Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:44, контрольная работа
В своей работе я попыталась раскрыть основные понятия и признаки «гражданского общества», его основных институтов и примерить все это к действительной в настоящее время ситуации в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Понятие гражданского общества: концепции…………………….5
2. Институты гражданского общества в конституционной практике России:……………………………………………………………………………11
- общественные объединения…………………………………………………...12
- политические партии…………………………………………………………..19
- Общественная палата Российской Федерации……………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………33
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ).
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Деятельность
общественных объединений должна быть
гласной, а информация об их учредительных
и программных документах - общедоступной.
Политическая
партия
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Деятельность политических партий регулируется Федеральным Законом «О политических партиях» (далее Закон о политических партиях), который выделяет из широкого круга общественных отношений предмет регулирования только тех общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией гражданами РФ права на объединение в политические партии и особенностями создания, реорганизации и ликвидации политических партий в России.
Следует отметить, что согласно ч. 3 ст. 13 Конституции РФ в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
Политическое многообразие разнообразных направлений в практической политической деятельности - в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и т.п. в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдум, и т.д.
В последние годы идеологическое и политическое многообразие и в значительной мере выражающая их многопартийность становятся устойчивой органичной частью общественно-политической жизни России. Закон о политических партиях свидетельствует о дальнейшем развитии и совершенствовании процесса формирования демократической многопартийной системы в Российской Федерации.
Свобода деятельности политических партий, ее гарантирование, как и ограничение осуществляется согласно принципам и нормам международного права.
Право на объединение базируется на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединения, самоуправления, законности, гласности.
Необходимость
особого правового
Объединяясь в политические партии, граждане РФ:
Партией в упрощенном толковании является политическая организация, выражающая общие или основные интересы какой-либо социальной группы либо конкретного государства; обладает организационной структурой, тактической и стратегической программой (как правило, идеологизированной) и конкурирует с другими образованиями такого же типа за государственную власть и политическое влияние в обществе.
Политические партии, как институт, призваны являться посредником между гражданским обществом и государством. С одной стороны политические партии являются институтом гражданского общества и продуктом его самоорганизации, а с другой – главной задачей политических партий является задача «захвата» (конституционными или неконституционными методами) государственной власти. Троцкий говорил: «Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти».
Несмотря на то, что партии стремятся завоевать власть, они не должны властвовать. В демократическом обществе партия, добившись победы на выборах, становится правящей, но не изменяет своей сущности. Она расставляет своих представителей на ключевых государственных должностях, создает парламентскую фракцию, обеспечивает ее взаимодействие с электоратом, посредством кадровой политики оказывает воздействие на политический курс, участвует в формировании правительственной программы. Оппозиционные партии противостоят правящей, с помощью критики выявляют слабые места ее курса, предлагают свои альтернативы, конкурируя с ней на выборах.
При тоталитаризме происходит сращивание партии и государства. Партия получает права и прерогативы государственной власти (властвующая партия), постепенно изменяя свою сущность. В авторитарной системе, где велико значение личности лидера, партии, если их деятельность не запрещена, выполняют декоративную роль, камуфлируя суть режима.
Значение политических партий в жизни общества определяется объемом и характером выполняемых ими функций. Сужение объема функций приводит к снижению влияния партий на все процессы, происходящие в социуме.
Одним из признаков демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий.
Политические партии выражают политические интересы гражданского общества, и по степени их развития можно судить о степени развития гражданского общества.
В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются:
Прочие цели определяются политической программой партии.
Таким образом, в основе правовой конструкции политической партии заложены статусные функциональные критерии, отличающие ее от иных организационно-правовых форм общественных объединений, а именно:
Существование политических партий в равной мере невозможно как без общества с его многообразными интересами, агрегирование и представительство которых осуществляют партии, так и без государства, олицетворяющего публичную власть в обществе. Таким образом, с одной стороны, партия выступает как институт гражданского общества, т.е. как структурный элемент сферы частных отношений, а с другой - она выступает как часть государственно-политической системы.
Будучи важнейшими посредниками между гражданами и властью, политические партии способствуют выработке и выражению политической воли граждан, отображению интересов людей в принимаемых для их блага соответствующих решениях органов власти. Разрабатывая программно-идеологические документы, партии обеспечивают конкурентную среду для открытого общественного обсуждения политических и экономических идей, содействуют проведению свободных выборов. Партии способствуют развитию политической ответственности граждан, осуществляют подготовку квалифицированных кадров в сфере политики.
Принятие закона о политических партиях, изменения в избирательном законодательстве свидетельствовали о начале процесса целенаправленной институционализации роли и статуса партий в избирательном процессе. Партии являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов, списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти. Оценивая место партий в политической системе страны, следует отметить, что они становятся важнейшими субъектами политического и избирательного процессов.
Политические
партии в демократическом процессе
выполняют важнейшую и
На данный момент в России сложилась следующая ситуация. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты исследования в 2008 году, посвященного судьбе многопартийности в России. По данным социологов, большинство россиян видят в стране только одну влиятельную политическую партию — «Единую Россию», а каждый третий считает, что многопартийность в России не нужна. Результаты этого исследования представлены ниже.8
В
то же время члены партии единороссов
считают, что партия «Единая Россия» не
является правящей, она только имеет думское
большинство. "Многопартийная система
в России сложилась", однако "не хватает
влиятельной либеральной партии" –
считает Сурков В.Ю9. По его ощущениям,
в будущем в парламенте будет от трех до
пяти партий, "Единая Россия" будет
"снижать свои позиции", а оппозиция
"окрепнет" и "станет респектабельной".
"В итоге у нас сложится в пределах ближайшего
десятилетия эластичная, разнообразная,
достаточная по сложности политическая
система. Я в этом абсолютно уверен",
- подчеркнул Владислав Сурков.
Общественная палата
Идея создания Общественной палаты Российской Федерации (далее - Общественная палата) возникла в Послании 2004 г. Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.10