Конституционное право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:44, контрольная работа

Описание

В своей работе я попыталась раскрыть основные понятия и признаки «гражданского общества», его основных институтов и примерить все это к действительной в настоящее время ситуации в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Понятие гражданского общества: концепции…………………….5
2. Институты гражданского общества в конституционной практике России:……………………………………………………………………………11
- общественные объединения…………………………………………………...12
- политические партии…………………………………………………………..19
- Общественная палата Российской Федерации……………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

Гражданское общество конституционные аспекты.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

План  работы 
 

Введение……………………………………………………………………….….3

  1. Понятие гражданского общества: концепции…………………….5
  2. Институты гражданского общества в конституционной практике России:……………………………………………………………………………11

- общественные  объединения…………………………………………………...12

- политические партии…………………………………………………………..19

- Общественная  палата Российской Федерации……………………………….25

Заключение……………………………………………………………………….31

Список  литературы………………………………………………………………33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     На рубеже третьего тысячелетия, отвечая на вызовы времени, Россия вступила на путь гигантских экономических, социальных и политических преобразований. Решение поставленных всеобъемлющих задач невозможно без опоры на широкую социальную базу, без привлечения к их реализации всех слоев общества, без осуществления широкого социального диалога в формате - "государство, бизнес, институты гражданского общества".

     Этот  подход находит своё отражение в  официальном Послании Федеральному Собранию президента России Дмитрия  Медведева. "Ставя задачи нового этапа развития, мы должны обеспечить широкое участие граждан, политических партий и других общественных институтов в их решении"- говорится в Послании.

     Становление в России гражданского общества является основой и гарантией необходимости  демократических преобразований. Без самоорганизации разнообразных гражданских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование общественных механизмов, их естественное реформирование и развитие, а, следовательно, полноценная, устойчива и благополучная жизнь человека.

     Сложность и специфика российской ситуации состоят в том, что в силу исторических причин основы гражданского общества и демократического государства  формируются у нас практически  одновременно. В этих условиях они  нуждаются во взаимной поддержке. Разумеется, гражданское общество невозможно установить декретом сверху. Но государство может и должно обеспечить стартовые условия для формирования институтов гражданского общества.

     В последнее время в социологической  практике, да и просто в общественном обиходе термин "гражданское общество" употребляется,  в основном в тех случаях, когда подчеркивается оппозиционная роль общества по отношению к государству. Попытки рассматривать общество как некую автономию приводят к созданию мифа о "независимости общества от государства". Этот миф опасен тем, что независимость общества рассматривается как противостояние государству, что уводит от понимания сути государства нового типа, которое нашему обществу предстоит создать. (Государство из традиционного "душителя" свободы становится ее "защитником", подчиняя свою деятельность интересам общества и Закону).

     Сама  независимость современного общества (с его глобальной экономикой) от государства весьма условна. Все  отношения в обществе регулируются Законом и содержание Закона определяет степень автономности личности и общества в целом. С другой стороны отношения собственности в обществе определяют во многом содержание Закона. Говорить о проблемах и задачах общества вне рамок общественно-политической системы есть неконструктивный подход к оценке общественных явлений. Без учета взаимосвязи и взаимовлияния всех механизмов системы трудно вырабатывать правильную политику реформирования, тем более найти критерии, позволяющие ее контролировать.

     Вместе  с тем, сам факт существования  гражданского общества в России часто ставится под сомнение в целом ряде серьёзных публикаций, не говоря уже об оценках и мнении отдельных граждан.

     В своей работе я попыталась раскрыть основные понятия и признаки «гражданского  общества», его основных институтов и примерить все это к действительной в настоящее время ситуации в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 

  1. Понятие гражданского общества: концепции
 

     Термин "гражданское общество" имеет  глубокие исторические корни. Он появился уже в работах Аристотеля и  Цицерона, которые, однако, использовали его как синоним "политического общества" и самого полиса, так как для них общественная жизнь человека была неотделима от жизни полиса.

