Конституционное право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:44, контрольная работа

Описание

В своей работе я попыталась раскрыть основные понятия и признаки «гражданского общества», его основных институтов и примерить все это к действительной в настоящее время ситуации в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Понятие гражданского общества: концепции…………………….5
2. Институты гражданского общества в конституционной практике России:……………………………………………………………………………11
- общественные объединения…………………………………………………...12
- политические партии…………………………………………………………..19
- Общественная палата Российской Федерации……………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

Гражданское общество конституционные аспекты.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

     Предпосылки для создания Общественной палаты сложились  не в один день. Вместе с тем, это  еще достаточно новый, становящийся на ноги институт гражданского общества. Он не имеет готовых рецептов общественного развития, а в серьезных диспутах и в опоре на общественные организации и граждан ищет пути для улучшения России. Общественная палата Российской Федерации привлекла в свои ряды специалистов из самых разных сфер общественной деятельности, представляя многочисленные регионы страны, опираясь на поддержку федеральных, межрегиональных и региональных организаций. С точки зрения представительства общественных интересов Общественная палата охватывает практически весь спектр основных типов институтов гражданского общества – от ветеранских и молодежных объединений до экологических, исследовательских, ассоциаций и союзов профессионалов, а содержательно – отражает разнообразные интересы всего общества. Такой срез общества, который Общественная палата дает на уровне членства, экспертов, партнерских организаций в целом по стране, открывает широкие возможности для ведения многостороннего и многоаспектного социального диалога, в котором есть место и традиционным некоммерческим организациям, и профессионалам, и гражданам.

     Общественная палата будет в первую очередь добиваться действенности предлагаемых гражданским обществом инструментов социальных изменений и социального развития и усиления гражданского влияния в целом на принимаемые властью решения. В направлении обеспечения полноты обратной связи между обществом и государством Общественная палата сосредотачивает свои стратегические усилия как институт в целом. Принятие закона об Общественной палате Российской Федерации дополнительно и своевременно усилило одну из важнейших функций гражданского общества по отношению к государству – функцию общественного контроля и общественной экспертизы.

     Важнейшим инструментом Общественной палаты является гласность. Благодаря ее деятельности было привлечено внимание общества к целому ряду острых явлений, таких, как нарушения прав человека в армии и ситуация с массовым обманом дольщиков, воспроизводящая самые одиозные примеры начала 90-х годов. Возможность Общественной палаты широко разъяснять свою позицию в СМИ позволила внести серьезные коррективы в проекты законов об автономных учреждениях и Едином государственном экзамене, а также в проект закона о ресурсном капитале.

     Функции Общественной палаты многочисленны  и разнообразны. Главными из них  являются:

  • информационная - аккумулирование всех инициатив гражданского общества. Общественная палата - главный навигатор в волнах информационных потоков всей страны.
  • улавливать, вычленять какие-то общие тенденции, и, при необходимости,   выносить в виде проекта закона на федеральный уровень. Является производной от первой функции.
  • экспертирование проектов законов, которые идут из Государственной думы, от Президента, от правительства – косвенный контроль
  • прямой контроль за органами исполнительной власти.
  • поддержка гражданского общества со стороны власти. Общественная палата вполне может определять приоритеты, наиболее актуальные, нужные для нашего общества темы.

     Общественная  палата формируется следующим образом: после проведения консультаций Президент  России определяет кандидатуры 42 членов палаты. Они в свою очередь должны согласиться или отказаться от предложения в течение 30 дней, после чего президент своим указом окончательно утверждает 42 членов Общественной палаты.

     Утверждённые  члены приступают к окончательному формированию Общественной палаты.

     В соответствии с поправками к закону «Об Общественной палате Российской Федерации» (далее Закон) принятых 15 июня 2007 года не допускается выдвижение кандидатов в члены палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. То же требование распространяется на организации, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности»

     Концепция создания Общественной палаты построена на закрепленном в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Об Общественной палате можно говорить только довольно обобщенно - это новый общественный институт в Российской Федерации, который призван обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Правовой статус же аппарата Общественной палаты, который согласно ч. 1 ст. 26 Закона осуществляет обеспечение деятельности Общественной палаты, определен в ч. 2 ст. 26 Закона достаточно четко: аппарат Общественной палаты является государственным учреждением.

     Законом установлен принцип формирования Общественной палаты на началах добровольного  участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций. Как отмечал Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству в Заключении на проект Закона, данный принцип соответствует положениям ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" о содержании права граждан на объединение.

    В статье 2 Закона установлены цели и задачи Общественной палаты, согласующиеся  с общими положениями об Общественной палате. Целью Общественной палаты является обеспечение согласования для решения наиболее важных вопросов интересов: с одной стороны - общественно значимых интересов граждан Российской Федерации и общественных объединений; с другой стороны - интересов органов государственной власти и органов местного самоуправления.  
    В качестве сфер, наиболее важные вопросы в которых подлежат разрешению с помощью согласования, обеспечиваемого Общественной палатой, в ст. 2 Закона указаны:

    • экономическое и социальное развитие России;
    • обеспечение национальной безопасности России;
    • защита прав и свобод граждан России;
    • защита конституционного строя России;
    • защита демократических принципов развития гражданского общества в России.

