Юридические факты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание

Например, такие общественно опасные деяния как заведомо ложная реклама, заражение компьютерной сети вирусом первоначально не расценивались в российском законодательстве как преступления. Соответствующие статьи заняли свое место в Уголовном кодексе Российской Федерации лишь после того, как подобные деяния получили распространение и была правильно понята их общественная опасность. Напротив, сделка с валютными ценностями, которая по ранее действовавшему Уголовному кодексу РСФСР рассматривалась как преступление, в новом Уголовном кодексе таковым уже не считается.

Содержание

Введение.

Глава 1. Понятие и виды юридических фактов.

1.1 Понятие юридического факта.

1.2 Функции юридических фактов.

Глава 2. Виды юридических фактов.

2.1 Классификация юридических фактов.

2.2 Сложные юридические факты и фактические составы.

Глава 3. Проблемные моменты в сфере юридических фактов.

3.1 Проблема выбора юридических фактов. Специальные юридические требования.

3.2 Проблемы юридических фактов в правоприменении.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 53.60 Кб (Скачать документ)

 

В гражданском законодательстве подробным образом регулируется порядок определения начала и  конца срока, порядок совершения действий в последний день срока  и т. д" что свидетельствует  о большом практическом значении этой категории юридических фактов в гражданском праве (ст. 190-194 ГК).

 

 

 

Позитивные и негативные, правопорождающие и правопрепятствующие, главные и подчиненные юридические  факты. В основе первого деления  лежит способ связи с явлением действительности. Правовые последствия  могут быть связаны как с существованием некоторого явления, так и с его  отсутствием. В первом случае юридический  факт будет положительным, позитивным, во втором случае - отрицательным, негативным, например, отсутствие у лица служебной  подчиненности, отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу - негативные юридические факты, так как правовое последствие  связано именно с отсутствием  некоторого явления.

 

Классификацию фактов на позитивные и негативные не следует смешивать  с их делением на правопорождающие и правопрепятствующие. Это деление  раскрывает функции юридических  фактов в фактическом составе. Правопорождающие факты – такие обстоятельства, которые необходимы для наступления  правовых последствий. Правопрепятствующие  факты, напротив, тормозят развитие фактического состава, препятствуют наступлению  правовых последствий. Между правопорождающими  и правопрепятствующими фактами  нет непроходимой границы. Отсутствие правопорождающего факта имеет  правопрепятствующее значение (фактический  состав вынужден "дожидаться" появления  необходимого факта). Напротив, отсутствие правопрепятствующего факта - необходимое  условие для наступления правовых последствий.

 

Рассматриваемые классификации  юридических фактов следует отграничить  также от деления их на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие. В основе этих классификаций лежат  разные критерии. Юридические факты  делятся на правопорождающие и правопрепятствующие  по их функции внутри фактического состава. Факты и составы могут  быть правообразующими, правоизменяющими, правопрекращающими в зависимости  от правовых последствий, которые они  порождают как целое. Таким образом, первая классификация не заменяет и  не подменяет вторую

 

 

 

 Не лишено практического  значения также разграничение  юридических фактов на главные  и подчиненные. Главный факт  наиболее полно отражает существо  регулируемой ситуации. Все другие  факты .имеют уточняющее значение, конкретизируют юридически значимые  детали. Например, главными фактами  для назначения пенсии по старости  являются возраст и стаж работы. Все иные фактические обстоятельства  носят характер подчиненных. При  наличии главного факта законодательство  допускает в отдельных случаях  досрочное (опережающее) наступление  правовых последствий.

 

Материальные и процессуальные, оформленные и неоформленные, латентные  и расчетные юридические факты. С точки зрения связи с соответствующими правовыми отношениями юридические  факты подразделяются на материальные и процессуальные. К числу первых принадлежат фактические обстоятельства, являющиеся основаниями наступления "материальных" правоотношений. Вторая категория связана с юридическим  процессом, его движением и развитием.

 

По признаку их документального  закрепления юридические факты  могут быть подразделены на оформленные  и неоформленные. Эта классификация  перекликается с предыдущей, но с  ней не совпадает. Как уже отмечалось, большинство юридических фактов существует в оформленном, зафиксированном  виде. Вместе с тем определенные фактические обстоятельства могут  существовать в неоформленном виде. Это, например, устная сделка между  гражданами, отказ от осуществления  права и др. Подобные юридические  факты можно назвать латентными, скрытыми. В латентном виде существует определенная часть фактов-правонарушений.

