Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:21, курсовая работа
В представленной работе рассматриваются вопросы, посвященные такому разделу теории государства и права как юридическая практика. Данная тема важна тем, что юридическая практика является выражением действия права, т.е. является формой жизни права, выражением права в динамике.
Понимание вопросов, связанных с юридической практикой в методическом плане важно тем, что она является одним из основных факторов, способствующих формированию понятийного аппарата будущего юриста.
Введение……………………………………………………………….…..…3
Глава 1 Понятие юридической практики..…………………………….……
1.1 Сущность юридической практики………………………………………5
1.2 Взаимодействие юридической науки и практики…………...…………6
1.3 Характерные черты юридической практики……………………………8
Глава II Структура юридической практики……/……………………….…13
2.1 Виды/подвиды юридической практики…………………/……………..13
2.2 Функции юридической практики…………………………/……………22
2.3. Пути совершенствования юридической практики
в современном Российском государстве……………………………………26
Заключение………….……………………………………………………..…29
Список литературы…………………..………………………………………30
8. Контрольный вид юридической практики – под этим видом подразумевается контроль за соблюдением правовых норм, т.е. надзор. Известно, что контроль - атрибут административной власти, одна из важнейших её функций. Он включает наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку её с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций.
Контрольный вид в свою очередь делится на несколько подвидов. В России в наше время существуют три типа надзора: судебный, прокурорский и административный.
а) Прокурорский надзор – это специфический вид деятельности государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.
Главной целью прокурорского надзора является обеспечение законности в стране. Цели прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о Прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов.
б) Судебный контроль. Судебная власть занимает особое место в системе государственного устройства. Основной функцией судебных органов является осуществление правосудия. Вместе с тем они призваны осуществлять правовой, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти по отношению к гражданам и всех субъектов общественной жизни.
Целью судебного контроля является судебная защита и обеспечение конституционных права и свобод личности. Результатом является вынесение общеобязательного, обеспеченного принудительной силой государства судебного акта (акта правосудия), призванного к правовому разрешению спора.
в) Административный надзор - самый большой по объёму и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих.
Главной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Надзор за соблюдение правил государственная администрация осуществляет главным образом для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т.д.), уменьшения тяжести их последствий.
Административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.).
9. Законодательный вид практики – это форма правотворчества, имеющая приоритетное положение в государстве. Она формирует основные направления внутренней и внешней политики, конструирует и закрепляет правовые масштабы. При этом её предписания, облечённые в форму законов занимают главенствующее место по отношению ко всем остальным нормам
10. Следующий вид – прецедентный вид практики.
Анализ правовой жизни разных стран показывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права.
Важнейшее место среди источников права занимает юридический прецедент. Под прецедентом понимается вынесенное судом по конкретному делу письменное или устное решение, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при разбирательстве аналогичных дел. Судебный прецедент играл важную роль уже в римской юстиции. Он использовался также в средние века и во все последующие столетия. В некоторых современных странах (в Великобритании, большинстве штатов США, Канаде, Австралии) признается источником права и лежит в основе всей правовой системы. В соответствии с господствующей доктриной прецедент не создает нормы, а только формулирует то, что вытекает из общих начал права, заложенных в человеческой природе. Во многих других государствах прецедент значим для вопросов применения права, восполнения пробелов в законе, признания обычая; на основе прецедента вносятся отдельные дополнения в действующее законодательство, дается толкование закона.[10]
Обратимся к следующей группе типов юридической практики – по субъектам.
1. Судебная практика в странах романо-германской правовой системы понятие, означающее совокупность решений судов (прежде всего высших) по тем или иным вопросам. Судебная практика, обобщенная в специальных сборниках, играет фактически роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.[11]
В более узком понимании этого понятия, судебная практика – это опыт и знания, которые нарабатываются специалистами в области права относительно тех или иных законодательных вопросов.
2. Законодательная практика – один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании законов. Основа законодательной деятельности, законодательство – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из их видов. В РФ понятием «законодательство» обычно охватываются: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Однако состав законодательной деятельности для каждой отрасли права имеет свои особенности.[12]
3. Следующим видом практики является следственная практика – правоохранительная деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленная на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений, изобличение и привлечение виновных к уголовной ответственности.
Эта деятельность в итоге является основой для последующей судебной деятельности по рассмотрению и разрешению уголовных дел, поскольку в процессе судебного разбирательства суд при исследовании доказательств использует данные, полученные в ходе предварительного расследования.
4. Нотариальная практика – деятельность нотариальных контор, а также органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, призванных юридически закреплять гражданские права и предупреждать возможность их нарушения. Нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой. В некоторых случаях нотариальные действия могут совершать лица, не относящиеся к нотариату. Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли.[13]
Каждый из типов, видов и подвидов юридической практики специфичен по своей природе, элементам содержания и формы, функциям и другим важным аспектам. Кроме того, структура юридической деятельности взаимопроникаемая, т.е. один вид практики может перекликаться с другими подразделениями юридической системы.
