, воздействующими на регулируемые правом отношения и взаимодействующие между собой. В-шестых, качество правореализации непосредственно зависит от правосознания и правовой культуры всех субъектов правореализации.

В-седьмых, особо строгие требования должны предъявляться к качеству правоприменения, результатом которой являются правоприменительные.

И в-восьмых, всякая правореализационная  деятельность (и в особенности правоприменительная) должна основываться не только на законодательных и подзаконных актах, но и на интересах и потребностях граждан и юридических лиц и конкретных фактических обстоятельствах.

Итак, эффективность правореализации зависит от многих факторов, вследствие чего все сложнее обеспечить ее высокий уровень. И, следовательно, при неэффективной системе правореализации невозможно существование эффективного права.

Эффективность правореализации непосредственно влияет на третий элемент эффективности права – уровень правосознания и правовой культуры общества. Только при условии их повышения правоприменитель и законодатель добьются высокой степени эффективности правовых норм.

Правосознание - это совокупность взглядов, представлений, идей общества о праве, его роли в жизни людей.23 Оно характеризует субъективное отношения людей к праву, степень знания ими содержания юридических норм, понимания необходимости активного использования прав, исполнения и соблюдения обязанностей, недопустимости совершения правонарушений и составляет необходимый внутренний компонент всего механизма правового регулирования.

Правосознание подразделяется на виды в зависимости от уровня.

В первую очередь выделяется уровень  массового (обыденного) правосознания, который принадлежит людям, специально не занимающимся правом и осознающим его как значимый для них фактор социальной жизни только в определенных жизненных ситуациях, как правило, при правонарушениях. На мой взгляд, государсву следует обратить особое внимание на его воспитание. В настоящий момент оно находится на уровне правового нигилизма.

Особое значение в обществе имеет  профессиональное правосознание, которым  обладают специалисты в области  юриспруденции (судьи, адвокаты, прокуроры, следователи, работники органов  внутренних дел и др.), по роду своей  работы постоянно применяющие юридические  нормы.

Теоретический (научный) уровень правосознания  имеют люди, занимающиеся различными направлениями научных исследований в области права.

Развитое и устойчивое правосознание  общества даже в условиях социальных катаклизмов может обеспечить достаточно прочный правопорядок и тем самым уменьшить роль негативных последствий кризиса. Оно составляет необходимую базу для формирования и развития правовой культуры общества.

Правовая культура - качественно  определенный уровень состояния  правосознания общества, отдельных  социальных групп и индивидов, воплощенный в практике правового регулирования, во всей многообразной деятельности гражданского общества и государства по созданию, реализации и обеспечению права.

Правовая культура соединяет в  себе элементы правосознания и элементы практической юридической деятельности, воплощенной в правотворчестве, юридической технике, правоприменении, законности актов должностных лиц, организаций и граждан, неотвратимости и справедливости наказания за совершенные правонарушения.

Главным критерием правовой культуры как общества в целом, так и  его отдельных субъектов является восприятие ими права как высшей ценности социальной жизни, стремление основывать свои действия, реализацию интересов только на праве. Необходимым элементом правовой культуры является нетерпимость к любым, даже мелким правонарушениям.

Показателями уровня правовой культуры в цивилизованном обществе являются:

- незыблемость конституционного строя,

- признание верховенства законов,

- уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина,

- системность и доступность законодательства,

- строгое и неуклонное соблюдение законности

и ряд других.

С точки зрения этих показателей  можно оценить правовую культуру правотворчества, правовую культуру правоприменения или обеспечения правопорядка в стране; правовую культуру общества в целом, социальных групп (например, правовую культуру должностных лиц), отдельных людей.

Состояние правовой культуры общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы.

Высокий уровень правовой культуры общества является необходимой предпосылкой для формирования правового государства.

При этом воздействие правосознания  и правовой культуры на эффективность права является взаимосложным, что проявляется в следующем.