     Рассматривая  правовую основу деятельности Общественной палаты, нельзя не отметить, что Законом введены понятия, которые законодательно не определены ("общественная экспертиза", "гражданское общество", "объединения некоммерческих организаций", "общественный контроль" и др.), что может привести к их расширительному толкованию.

     Практика  работы показала, что в Закон об Общественной палате нужно внести некоторые  поправки – в частности, поскольку  основной, оперативной формой деятельности Палаты является работа ее комиссий, необходимо, чтобы органы власти и управления были обязаны отвечать на запросы комиссий, а не только Палаты в целом. Последнее оттягивает время и нередко делает запрос запоздалым, лишает его актуальности.

     Вместе  с тем нередко мнение Общественной палаты игнорируется, причем используются формальные основания эффективности работы Общественной палаты России и региональных общественных палат целесообразно наделить их правом законодательной инициативы, на соответствующих уровнях публичной власти, а органы законодательной и исполнительной власти обязать к публичному и мотивированному ответу на предложения Общественной палаты в случае их отклонения.

     Еще одной проблемой палаты, на мой  взгляд, является недостаточная осведомленность  в обществе о ее работе, в том  обществе, для благо которого она должна работать, о ней и ее деятельности, о результатах этой деятельности почти ничего не знают. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) каждый год делает исследование «ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА - ГЛАЗАМИ ОБЩЕСТВА»11. По результатам исследования выявилось, что уровень информированности о существовании Общественной палаты растёт, уровень понимания целей и содержания её деятельности - падает. За 2010 год информированность россиян об Общественной палате вырос: в той или иной степени об этом органе известно 51% россиян, тогда как год назад доля таких респондентов составляла 42%. Одновременно, значительно меньше стало тех, кто ничего не знает об этом институте (с 57 до 48% за год). Подавляющее большинство россиян не знают,  в каких делах участвовала Общественная палата (90%). Большинству россиян трудно оценить, какую роль играет сегодня Общественная палата в жизни общества (72%). В то же время, 14% полагают, что этот орган оказывает положительное влияние, защищая права граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Развитие  гражданского общества в России во многом связано с изменениями  в массовом сознании, а процесс  изменения массового сознания - это  исторически длительный процесс, успех  которого зависит от многих факторов, и было бы наивно рассчитывать на быстрые результаты.

     И хотя в России выбор в пользу демократии сделан, слабость демократических процессов  в настоящий период очевидна. Укрепление демократического развития страны остаётся в повестке дня задач властных структур. Сошлёмся вновь на послание Федеральному Собранию, в котором Д. Медведев говорил: "Созданные за эти годы (прямо скажем, по указанию "сверху") демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во-вторых, доверять всё большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению".

     Учитывая  все это, можно сделать вывод  о том, что при всей слабости демократических  традиций и институтов в России они скорее существуют, чем полностью отсутствуют, и это обстоятельство является благоприятным условием для развития гражданского общества.

     Определённый  оптимизм в отношении перспектив развития гражданского общества в России вселяют слова Д. Медведева, который сказал, что им "сформулированы вполне конкретные решения по развитию гражданского общества и демократического государства. Они продиктованы желанием видеть нашу Россию уже в близком будущем передовой, прогрессивной и удобной для жизни страной, процветающим и основанным на справедливых законах сообществом свободных людей".

     Растет  правосознание людей, и это главное  для становления гражданского общества в Российской Федерации. Основа управления – это народ. Какие мы сами есть, такую власть мы и имеем. Пока мы сами не сменимся, и не узнаем свои права, и не будем отстаивать их в суде, или еще в каких-то органах, мы будем иметь таких депутатов, которые или не приходят, или спят, потому что мы перекладываем свою гражданскую ответственность на кого-то другого.

     Идея  Гоббса и Гегеля о том, что правовое государство невозможно без гражданского общества, была каким-то странным образом  трансформирована в свою противоположность: гражданское общество невозможно без  правового государства. Важным условием формирования и укрепления гражданского общества является реализация демократических, правовых принципов развития государства. К ним   относятся следующие: верховенство закона; равноправие граждан; разделение властей; независимая судебная система; развитое местное самоуправление; эффективная многопартийность; независимые свободные средства массовой информации; демократические и свободные выборы;  гражданские инициативы; защита прав и свобод человека и гражданина.

     Наличие активного и мощного национального гражданского общества, действующего совместно с правительством, не только не ослабит демократию и принципы благого правления, но и будет способствовать повышению отдачи от национальных ресурсов, вложенных в социальное развитие, и укреплению веса страны в решении глобальных вопросов.

     В деле создания гражданских обществ  много трудностей, и самой серьезной  из них является необходимость «смены ориентиров» после того, как гражданское  общество перестает быть непримиримым противником государства.

     Еще не выработано обоснованное и широко принятое представление об особенностях и путях развития гражданского общества в России. Получение таких знаний – перспективная задача. Регулярное изучение динамики общественной среды, нужд и потребностей общественных организаций и граждан – те направления, которые, в свою очередь, приведут к правильному определению приоритетов и выработке эффективной политики развития. 

Информация о работе Конституционное право России