     Развитие  современного понимания гражданского общества неразделимо с процессом  политической модернизации, протекавшим в странах Западной Европы и Америки в XVII-XIX веках, с процессом постепенного расширения прав личности как в политическом, так и в социальном смысле. Разделение понятий "гражданское общество" и "государство" связано с развитием либеральных идей, в соответствии с которыми государство должно играть лишь роль "ночного сторожа", а также с представлениями о том, что должно существовать некое незанятое государством пространство, в котором могла бы происходить общественная жизнь человека.

     На  рубеже XVIII и XIX веков в работах шотландских просветителей, прежде всего Адама Фергюсона, а также в работах Руссо и Канта появились различные понимания гражданского общества уже в современном им контексте. Так, обсуждая этот тип общества, Кант писал о нем, как об обществе, в котором "свобода в рамках существующих законов сочетается с максимально возможным развитием несдерживаемых ничем усилий, тенденций, иными словами, общества с полностью гражданским устройством".

     Дальнейшее  развитие понятие "гражданского общества" нашло в работах Гегеля. В качестве основополагающих принципов, на которых функционирует гражданское общество, Гегель называет наряду с принципами частной собственности и личной свободы "публичность" и "всеобщую осведомленность", свободно формирующееся общественное мнение, а также справедливые и строго соблюдаемые законы. Огромное значение, придававшееся Гегелем сильной правовой основе, правосудию и средствам для их эффективного функционирования подтверждается и тем фактом, что он рассматривал их как "моменты" самого гражданского общества1. В сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в защите собственности со стороны закона, суда и полиции, отстаивающих всеобщие интересы.

     Карл  Маркс рассматривал гражданское  общество как "определенный общественный слой, определенную организацию семьи, сословий или классов"2, либо как совокупность производственных отношений. Ленин, следуя логике Маркса, отказался даже от самого термина  «гражданское общество», а общественную формацию трактовал как совокупность производственных отношений. В полном виде этот подход проявился уже в рамках "марксистско-ленинской философии", отказывавшей такому гражданскому обществу в праве на дальнейшее существование вместе с классовым государством. Фактически же на смену комплексу "государство - гражданское общество" в России, например, пришло тоталитарное, или близкое к нему псевдосоциалистическое государство, подмявшее под себя независимые общественные структуры, и контролировавшее все стороны общественной, а также и личной жизни человека.  Соответственно, и в общественной науке советского периода исследования понятия «гражданское общество» практически отсутствовали.

     Советская система, в которой пребывало наше общество, была альтернативой гражданскому обществу по всем основным принципам:

     1. В экономике - запрет на частную  собственность, централизованное  плановое хозяйство. 

     2. В политике - диктатура. 

     3. Ценностные приоритеты - интересы  государства, коллектива.

     4. Вместо самоуправления - централизация  на всех уровнях. 

     В то время как признаками гражданского общества являются:

    1. Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

    2. Развитая демократия;

    3. Правовая защищённость граждан;

    4. Определённый уровень гражданской культуры.

     Профессор СПбГУ В.Г.Марахов так говорит о гражданском обществе: «Глубинный смысл гражданского общества состоит в достижении ценностей, к которым, прежде всего, относятся ценности свободы и ценности справедливости, которыми освящается вся система общественных отношений – экономических, политических, социальных и духовных. Каких-то отдельных гражданских ценностей при этом быть просто не может…Государство в гражданском обществе впервые приобретает иную природу, отражает интересы всех слоев и впервые в истории перед государством встают задачи «уметь соединить противоположности»3

     Еще один интересный взгляд на гражданское  общество был дан Александром  Аузаном, доктором экономических наук, в его публичной лекции4. Он говорит, что в каком-то смысле гражданское общество — это  общественный договор. Договор — это добровольная многосторонняя договоренность людей по поводу достижения и утверждения каких-то прав и интересов. В этом смысле общество — это модель договора.

     Одно  из наиболее популярных определений гражданского общества, которое бродит в западной литературе, в частности, у экономистов Всемирного банка, заключается в том, что гражданское общество — это совокупность всех формальных и неформальных организаций и правил, которая соединяет отдельного индивида или семью, домохозяйство, с государством (властью) и бизнесом (частным сектором экономики). То есть гражданское общество есть договор еще в том смысле, что это связь человека с государством и частной экономикой через те или иные формы организации, объединения.