2.2 Функции юридической практики.
Функции юридической практики — это целенаправленное влияние юридической практики на общественную жизнь. Поэтому они сам связаны с задачами (целями) практики. Именно функции отражают социальную востребованность практики, наглядно показывают достижения и просчеты законодателя, профессионализм и согласованность деятельности правоприменителей. Вместе с тем изменение функций влияет на структуру практики, на определенные элементы ее содержания и формы. В функциях проявляется способность практики связывать воедино разнообразные элементы правовой системы общества, формировать нормативную базу данной системы, конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их реализацию, контролировать осуществление прав и обязанностей субъектов правоотношений, создавать предпосылки для удовлетворения общественных и личных интересов.
В функциях выражаются сущность юридической практики, особенности ее сторон и свойств. Вместе с тем, изменение функций влияет на структуру практики, элементы ее содержания и формы.
Правоведами выделяются различные функции юридической практики. С. С. Алексеев, например, считает, что таких функций три: правонаправляющая (ориентирующая), правоконкретизирующая и сигнально-информационная.[14] В. И. Леушин[15] рассматривает функции формирования права, совершенствования правоприменительной деятельности, воспитательную и правоконкретизирующую.[16]
Одним из существенных критериев классификации рассматриваемых функций является сфера общественной жизни, которая подвергается практическому воздействию. По этому основанию можно выделить экономическую, политическую, социальную, воспитательную, экологическую, демографическую и другие функции. Общесоциальные функции предметно раскрывают управленческую природу юридической практики в обществе.
Наиболее ярко сущность и правовое назначение практики проявляются в ее специфических функциях, где за основу классификации приняты способы действий, характер деятельности и осуществляемых юридических преобразований либо полученный результат. К такого рода функциям в первую очередь относятся те, которые определяют конкретный тип (вид, подвид) практики — правотворческой, правоприменительной, праворазъяснителъной и др. Это, однако, не означает, что та или иная из обозначенных функций присуща только одноименной разновидности практики: она характерна и для всех других разновидностей. Право-применительная практика, например, сигнализирует правотворческим органам о неполноте законодательства, его противоречиях и неэффективности, становясь, таким образом, необходимой основой для создания норм права и даже нормативных актов.
По способам воздействия на реальную действительность можно выделять регистрационно-удостоверительн
Содержание правоохранительной функции практики нагляднее всего можно раскрыть через ее подфункции: правообеспечительную, превентивную, правовосстановительную, компенсационную, карательную. Правообеспечительная подфункция — одно из важных, но не единственных направлений правоохраны. Поэтому их отождествление, допускаемое порой в литературе, не совсем верно. В данном случае с помощью конкретного типа (вида, подвида) юридической практики создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы, обеспечивающие нормальное функционирование общественных отношений, достижение поставленных целей, осуществление требований правовых предписаний. Эта подфункция обычно связана с обязывающими и запрещающими методами воздействия на общественную жизнь.
Правовосстановителъная подфункция связана с разработкой и закреплением в законодательном или ином порядке мер правовой защиты, отменой неправомерных действий, решений и актов-документов, фактическим и юридическим восстановлением правопорядка, правоотношений, прав и законных интересов граждан и организаций.
Значение компенсационной подфункции заключается в том, что все разновидности юридической практики должны быть нацелены на возмещение любого материального, имущественного или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями отдельным лицам, социальным группам, организациям или обществу и государству в целом.
Суть карательной подфункции юридической практики проявляется в формулировании и закреплении санкций правовых норм, в разъяснении, конкретизации, в применении к правонарушителям таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишениями материального, личного, организационного и иного характера.
По времени действия функции юридической практики можно подразделить на постоянные и временные. Определенное значение имеет и классификация ее функций на основные, главные и неосновные. Такое разграничение необходимо и важно, во-первых, для выделения соответствующих подфункций. Во-вторых, в определенные периоды развития общества акцент может быть сделан на одной или нескольких важнейших сторонах юридической практики (например, на экологической функции). В-третьих, в силу специфической природы конкретного типа (вида, подвида) практики одни направления воздействия на общественную жизнь (например, для правоприменения — правообеспечительное и индивидуально-регулятивное) выступают в качестве главных, а другие (влияние на правотворчество правоприменительной практики) являются производными, сопутствующими.
Таким образом, если каждая функция (подфункция) показывает отдельное направление, сторону, аспект социально-преобразующей природы юридической практики, то взятые вместе они дают более или менее цельное представление о месте и роли юридической практики в правовой системе общества.
2.3. Пути совершенствования юридической практики в современном Российском государстве.
Поскольку юридическая практика есть сфера практической деятельности юриста по применению законов к реальным явлениям жизни, то важнейшей задачей современной юридической науки в целом является выявление проблем в сфере юридической практики и определение путей ее совершенствования.