Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:43, курсовая работа
Например, такие общественно опасные деяния как заведомо ложная реклама, заражение компьютерной сети вирусом первоначально не расценивались в российском законодательстве как преступления. Соответствующие статьи заняли свое место в Уголовном кодексе Российской Федерации лишь после того, как подобные деяния получили распространение и была правильно понята их общественная опасность. Напротив, сделка с валютными ценностями, которая по ранее действовавшему Уголовному кодексу РСФСР рассматривалась как преступление, в новом Уголовном кодексе таковым уже не считается.
Введение.
Глава 1. Понятие и виды юридических фактов.
1.1 Понятие юридического факта.
1.2 Функции юридических фактов.
Глава 2. Виды юридических фактов.
2.1 Классификация юридических фактов.
2.2 Сложные юридические факты и фактические составы.
Глава 3. Проблемные моменты в сфере юридических фактов.
3.1 Проблема выбора юридических фактов. Специальные юридические требования.
3.2 Проблемы юридических фактов в правоприменении.
Заключение.
Список использованной литературы.
Юридические факты, закрепляемые в нормах законодательства, должны получать адекватное понятийное выражение и четкое терминологическое обозначение. Содержание факта не нейтрально по отношению к языку, на котором выражен этот факт. В зависимости от системы понятий и терминов, которыми описываются факты, они могут получать ту или иную окраску, приобретать или утрачивать юридическое значение.
На наш взгляд, правомерно говорить о существовании особого языка, связанного с закреплением в нормах права юридических фактов, - фактографического языка. Функция этого языка заключается в том, чтобы максимально точно и однозначно отразить в нормах права фактические обстоятельства, используя при этом слова и термины, которые бы единообразно понимались всеми субъектами, реализующими правовые нормы.
Практика свидетельствует о том, что фактографический язык российского законодательства не во всем отвечает предъявляемым к нему требованиям. Он не лишен полисемии (многозначности терминов) и необоснованной синонимии (обозначения одних понятий различными терминами).
Неверное определение круга юридически значимых обстоятельств, неточное их отражение средствами юридического языка делает рамки запрещенного и дозволенного расплывчатыми, нечеткими. Это снижает ценность права, создает условия для "обхода закона" и различных злоупотреблений. Напротив, точное определение юридических фактов способно повысить эффективность правового регулирования, оказать позитивное воздействие на экономическую, социальную и культурную жизнь общества.
3.2 Проблемы юридических фактов в правоприменении.
Факты, прежде чем они проявят
свое юридическое значение, должны
быть надлежащим образом установлены.
Установление и доказывание юридических
фактов - одна из традиционных проблем
юридической науки. В гражданском
и уголовном процессе по этому
вопросу имеется обширная литература.
Определенное внимание проблеме установления
и доказывания юридических
Отправной "точкой" правоприменительного
процесса выступает, как уже отмечалось,
юридически значимая социальная ситуация.
Именно она - основание и конечный
объект социально-правового
Можно ли считать доказательства
юридическими фактами? В юридической
практике, к сожалению, не всегда проводится
четкая граница между теми и другими.
Трудность в решении данного
вопроса обусловливается
Завершающим этапом процесса доказывания юридических фактов является их оценка. Оценочность - неотъемлемый элемент целесообразной сознательной деятельности. Она пронизывает весь ход процессуального познания, начиная с самых первых его этапов: оцениваются различные версии, относимость и допустимость отдельных фактов, их достоверность и т. п. Наибольшую трудность, как свидетельствует практика, представляет оценка достаточности собранных по делу доказательств.
С точки зрения теории информации,
правоприменительная
Ключевым моментом этого преобразования являются юридическая оценка фактических обстоятельств, их квалификация. Содержанием юридической квалификации является сопоставление информации о фактических обстоятельствах с их юридической моделью, закрепленной в юридической норме. Именно в результате квалификации фактическое обстоятельство признается юридическим фактом, официально приобретает качество юридического факта или состава. Ошибка в квалификации означает приписывание фактам несвойственного им юридического значения либо игнорирование фактов, имеющих юридическое значение. И первое, и второе влечет принятие необоснованного, незаконного решения.
Фактическая основа правоприменительного акта иногда включает не только факты, установленные в определенном законом порядке, но и некоторые другие обстоятельства. Имеются в виду факты, признанные судом общеизвестными, имеющие преюдициальное значение, презумпции и фикции. Эти факты не нуждаются в доказывании, они входят в состав юридических (или доказательственных) фактов в "готовом" виде. Устранение из процесса этих фактических обстоятельств сделало бы процессуальную деятельность неоправданно формальной и казуистической, существенно отяжелило бы весь юридический процесс.
