Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:43, курсовая работа
Например, такие общественно опасные деяния как заведомо ложная реклама, заражение компьютерной сети вирусом первоначально не расценивались в российском законодательстве как преступления. Соответствующие статьи заняли свое место в Уголовном кодексе Российской Федерации лишь после того, как подобные деяния получили распространение и была правильно понята их общественная опасность. Напротив, сделка с валютными ценностями, которая по ранее действовавшему Уголовному кодексу РСФСР рассматривалась как преступление, в новом Уголовном кодексе таковым уже не считается.
Введение.
Глава 1. Понятие и виды юридических фактов.
1.1 Понятие юридического факта.
1.2 Функции юридических фактов.
Глава 2. Виды юридических фактов.
2.1 Классификация юридических фактов.
2.2 Сложные юридические факты и фактические составы.
Глава 3. Проблемные моменты в сфере юридических фактов.
3.1 Проблема выбора юридических фактов. Специальные юридические требования.
3.2 Проблемы юридических фактов в правоприменении.
Заключение.
Список использованной литературы.
Индивидуальное регулирование
приводит к тому, что в процесс
правового регулирования "подключаются"
фактические обстоятельства, которые
не определены с достаточной отчетливостью
в нормах права. Эту группу фактических
обстоятельств можно назвать
индивидуально-определяемыми (или относительно-
Глава 3. Проблемные моменты в сфере юридических фактов.
3.1 Проблема выбора юридических фактов. Специальные юридические требования.
В процессе выбора юридических фактов с известной долей условности можно выделить несколько шагов.
Первый шаг - определение
места юридических фактов в общей
концепции правового
Второй шаг в выборе юридических фактов – определение социально-юридической ситуации (или вида ситуаций), служащей объектом правового воздействия. Задача заключается в том, чтобы в цепи общественных отношений найти звено, максимально удобное для правового регулирования. Очевидно, что далеко не каждый участок общественных отношений пригоден для этих целей[10].
Социально-юридическая ситуация
должна отвечать ряду требований. Во-первых,
она должна быть объективно контролируемой,
удобной для социального
Ситуация, подлежащая юридическому
регулированию, должна обладать социальной
определенностью. Достаточно определенными
должны быть круг участников отношений,
их социальные роли, характер социального
противоречия и др. Легко объяснить
в этой связи ту дискуссионность,
которая существует в науке уголовного
права вокруг понятия "хулиганство".
Это понятие охватывает чрезвычайно
широкий круг неоднородных ситуаций.
Между тем в юридической науке
давно подмечена
В правовом регулировании
следует стремиться использовать социальные
ситуации с минимальным разбросом
вариантов. Ситуации большой вариабельности
затрудняют правовое регулирование, поскольку
правотворческий орган
Можно привести примеры, когда
законодательство обходит ситуации
с большим разбросом вариантов
путем соответствующей
Разумеется, существует немало
случаев, когда законодательство вынуждено
регламентировать социальные ситуации
с большим разбросом вариантов.
Здесь возможны и применяются
различные юридические решения.
Сложную многовариантную
Правильное определение
общей структуры правового
Именно из этого вытекает и юридическое значение факта. Если бы факт совершеннолетия не имел социальной ценности, он не мог бы иметь и юридического значения.
Вовлечение тех или
иных обстоятельств в орбиту правового
регулирования зависит не только
от социально-экономических
С точки зрения своего социального
содержания, юридический факт должен
прежде всего адекватно отражать
социальную ситуацию. По отношению
к социальной ситуации юридические
факты выполняют двоякую роль:
во-первых, идентификационную, поскольку
они призваны точно обозначить социальную
ситуацию, обеспечить ее фиксацию в
правовом регулировании. В этом качестве
юридические факты выступают
в роли "индексов", свидетельствующих
о наличии социально-
В первом варианте юридические
факты предельно точно отражают
регулируемую группу социальных ситуаций,
т. е. закрепленные в норме права
юридические факты присущи тем
и только тем ситуациям, которые
составляют в данном случае объект
регулировании. В варианте 2 юридические
факты "шире", они захватывают
и другие ситуации. В 3-м варианте,
напротив, юридические факты фиксируют
лишь часть ситуаций, подлежащих правовому
регулированию. 4-й вариант представляет
собой случай, когда юридические
факты, с одной стороны, не охватывают
всех необходимых ситуаций, а с
другой стороны, вовлекают в орбиту
регулирования "посторонние" ситуации.
