Юридическая практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание

В представленной работе рассматриваются вопросы, посвященные такому разделу теории государства и права как юридическая практика. Данная тема важна тем, что юридическая практика является выражением действия права, т.е. является формой жизни права, выражением права в динамике.
Понимание вопросов, связанных с юридической практикой в методическом плане важно тем, что она является одним из основных факторов, способствующих формированию понятийного аппарата будущего юриста.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…..…3
Глава 1 Понятие юридической практики..…………………………….……
1.1 Сущность юридической практики………………………………………5
1.2 Взаимодействие юридической науки и практики…………...…………6
1.3 Характерные черты юридической практики……………………………8
Глава II Структура юридической практики……/……………………….…13
2.1 Виды/подвиды юридической практики…………………/……………..13
2.2 Функции юридической практики…………………………/……………22
2.3. Пути совершенствования юридической практики
в современном Российском государстве……………………………………26
Заключение………….……………………………………………………..…29
Список литературы…………………..………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Юридическая практика2.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

8. В процессе юридической практики возникают разнообразные материальные, политические, социальные и иные изменения. К ее особенностям следует отнести то, что она всегда порождает и соответствующие юридические последствия.

9. Юридическая практика в той или иной степени влияет на все стороны жизни общества, способствуя развитию происходящих в нем процессов либо тормозя их. Это важное положение следует иметь в виду при формировании и реализации любых программ экономического, политического, социального и иного переустройства общества. Так, к примеру, задержка с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также неудовлетворительная реализация уже принятых нормативных актов значительно замедляют и затрудняют переход страны к нормальным рыночным отношениям.

              Перечисленные выше черты и особенности юридической практики показывают, что она играет существенную роль в механизме правового регулирования и занимает относительно самостоятельное место в правовой системе общества.

Структура юридической практики

              Под структурой юридической практики понимается такое ее строение, расположение основных элементов и связей, которые обеспечивают ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действительности.

Структурный анализ предполагает исследование юридической практики в единстве ее содержания и формы. Содержание позволяет раскрыть совокупность образующих такую практику внутренних свойств и элементов, показать способы организации, существования и внешнего выражения ее содержания.

              Элементами содержания юридической деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий.

              Объекты практики – это то, на что направлены юридические действия и операции ее субъектов и участников. Ими могут быть материальные и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные действия (бездействия) людей, другие предметы и явления, включенные в соответствующий юридический процесс и служащие удовлетворению общественных и личных потребностей и интересов.

              В качестве носителей, управляющих «центров» практической деятельности выступают ее субъекты и участники. Субъект – основной, ведущий носитель правовых отношений, без которого немыслимо существование практики (например, суд в судебной практике). Участники юридической практики – это отдельные лица (организации), которые так или иначе содействуют субъектам в выполнении правовых действий и операций. В качестве участников следственной практики выступают, например, свидетели и потерпевшие.

              Юридические действия представляют собой внешне выраженные, социально-преобразующие и влекущие определенные правовые последствия акты субъектов и участников (например, подпись документа). Совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий, объединенных локальной целью, составляют операцию (например, осмотр места преступления включает самые разнообразные правовые действия).

В качестве средств выступают допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечиваются достижение цели и необходимый результат. Они составляют как бы инструментальную часть практической деятельности и используются для установления и фиксации фактов, анализа юридической «материи», вынесения и оформления решений, организации контроля за их исполнением.

              Все средства можно подразделить на общественные (например, нравственные и иные социальные нормы), специально-юридические (договоры, нормы и принципы права) и технические (приборы и инструменты). В своей совокупности они составляют юридическую технику (законодательную, судебную и др.).

              Формы юридической практики – это способы организации, существования и внешнего выражения последней.

              Говоря о форме, целесообразно выделить в ней внутреннюю и внешнюю стороны. Внешней формой здесь выступают разнообразные юридические акты-документы (нормативные и индивидуальные, судебные и следственные, нотариальные и пр.), в которых закрепляются правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения. К внутренней форме, т.е. способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное оформление практики, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и время совершения действий и др.

              Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что структура юридической практики – это не только состав определенных элементов содержания и формы. Взаимообусловленность развития всех компонентов практики обеспечивается генетическими и функциональными, внутренними и внешними, прямыми и обратными, правовыми и неправовыми связями и отношениями, с помощью которых совершается перенос энергии, информации, свойств, осуществляется взаимный обмен результатами различных видов деятельности, контроль, помощь в реализации разнообразных полномочий и функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Структура юридической практики

 

2.1 Виды/подвиды юридической практики

 

Для правовой системы общества характерно одновременное функционирование разнообразных типов, видов и подвидов практики. Каждая из них направлена на более эффективную работу правового государства. И поэтому необходимо рассмотреть основные элементы и связи, которые обеспечивают юридической практике целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на неё разнообразных факторов действительности.