 

Разновидность юридических  фактов - расчетные юридические факты. Это фактические показатели, коэффициенты, индексы, рассчитываемые на основе некоторых  первичных фактических обстоятельств  и служащие основанием для возникновения  права на вознаграждение, надбавку или скидку и т. п. Использование  формализованных расчетов в системах заработной платы, в некоторых видах  сделок заставляет обратить внимание и на эту категорию фактов.

 

 

2.2 Сложные юридические  факты и фактические составы. 

 

Отражение в праве общественных отношений - далеко не простой процесс. Конкретная социальная ситуация представляет собой подчас переплетение элементов  объективного и субъективного, закономерного  и случайного. Поэтому в качестве юридических фактов выступают не только простые фрагменты социальной действительности, но и довольно сложные ее "срезы". В результате в правовом регулировании появляются сложные юридические факты - такие фактические обстоятельства, которые состоят (складываются) из нескольких юридически значимых сторон (признаков).

 

Например, факт дееспособности (недееспособности) гражданина включает в себя как субъективный элемент - "способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для  себя гражданские обязанности и  исполнять их", так и объективный  элемент - возраст. Типичный пример сложных  по составу юридических фактов - факты-правонарушения, которые складываются, как правило, из нескольких элементов  как субъективного, так и объективного характера.

 

 

 

 

 

Приведенные примеры свидетельствуют  о том, что "волевой критерий", согласно которому все юридические  факты подразделяются на события  и действия, нельзя абсолютизировать. В качестве юридических фактов могут  выступать не только "чистые" события  и действия, но и фактические обстоятельства, охватывающие своим содержанием  и то, и другое - сложные юридические  факты.

 

Закрепление сложных юридических  фактов в принципе положительное  явление в законодательстве. Сложные  юридические факты (например, местожительство, безвестное отсутствие, недееспособность и др.) помогают охватить многосторонние социальные ситуации, способствуют повышению  системности в правовом регулировании. В некоторых отраслях (трудовом, семейном, уголовном праве и др.) использование сложных юридических  фактов объективно необходимо и неизбежно. Вместе с тем можно привести немало примеров (в лесном, водном законодательстве), когда сложные юридические факты  порождены недостаточной дифференцированностью  правового регулирования. Так, ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации  определяет загрязнение водных объектов как "сброс или поступление  иным способом в водные объекты, а  также образование в них вредных  веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно  влияют на состояние дна и берегов  водных объектов".

 

Таким образом, под "загрязнением" закон понимает как умышленные действия ("сброс"), так и неумышленные ("поступление иным способом"), а также события, возникшие случайно, хотя и в связи с его деятельностью  человека, но без его прямого умысла ("образование вредных веществ"). На наш взгляд, в данном случае закон  отражает социально-правовую ситуацию чересчур "укрупненно". Данный юридический  факт мог бы быть заменен несколькими  более конкретными юридическими фактами, позволяющими дифференцировать различные случаи "загрязнения".

 

Базируясь на достигнутом  уровне интеграции и дифференциации правового регулирования, компетентный правотворческий орган должен в  каждом конкретном случае нащупать меру сложности юридических фактов, выбрать  оптимальную форму их закрепления  в законодательстве.

 

Сложные юридические факты  не следует смешивать с фактическими составами. Фактический состав представляет собой совокупность (точнее систему) юридических фактов, необходимых  для наступления правовых последствий - возникновения, изменения, прекращения  правоотношения.

 

Например, для призыва  гражданина на действительную военную  службу необходимо наличие российского  гражданства, достижение установленного в законе возраста, наличие необходимого состояния здоровья, отсутствие установленного законом права на отсрочку. Совокупность указанных фактических обстоятельств (плюс сам акт призыва) порождают  для гражданина комплекс прав и обязанностей, связанных с прохождением действительной военной службы.

 

От сложного юридического факта фактический состав отличается тем, что состоит из разнородных  юридических фактов. В ряде случаев  для юридической полноценности  фактического состава необходимо не только наличие всех элементов - юридических  фактов, но и строгое соблюдение порядка их "накопления" в фактическом  составе.

 

Например, для признания  предпринимателя банкротом факт неспособности удовлетворить законные требования кредиторов должен наступить  до того, как эти требования будут  заявлены в суде, в противном случае признание предпринимателя банкротом  невозможно.