Наконец, в 5-м варианте закрепленные
в норме юридические факты
вообще "не захватывают" ситуаций,
подлежащих правовому регулированию.
В истории законодательства есть
немало примеров, которые иллюстрируют
указанные виды соотношения социальной
ситуации и юридических фактов. Проблема
заключается в том, что четыре
варианта из пяти возможных (2-5) - результат
неточного выбора и закрепления
в юридической норме
В качестве юридических фактов
должны выступать постоянные cтабильные
признаки социально-юридической
Например, Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (абз. 1 ч. 6 ст. 2) относит суммы, полученные в. виде санкций и в возмещение убытков к числу доходов от внереализационных операций. Однако если указанные суммы внесены в бюджет, то закон их расходом от внереализационных операций не считает. Очевидно, что в данном случае в оценке юридических фактов допускается "двойной стандарт", зависящий от того, в чей доход поступили суммы, полученные от внереализационных операций.
Важным требованием к юридическому факту является его юридическая надежность. Это такая характеристика факта, которая отражает, с одной стороны, постоянство связи факта с социальной ситуацией, а с другой - стабильность его социального содержания. Неустойчивые, склонные к внутренним изменениям обстоятельства не должны, как правило, использоваться в качестве юридических фактов. Недостаточно устойчивым, например, оказался такой юридический факт, как средний балл по аттестату зрелости, который учитывался в свое время при поступлении в вуз. После введения этого показателя из года в год наблюдался рост средних баллов в аттестатах, которые, однако, далеко не всегда отражали действительное качество знаний. Подобные "плавающие" юридические факты требуют осторожного отношения. Их использование может существенно исказить социальный эффект правового регулирования. Вопрос о причинах надежности юридических фактов заслуживает отдельного самостоятельного рассмотрения. Отметим лишь, что она может быть вызвана неудачной конструкцией правового регулирования отсутствием юридических гарантий, в частности, ответственности за фальсификацию юридических фактов, недостатками в работе фактофиксирующих органов и другими обстоятельствами.
Юридический факт, далее, должен
обладать адаптивностью, способностью
в известном смысле "приспосабливаться"
к меняющимся условиям. Может показаться,
что этот принцип противоречит требованию
надежности, но это не так. Например,
вскоре после начала в России радикальной
экономической реформы все
Следует отчетливо сознавать,
что в меняющемся мире нет и
не может быть абсолютно неизменных
фактических обстоятельств. С течением
времени юридическое значение фактов
может существенно
Важное значение при выборе
юридических фактов имеют социальные,
психологические, информационные и
иные факторы, определяющие структуру
и динамику социальной ситуации. В
данном случае с особой отчетливостью
проявляется то обстоятельство, что
правовое регулирование - разновидность
социального управления и должно
подчиняться общим его
Рассмотрим специальные юридические требования к юридическим фактам.
Юридические факты, как уже
отмечалось, должны отвечать не только
"социологическим", но и некоторым
"специально-юридическим" требованиям.
Нельзя забывать, что они представляют
собой элемент юридической
В качестве юридических фактов могут выступать лишь такие социальные обстоятельства, которые можно закрепить формально, наличие или отсутствие которых можно с достоверностью установить. Например, в качестве юридических фактов иногда указываются: "старость", "творчество", "здоровье" и т. п. Вряд ли эти социальные обстоятельства, сами по себе достаточно существенные, могут быть юридическими фактами. Невозможно установить, когда наступает "старость". Юридическое значение может иметь возраст, инвалидность, но не "старость", не "здоровье".
В отборе юридических фактов
важно учитывать, далее, механизм установления,
фиксации и удостоверения юридического
факта. Если такого механизма нет, т.
е. социальное обстоятельство никем
не фиксируется, оно вряд ли может
быть использовано в качестве юридического
факта. Например, в настоящее время
не существует единообразной регистрации
дисциплинарных поступков, нет надежной
системы регистрации
Наконец, в выборе и закреплении юридических фактов нельзя не считаться с правовыми традициями, сложившимися установками практических работников. Новое, необычное обстоятельство может быть неверно понято и неправильно истолковано. Определенную традицию надо поддерживать и в выборе наименования документов, содержащих фактическую информацию (протокол, акт, справка и т. п.).