Изложенное выше, хотя по необходимости весьма схематическое описание процесса установления юридических фактов, позволяет сделать следующие выводы[11]:
- нельзя ни отождествлять
юридические факты,
- установление юридических
фактов представляет собой
- установление всех необходимых обстоятельств позволяет дать им юридическую оценку (квалифицировать) - признать или не признать за ними качество юридического факта (юридического состава).
Любой юридический факт представляет
собой единство содержания и формы
- внешнего выражения этого содержания.
Юридические факты по своей природе
таковы, что они, как правило, не могут
существовать в неоформленном виде.
Социальное обстоятельство лишь тогда
порождает правовые последствия, когда
оно определенным образом зафиксировано
и установлено законными
Система фиксации и удостоверения юридических фактов изучается под своим углом зрения отраслевыми юридическими науками, например, в области пенсионного законодательства. В систему органов, фиксирующих юридические факты в области пенсионного обеспечения, включаются органы записи актов гражданского состояния, органы социального страхования, военные комиссариаты, архивы, отделы кадров предприятий, домоуправления и др. Участники данных процедурно-процессуальных отношений подразделяются на первичные (фиксируют первоначальные факты) и вторичные (на основании фактических данных принимают решения о назначении пенсии или предоставлении иного блага).
В общетеоретическом плане вопрос о системе фиксации и удостоверения юридических фактов разработан недостаточно. Между тем, это один из важных вопросов общей теории юридических фактов. Взятая в общем виде данная система включает в себя, во-первых, органы, организации и должностных лиц, уполномоченных фиксировать те или иные фактические обстоятельства; во-вторых, установленные законом средства фиксации и стандартные процедуры работы с ними (издание приказов, оформляющих те или иные факты, внесение записей в личные дела, в трудовые книжки, регистрация тех или иных фактов записями в журналах, составление актов и т. п.); в-третьих, действия по выдаче информации о юридических фактах (свидетельств, копий, выписок, справок и др.).
В фактофиксирующей системе
необходимо различать деятельность
общего и деятельность специального
назначения[12]. Общая фактофиксирующая
деятельность связана с регистрацией
различных фактических
Фиксация и удостоверение
фактов - близкие, сопряженные, но все
же не совпадающие виды деятельности.
Фиксация представляет собой регистрационную
деятельность, документальное закрепление
фактических обстоятельств. Удостоверение
состоит в подтверждении
Реальные системы фиксации
и удостоверения юридических
фактов существенно различаются
в зависимости от характера юридического
факта, его социальной значимости, области
правовых отношений, с которыми связан
данный факт. Они включают несколько
подсистем, отличающихся далеко неодинаковым
уровнем развитости, нормативной
урегулированности, юридической культуры.
Следствием этого является разный уровень
"юридической надежности" фиксируемых
и удостоверяемых ими фактов. Различия
отчасти обусловлены характером
самих фактических
Установлено, например, что
предприятия, учреждения и организации
обязаны свидетельствовать
Система фиксации и удостоверения
юридических фактов нуждается в
дальнейшем совершенствовании. В литературе
неоднократно указывалось на отсутствие
единой общегосударственной системы
регистрации предприятий, а также
общегосударственной системы
Организации, для которых
фиксация и оформление юридических
фактов не является основным видом
деятельности, не всегда уделяют, достаточное
внимание этому участку работы. Важные
фактические обстоятельства закрепляются
небрежно, с большим опозданием,
что существенно осложняет
Нередко сами граждане, предприниматели,
вступая в те или иные правоотношения,
пренебрегают их юридическим оформлением.
Правовая связь складывается на ненадежной,
по существу дефектной фактической
основе. Такого рода правоотношения –
один из источников сложных "казусных"
ситуаций, возникающих в
Небрежное отношение к
оформлению документов служит благодатной
почвой для проходимцев, создающих
финансовые "пирамиды", домогающихся
выплат им различного рода "пособий"
и "компенсаций". В правовой пропаганде
необходимо настойчиво проводить мысль,
что своевременное и правильное
оформление юридически значимых обстоятельств,
правоотношений, сделок - не формализм,
а необходимый элемент
Заключение.
В заключение автор хотел бы сделать некоторые выводы по курсовой работе:
1.
Юридическими фактами в науке
и на практике понимаются
2.
Все юридические факты