Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:44, контрольная работа
В своей работе я попыталась раскрыть основные понятия и признаки «гражданского общества», его основных институтов и примерить все это к действительной в настоящее время ситуации в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Понятие гражданского общества: концепции…………………….5
2. Институты гражданского общества в конституционной практике России:……………………………………………………………………………11
- общественные объединения…………………………………………………...12
- политические партии…………………………………………………………..19
- Общественная палата Российской Федерации……………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………33
Предпосылки для создания Общественной палаты сложились не в один день. Вместе с тем, это еще достаточно новый, становящийся на ноги институт гражданского общества. Он не имеет готовых рецептов общественного развития, а в серьезных диспутах и в опоре на общественные организации и граждан ищет пути для улучшения России. Общественная палата Российской Федерации привлекла в свои ряды специалистов из самых разных сфер общественной деятельности, представляя многочисленные регионы страны, опираясь на поддержку федеральных, межрегиональных и региональных организаций. С точки зрения представительства общественных интересов Общественная палата охватывает практически весь спектр основных типов институтов гражданского общества – от ветеранских и молодежных объединений до экологических, исследовательских, ассоциаций и союзов профессионалов, а содержательно – отражает разнообразные интересы всего общества. Такой срез общества, который Общественная палата дает на уровне членства, экспертов, партнерских организаций в целом по стране, открывает широкие возможности для ведения многостороннего и многоаспектного социального диалога, в котором есть место и традиционным некоммерческим организациям, и профессионалам, и гражданам.
Общественная палата будет в первую очередь добиваться действенности предлагаемых гражданским обществом инструментов социальных изменений и социального развития и усиления гражданского влияния в целом на принимаемые властью решения. В направлении обеспечения полноты обратной связи между обществом и государством Общественная палата сосредотачивает свои стратегические усилия как институт в целом. Принятие закона об Общественной палате Российской Федерации дополнительно и своевременно усилило одну из важнейших функций гражданского общества по отношению к государству – функцию общественного контроля и общественной экспертизы.
Важнейшим инструментом Общественной палаты является гласность. Благодаря ее деятельности было привлечено внимание общества к целому ряду острых явлений, таких, как нарушения прав человека в армии и ситуация с массовым обманом дольщиков, воспроизводящая самые одиозные примеры начала 90-х годов. Возможность Общественной палаты широко разъяснять свою позицию в СМИ позволила внести серьезные коррективы в проекты законов об автономных учреждениях и Едином государственном экзамене, а также в проект закона о ресурсном капитале.
Функции Общественной палаты многочисленны и разнообразны. Главными из них являются:
Общественная палата формируется следующим образом: после проведения консультаций Президент России определяет кандидатуры 42 членов палаты. Они в свою очередь должны согласиться или отказаться от предложения в течение 30 дней, после чего президент своим указом окончательно утверждает 42 членов Общественной палаты.
Утверждённые члены приступают к окончательному формированию Общественной палаты.
В соответствии с поправками к закону «Об Общественной палате Российской Федерации» (далее Закон) принятых 15 июня 2007 года не допускается выдвижение кандидатов в члены палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. То же требование распространяется на организации, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности»
Концепция создания Общественной палаты построена на закрепленном в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Об Общественной палате можно говорить только довольно обобщенно - это новый общественный институт в Российской Федерации, который призван обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Правовой статус же аппарата Общественной палаты, который согласно ч. 1 ст. 26 Закона осуществляет обеспечение деятельности Общественной палаты, определен в ч. 2 ст. 26 Закона достаточно четко: аппарат Общественной палаты является государственным учреждением.
Законом установлен принцип формирования Общественной палаты на началах добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций. Как отмечал Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству в Заключении на проект Закона, данный принцип соответствует положениям ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" о содержании права граждан на объединение.
В статье
2 Закона установлены цели и задачи
Общественной палаты, согласующиеся
с общими положениями об Общественной
палате. Целью Общественной палаты является
обеспечение согласования для решения
наиболее важных вопросов интересов: с
одной стороны - общественно значимых
интересов граждан Российской Федерации
и общественных объединений; с другой
стороны - интересов органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
В качестве сфер, наиболее важные вопросы
в которых подлежат разрешению с помощью
согласования, обеспечиваемого Общественной
палатой, в ст. 2 Закона указаны:
Рассматривая правовую основу деятельности Общественной палаты, нельзя не отметить, что Законом введены понятия, которые законодательно не определены ("общественная экспертиза", "гражданское общество", "объединения некоммерческих организаций", "общественный контроль" и др.), что может привести к их расширительному толкованию.