     Очень важно подчеркнуть, что гражданское  общество формируется только в условиях свободной деятельности граждан  и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, которые  защищают интересы граждан и определённых групп общества, будучи сами защищенными соответствующими законами от незаконных действий со стороны структур государственной власти и бюрократии.

     Интерес - вот главное, что соединяет друг с другом членов гражданского общества в его современном понимании. Интерес личный, который не может реализоваться в отрыве от общественного интереса. С одной стороны, тесная взаимосвязь и взаимозависимость индивидов, а с другой - противоречия между интересами личности и общества. В этом проявляется вся сложность и диалектичность современных представлений о гражданском обществе.

     Гражданское общество можно интерпретировать в зависимости от контекста как:

     1. Сфера всех интересов индивида;

     2. Сфера общественных интересов; 

     3. Система   общественно-государственного   устройства,   позволяющая    наиболее полно осуществлять все интересы, (поскольку свобода является исходной предпосылкой осуществления интересов индивида). Гражданское общество, состоящее из равноправных и полноправных граждан, в котором созданы условия для осуществления принципа свободы, где государство гарантирует и защищает права и свободы личности (в том числе и от самого государства), а эффективная экономика обеспечивает их реализацию.

     Конституция Российской Федерации 1993 года характеризует Российскую Федерацию как правовое государство (ч. 1 ст. 1) и в то же время ни разу не использует понятие «гражданское общество». Между тем уже давно стало общепризнанным представление о том, что правовое государство возможно лишь в союзе с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию. Из содержания главы 1 Конституции Российской Федерации очевидно, что Конституция закрепляет правовые основы и составные элементы российского гражданского общества, его конституционные характеристики. Конституция должна стать правообразующим источником гражданского общества.

     Конституция Российской Федерации дает следующую  основу для  взаимодействия  органов государственной власти и гражданского общества: 1)ч.2 ст. 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 2)ст.10 Конституции Российской Федерации провозглашает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, Конституция Российской Федерации провозгласила и гарантировала местное самоуправление и статус органов местного самоуправления (ст.130–132). 
   При обсуждении проектов Конституции РФ в 1991–1993 годах предлагалось выделение в тексте Конституции специального раздела  «Гражданское общество», в который предполагалось включить главы: «Собственность, труд, предпринимательство», «Общественные объединения», «Религиозные объединения», «Средства массовой информации» и т.д. Хотя это предложение не было реализовано, данный конституционный проект был интегрирован в другой, ставший основой Конституции Российской Федерации 1993 года, но уже без названного раздела. В тот период конституционной реформы было решено, что этот раздел излишне усложняет и утяжеляет основное содержание проекта.  
   Конституция Российской Федерации 1993 года стала значимой вехой в не очень пока долгой истории взаимоотношений российского гражданского общества с Российским государством. Главной целью Конституции Российской Федерации было установление нового властного механизма, значительно усиливавшего президентскую власть, а также исполнительную ветвь. Но в сфере взаимодействия государства и общества конституционные положения вполне четко определили важнейшие демократические принципы: в ст. 13 Конституции Российской Федерации предусмотрены политическое многообразие и многопартийность, равенство общественных объединений перед законом; в ст. 29 гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура; в ст. 30 закреплено право каждого (то есть как российского гражданина, так и иностранца и лица без гражданства) на объединение, включая право на создание профсоюзов.  
   Главными направлениями деятельности государства, стремящегося к укреплению своего правового характера и к постоянному диалогу с гражданским обществом, являются: обеспечение развития негосударственных средств информации; создание налоговых и иных условий для малого и среднего бизнеса; дальнейшее укрепление многопартийной системы. 
   Конституция Российской Федерации закрепила свободу экономической деятельности, признала частную, государственную, муниципальную и иную формы собственности. Конституционные положения устанавливают новые правовые отношения между органами государственного управления и экономическими структурами. В достижении конституционных целей важнейшее значение имеет реализация правового потенциала государственного управления в сфере экономики. 
 
 

Информация о работе Конституционное право России