В зависимости от характера и способов преобразования общественных отношений можно выделить: обобщающую практику, которая в свою очередь тоже делится на несколько видов; правотворческую; правоприменительную (правореализационную); распорядительную; интерпретационную; правосистематизирующую; контрольную,  которая тоже делится на несколько подвидов; правоконкретизирующую; законодательную и прецедентную,  а по субъектам – на судебную; законодательную; следственную; нотариальную и другие виды практики. Существуют также и другие классификации видов и подвидов юридической практики. Так, в функциональном аспекте можно выделить правоконкретизирующую, контрольную, правосистематизирующую и иные типы практики.

Обратимся к первой группе видов юридической деятельности, в зависимости от характера и способов преобразования общественных отношений.

1. Обобщающая практика возникает в результате издания органами применения права актов-документов, содержащих конкретизирующие нормативные предписания на основе анализа множества дел однородной категории со сходной юридической основой. Этот пласт практики подразделяется на руководящую практику и практику организационно-методического руководства судами и иными органами применения права.

Примером руководящей практики может служить Конституция Российский Федерации, а также различные кодексы. Верховный суд РФ, например, даёт судам руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел особой важности в качестве суда первой инстанции. Пример: В соответствии с ч.2 ст.74 Федерального конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации" во взаимосвязи со ст.3, 6, 79, 85, 87, 96 и 100 названного закона конституционно-правовое истолкование правовых норм, данное Конституционным судом РФ, является общеобязательным, в том числе и для судов[7].

2. Правотворческий вид практики. Говоря о правотворчестве и его особенностях, необходимо отметить, что оно представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции регламентах, уставах и т.п.

3. Правоприменительный вид практики. Реализация права - это перевод норм права в правомерное поведение субъектов в форме использования принадлежащих им прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов в целях удовлетворения интересов и потребностей адресатов права, достижение его (права) целей.

Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл, ведь законы и подзаконные акты принимаются для того, чтобы действовать, упорядочивать общественные отношения.

Говоря об особенностях правоприменения, необходимо обратить внимание на следующее:

1. Правоприменительная деятельность может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.

2. Правоприменение – одни из важнейших видов государственной деятельности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, неисполнение которых влечёт за собой государственное принуждение. Применение права всегда осуществляется от имени государства.

3. Применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Существует определённая процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц.

4. Оно направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав и юридических обязанностей.

Основываясь на сказанном выше, можно сказать, что правоприменение – это решение конкретного дела, жизненного случая, определённой правовой ситуации. Это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.[8]

4. Распорядительный вид практики. Под распоряжением понимается один из видов подзаконных актов высших законодательных органов (Президента РФ, Правительства РФ и др.), акт органа власти или управления, изданный в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым адресовано распоряжение; обязательное указание, приказ, составляющий содержание некоторых сделок (чека, перевода, аккредитива).

5. Интерпретационный вид практики. Деятельность подавляющего большинства юристов-практиков связана с претворением норм права в жизнь, с реализацией права, в том числе и с правоприменением. Правоприменительные решения выносятся на фактической и нормативной основе. Поэтому у юристов-практиков возникает необходимость в установлении и доказывании фактических обстоятельств (фактическая основа решения) и в истолковании норм права (нормативная основа). Следовательно, интерпретационная деятельность юристов является важной составной частью правоприменительного процесса. Она сопровождает весь правотворческий процесс.

Толкование норм права - это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме. Следует подчеркнуть со всей определённостью, что толкование должно преследовать главную цель - служить законности. Оно может обеспечить достижение этой цели лишь в том случае, если оно будет складываться из совокупности таких способов, правил и приёмов, использование которых позволяет установить действительное содержание норм права.

6. Правоконкретизирующий вид практики. Научное определение процесса конкретизации в судебной деятельности методологически должно опираться на философское понимание конкретного и процесса конкретизации.

Определяя понятие конкретного, К. Маркс писал: "Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного". "Бесконечная сумма общих понятий, законов... даёт конкретное в его полноте", - указывал В.И.Ленин.[9]

Следовательно, процесс конкретизации - это процесс выработки положений, определений, понятий, их сочетание и суммирование, которое только и даёт "конкретное в его полноте". Учёт и определение конкретных сторон случая, который надо подвести под закон, и ведёт к процессу конкретизации.

7. Правосистематизирующий вид практики. Под систематизацией нормативно-правовых актов (именуется ещё как систематизация законодательства) следует понимать деятельность, направленную на упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную и внутренне согласованную систему.

Каждый из этих видов систематизации имеет свои особенности, но все они преследуют единые цели - устранение противоречий между различными нормативно-правовыми актами, отмены и устранение устаревших и уже отживших себя правовых норм и приведение нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование государства.

Информация о работе Юридическая практика