 

Способ связи элементов  определяет функционирование фактического состава как сложной системы. В некоторых случаях процесс  развития фактического состава сопровождается весьма сложным взаимодействием  материальных и юридических отношений.

 

Юридическая связь побуждает  к развитию фактическую основу состава, а накопление очередного факта влечет дальнейшее развертывание юридических  связей.

 

Фактические обстоятельства, связанные с возникновением, изменением, прекращением правоотношения не исчерпываются  юридическими фактами. При внимательном рассмотрении выясняется, что они включают более широкий круг фактов, имеющих юридическое значение - юридические условия.

 

Юридические условия - это  обстоятельства, имеющие юридическое  значение для наступления правовых последствий, но связанные с ними не прямо, а через одно или несколько  промежуточных звеньев. Например, для  увольнения рабочего или служащего  необходимо, помимо прочего, существование  трудового правоотношения. Если правоотношения нет, его нельзя и прекратить. Но следует ли из этого, что все правообразующие  факты трудового правоотношения входят в правопрекращающий фактический  состав?

 

Думается, что нет. Правопрекращающий  состав не может и не должен вбирать  в себя всю цепь предшествующих правообразующих  и правоизменяющих юридических  фактов. Они примыкают к нему иначе - в качестве юридических условий.

 

Это хорошо видно на следующем  примере. Право собственности на вещь служит юридической предпосылкой для распоряжения этой вещью - вступления в правоотношения мены, дарения, купли-продажи  и т. д. Юридические основания  приобретения права собственности, как правило, не входят в состав новой  сделки, а примыкают к нему в  качестве юридического условия.

 

К числу юридических условий  следует отнести также гражданство, пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение, образование, местожительство  и др. Не являясь элементами конкретных фактических составов, эти юридически значимые обстоятельства выступают  юридическими условиями для возникновения, изменения, прекращения целых массивов правовых связей. В литературе эти  факты получили обобщенное наименование элементов гражданского состояния.

 

В отличие от юридических  фактов юридико-фактические условия  создают возможность возникновения  правоотношений, образуют правовую среду, в которой могут возникать  и развиваться разнообразные  правовые связи, конкретизация юридических  фактов.

 

В механизме правового  регулирования функции юридических  фактов тесно переплетаются с  функциями актов индивидуального  регулирования. В механизме правового  регулирования индивидуальные правовые акты, как правило, выступают элементами фактических составов.

 

Появление индивидуального  акта - необходимое условие для  завершения фактических составов трудовых, пенсионных, жилищных и многих иных правовых отношений. Вместе с тем, индивидуальный акт - не рядовой элемент фактического состава. Он как бы "аккумулирует" юридическое содержание фактического состава, подводит итог его развитию. Не случайно в большинстве составов индивидуальный акт предусмотрен в качестве его завершающего элемента. Включение индивидуального акта в фактический состав призвано обеспечить контроль со стороны государства за возникновением, изменением, прекращением правовых отношений.

 

Но взаимоотношение юридических  фактов и актов индивидуального  регулирования имеет и другую сторону. В юридической практике их нередко рассматривают как  различные и даже противоположные  части фактического состава. Задачу юридических фактов видят в том, чтобы ограничить акт индивидуального  регулирования, выступить по отношению  к нему в качестве своеобразного "противовеса". Например, гражданам  Российской Федерации, признанным в  установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в  соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. может быть предоставлена безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Предшествующие юридические  факты ("признание в установленном  порядке нуждающимся в улучшении  жилищных условий") не только создают  предпосылку для принятия решения  о выдаче субсидии, но и устанавливают  для него известные рамки. В некоторых  ситуациях стороны вынуждены "дожидаться" всех необходимых юридических фактов, чтобы получить право на принятие желательного для них юридического решения. В данном случае, по нашему мнению, можно говорить еще об одной  дополнительной функции юридических  фактов: с их помощью ограничиваются пределы свободного усмотрения при  издании индивидуальных правовых актов.

 

Данная сторона функционирования юридических фактов иногда преувеличивается - они рассматриваются исключительно  как средство ограничения полномочий государственных органов и должностных  лиц. Думается, это - односторонний подход. Юридические факты призваны не только "формализовать" деятельность государственных  органов и должностных лиц, но и сигнализировать о возникновении  социально-юридических ситуаций, обеспечивать своевременность и точность правовой реакции.

Информация о работе Юридические факты