Во-первых, качественный закон может  возникнуть только в обществе с высоким  уровнем правовой культуры.

Во-вторых, уровень правосознания  субъектов правореализации непосредственно влияет на качества реализации права.

В-третьих, низкое качество законодательства и его сложность делают принцип  знания права нереальным.

И в-четвертых, знание законов гражданами, отношение к ним, готовность соблюдать его и наличие у граждан навыков правового поведения, составляющие индивидуальное правосознание, непосредственно влияют на эффективность права в каждом конкретном случае. И наоборот, некачественные законы и подзаконные акты, неэффективная правореализационная деятельность снижают уровень правосознания и правовой культуры.

Таким образом, увеличивая качественную составляющую трех названных факторов, а именно, качество принимаемых нормативных актов, повышая эффективность процессов правореализации и правоприменения, а так же, воспитывая высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе, становится возможным говорить об увеличении эффективности норм российского права.

И в заключении хочется упомянуть  еще об одном факторе, повышающем роль права вообще и эффективность его норм в частности,- о возрождении в нашем обществе господствующей идеологии.

В государственно организованном обществе именно она предопределяет основное содержание политики и права, становится цементирующим социально психологическим началом, обеспечивающим единство организованного и; целенаправленного функционирования политической и правовой систем.

Выработанная  на основе согласования наиболее существенных интересов единая цель объединяет людей с различными политическими взглядами для решения общенациональных задач. Пронизанные этой идеей политические и правовые установки воспринимаются населением с удовлетворением и реализуются с максимальной эффективностью.

 

 

Заключение.

 

Эффективность права представляет собой общую эффективность всех норм права, а эффективность отрасли  права – общую эффективность  норм этой отрасли. При этом, эффективность, являясь показателем действия права, должна оцениваться не только по конкретным уже существующим результатам, но (обязательно) и на стадии проектирования нормативного акта. 
 Являясь результативным показателем действия права, эффективность права состоит из трех элементов (соответствующих стадиям механизма права): качество закона, эффективность правореализации, уровень правосознания и правовой культуры. Эффективность каждой из этих стадий зависит в первую очередь от «трансформации» социальных интересов и ценностей на каждой стадии: зарождаясь в правосознании, они закрепляются в законе, отражаются в процессе реализации права и в результате преобразуют правовую культуру. 
 При этом, качество законодательного акта обеспечивается при соблюдении следующих основных условий: 
 Потребность в принятии закона, его цели и содержание должны быть социально обусловлены, то есть должны основываться на потребностях и интересах не государственных органов, а граждан и социальных групп. 
 Способы регулирования (права, обязанности, льготы, ответственность) должны соответствовать регулируемыми ими отношениям; развивать заинтересованность индивидов в реализации нормы и поддерживать саморегуляцию общественных отношений. 
 Законом должны регулироваться только принципиальные и значимые общественные отношения, регулируя их настолько общим образом, чтобы все возможные вариации конкретного отношения подпадали под действие конкретного закона с учетом развития этого отношения в будущем. 
Закон должен быть единственным законодательным актом, соответствовать актам высшей силы и согласовываться с существующим законодательством. 
 В процессе принятия закона должна быть четко соблюдена процедура разработки и издания законодательного акта, необходимая для проверки его социальной обусловленности и соответствия законодательству. 
 Текст закона должен быть понятным, четким, лаконичным; структура его и содержание должны соответствовать требованиям юридической техники и правилам логики. 
 Закон должен предусматривать процедуру реализации, учитывать и способствовать повышению существующего уровня правосознания и правовой культуры общества. 
 В свою очередь эффективность правореализации зависит от следующего. Во-первых, эффективность правореализации зависит от качества закона и вида правовых норм, содержащихся в нем, который обуславливает форму правореализации и соответствующий механизм. Во-вторых, эффективным может быть только такая правореализация, которая во всем соответствует требованиям законодательства. Это же относиться к подзаконным актам, необходимым для правильной реализации права. В-третьих, для всех форм правореализации необходимым условием эффективности реализации права является обеспеченность правовой и другой информацией всех субъектов, ответственных за реализацию права. В-четвертых, необходимо обеспечить качественную работу всех органов правореализации в соответствии с положениями менеджмента. В-пятых, реализация права должна органично вливаться во все силы и механизмы, воздействующие на регулируемые правом отношения и взаимодействующие между собой. В-шестых, качество правореализации непосредственно зависит от правосознания и правовой культуры всех субъектов правореализации. В-седьмых, особо строгие требования должны предъявляться к качеству правоприменения, результатом которой являются правоприменительные акты. И в-восьмых, всякая правореализационная деятельность (и в особенности правоприменительная) должна основываться не только на законодательных и подзаконных актах, но и учитывать интересы и потребности граждан и юридических лиц и конкретных фактических обстоятельствах. 
 Наконец, важнейшим определяющим элементом эффективности права является уровень правосознания и правовой культуры. При этом воздействие правосознания и правовой культуры на эффективность права является взаимосложным, что проявляется в следующем. Во-первых, качественный закон может возникнуть только в обществе с высоким уровнем правовой культуры. Во-вторых, уровень правосознания субъектов правореализации непосредственно влияет на качества реализации права. В-третьих, низкое качество законодательства и его сложность делают принцип знания права нереальным. И в-четвертых, знание законов гражданами, отношение к ним, готовность соблюдать его и наличие у граждан навыков правового поведения, составляющие индивидуальное правосознание, непосредственно влияют на эффективность права в каждом конкретном случае. И наоборот, некачественные законы и подзаконные акты, неэффективная правореализационная деятельность снижают уровень правосознания и правовой культуры.