Практика работы показала, что в Закон об Общественной палате нужно внести некоторые поправки – в частности, поскольку основной, оперативной формой деятельности Палаты является работа ее комиссий, необходимо, чтобы органы власти и управления были обязаны отвечать на запросы комиссий, а не только Палаты в целом. Последнее оттягивает время и нередко делает запрос запоздалым, лишает его актуальности.
Вместе с тем нередко мнение Общественной палаты игнорируется, причем используются формальные основания эффективности работы Общественной палаты России и региональных общественных палат целесообразно наделить их правом законодательной инициативы, на соответствующих уровнях публичной власти, а органы законодательной и исполнительной власти обязать к публичному и мотивированному ответу на предложения Общественной палаты в случае их отклонения.
Еще
одной проблемой палаты, на мой
взгляд, является недостаточная осведомленность
в обществе о ее работе, в том
обществе, для благо которого она должна
работать, о ней и ее деятельности, о результатах
этой деятельности почти ничего не знают.
Всероссийский центр изучения общественного
мнения (ВЦИОМ) каждый год делает исследование
«ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА - ГЛАЗАМИ ОБЩЕСТВА»11.
По результатам исследования выявилось,
что уровень информированности о существовании
Общественной палаты растёт, уровень понимания
целей и содержания её деятельности - падает.
За 2010 год информированность россиян об
Общественной палате вырос: в той или иной
степени об этом органе известно 51% россиян,
тогда как год назад доля таких респондентов
составляла 42%. Одновременно, значительно
меньше стало тех, кто ничего не знает
об этом институте (с 57 до 48% за год). Подавляющее
большинство россиян не знают, в каких
делах участвовала Общественная палата
(90%). Большинству россиян трудно оценить,
какую роль играет сегодня Общественная
палата в жизни общества (72%). В то же время,
14% полагают, что этот орган оказывает
положительное влияние, защищая права
граждан.
Заключение
Развитие гражданского общества в России во многом связано с изменениями в массовом сознании, а процесс изменения массового сознания - это исторически длительный процесс, успех которого зависит от многих факторов, и было бы наивно рассчитывать на быстрые результаты.
И хотя в России выбор в пользу демократии сделан, слабость демократических процессов в настоящий период очевидна. Укрепление демократического развития страны остаётся в повестке дня задач властных структур. Сошлёмся вновь на послание Федеральному Собранию, в котором Д. Медведев говорил: "Созданные за эти годы (прямо скажем, по указанию "сверху") демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во-вторых, доверять всё большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению".
Учитывая все это, можно сделать вывод о том, что при всей слабости демократических традиций и институтов в России они скорее существуют, чем полностью отсутствуют, и это обстоятельство является благоприятным условием для развития гражданского общества.
Определённый оптимизм в отношении перспектив развития гражданского общества в России вселяют слова Д. Медведева, который сказал, что им "сформулированы вполне конкретные решения по развитию гражданского общества и демократического государства. Они продиктованы желанием видеть нашу Россию уже в близком будущем передовой, прогрессивной и удобной для жизни страной, процветающим и основанным на справедливых законах сообществом свободных людей".
Растет правосознание людей, и это главное для становления гражданского общества в Российской Федерации. Основа управления – это народ. Какие мы сами есть, такую власть мы и имеем. Пока мы сами не сменимся, и не узнаем свои права, и не будем отстаивать их в суде, или еще в каких-то органах, мы будем иметь таких депутатов, которые или не приходят, или спят, потому что мы перекладываем свою гражданскую ответственность на кого-то другого.
Идея Гоббса и Гегеля о том, что правовое государство невозможно без гражданского общества, была каким-то странным образом трансформирована в свою противоположность: гражданское общество невозможно без правового государства. Важным условием формирования и укрепления гражданского общества является реализация демократических, правовых принципов развития государства. К ним относятся следующие: верховенство закона; равноправие граждан; разделение властей; независимая судебная система; развитое местное самоуправление; эффективная многопартийность; независимые свободные средства массовой информации; демократические и свободные выборы; гражданские инициативы; защита прав и свобод человека и гражданина.
Наличие
активного и мощного
В деле создания гражданских обществ много трудностей, и самой серьезной из них является необходимость «смены ориентиров» после того, как гражданское общество перестает быть непримиримым противником государства.
Еще
не выработано обоснованное и широко принятое
представление об особенностях и путях
развития гражданского общества в России.
Получение таких знаний – перспективная
задача. Регулярное изучение динамики
общественной среды, нужд и потребностей
общественных организаций и граждан –
те направления, которые, в свою очередь,
приведут к правильному определению приоритетов
и выработке эффективной политики развития.