В заключении следует отметить, что повышение эффективности правовых норм — задача не только государства, но и граждан. Государство со своей стороны обеспечивает соблюдение правовых норм, нередко применяя при этом метод принуждения. Граждане, со своей стороны, должны объявить бой правовому нигилизму, повышать свою правовую культуру и уважительно относится к правовым предписаниям государства. Только тогда действие правовых норм будет максимально эффективным, а гражданское общество — процветающим.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. Лит. ,2008.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта, 27 декабря 2005 г., 2 октября 2007 г.) – М.: Изд-во Ось 2008.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями) – М.: Изд-во НОРМА, 2007.
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. – М.: Изд-во Ось. – 2006.
  5. ФЗ РФ от 7 июля 2006 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».
  6. ФЗ РФ «Об авторском праве и смежных правах».
  7. Налоговый Кодекс Российской Федерации Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ. – М.: Юрид. Лит.,2005.
  8. Алексеев С.С. Общая теория права. - М.:2009.
  9. Матузов М.И. Малько А.В. Теория государства и права.-  М.:2009.
  10. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 2008.
  11. Лазарев В.В. Применение советских правовых норм. Казань, 2010.
  12. Власов В. И. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2008.
  13. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М,2011.
  14. Лобанов Г. А.  Поговорим об аналогиях: монография, М., 2010.
  15. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой/ под ред. Садикова О. Н.
  16. Магазинер Я. М. Пробелы в праве // Правоведение.  № 4, 2009.

17.  Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Глазырин В.В. Эффективность правовых норм. М.: ВНИИСЗ, 2007. 176 с. 
 18.  Четвертин В. А. Понимание права и государства. Введение в курс теории права и государства. М.: Знание, 2009. 284 с. 
 19.  Эффективность закона (методология и конкретные исследования) /Отв. ред. В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров. М.: БЕК, 2007, 216 с. 
 20.  Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права: Учеб. 2006. 328 с.  
 21.  Лившиц Р. З. Теория права. М.: Знание, 2009.

Информация о работе Эффективность правовой нормы и проблема правоприменения.