Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции). Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации.
Ведение ……………………………………………………………………..………….….3
Глава 1. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федераци……...5
1. 1. Специфика правового статуса судей в Российской Федерации…...……...............5
1.2. Порядок назначения и требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи ……………………………………………………………………….…6
1.3. Правовой статус судей в Российской Федерации и его обеспечение .…………..11
Глава 2. Судебная система Российской Федерации………………………………..15
2.1. Судебная система Российской Федерации. Понятие и основы построения ……15
2.2. Судебное звено и судебные инстанции …………………………………………...16
2.3. Перспективы развития Российской судебной системы ………………………….18
Глава 3. Гарантии независимости судей…………………………………………… 23
Заключение…………………………………………………………………………….. 25
Глоссарий…………………………………………………………………………..…....27
Список используемых источников………………………………………………......30
Ведение ……………………………………………………………………..……
Глава 1. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федераци……...5
1. 1. Специфика правового статуса судей в Российской Федерации…...……...............
1.2. Порядок назначения и требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи ……………………………………………………………………….…6
1.3. Правовой статус судей в Российской Федерации и его обеспечение .…………..11
Глава 2. Судебная система Российской Федерации………………………………..15
2.1. Судебная система Российской Федерации. Понятие и основы построения ……15
2.2. Судебное звено и судебные инстанции …………………………………………...16
2.3. Перспективы развития Российской судебной системы ………………………….18
Глава 3. Гарантии независимости судей…………………………………………… 23
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список используемых источников………………………………………………..
Приложение……………………………………………………
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции). Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации.
Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть- один из видов государственной власти.
Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие[1]. В ряде случаев можно встретить рекомендации «обратиться к судебной власти» для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации, носящая название «Судебная власть», содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.
Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть- это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила».
С течением времени у судей постепенно стали появляться свои, присущие только им права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей образует то, что принято называть статусом судей, их правовым положением.
Речь идет не вообще о правах и обязанностях конкретных судей, а о тех, носителями которых они становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т.д. Судьи, как и другие граждане, имеют право скажем, что-то продать или купить, пользоваться отпуском, вступать в брак и др. но сверх этого у них есть такие права и обязанности, которых нет у обычных граждан.
Рассмотрению данной проблемы, в свете проводимой в России реформы судебной власти и будет посвящена эта работа.
1.1. Специфика правового статуса судей в Российской Федерации.
Судейским корпусом принято называть совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. Круг таких должностных лиц сравнительно широк и разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от Председателя и членов Конституционного суда РФ, председателей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции. Всего их насчитывалось на конец 1995 года около 15 тыс. С 1992 года в судейский корпус входят также судьи, пребывающие в отставке.
Статус судей в Российской Федерации определяется Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», являющемся основополагающим документом регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий а также гарантии их независимости, социальные и правовые особенности их деятельности.
Помимо Закона «О статусе судей в РФ» существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных актов, также касающихся специфики осуществления судьями своих профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности (например, «Положение о квалификационной аттестации судей» от 13 мая 1993 года, Указ Президента РФ «О назначении судей военных судов» от 13 марта 1995 года и др.).
Некоторые отличия от общих положений настоящего Закона имеется в отношении судей Конституционного Суда Российской Федерации, чей правовой статус установлен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». Характер этих отличий в статусе будет раскрыт в дальнейшем.
1.2.Порядок назначения и требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи.
В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее - Закон о судебной системе) судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и указанным Законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Все судьи в России обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ.
Отбор кандидатов на должности судей в соответствии с ч.1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» осуществляется на конкурсной основе. При этом полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией РФ, законами о судебной системе, о статусе судей.
Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда (за исключением Конституционного Суда РФ) - 70 лет (ст. 14 Закона о судебной системе).
Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены по решению соответствующей квалификационной коллегии судей (ст. 15 названного Закона).
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом (ст. 16 названного Закона).
В ст. 35 Закона о военных судах изложены особенности комплектования военнослужащими военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента.
Согласно ст. 4 Закона о статусе судей судьей может быть гражданин России, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами.
При этом для вышестоящих судейских должностей устанавливается более высокий возрастной ценз и требуется больший стаж работы по юридической профессии.
Так, судьей суда субъекта РФ, окружного военного (и равного им) суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет; судьей районного, гарнизонного военного суда (и равных им судов) может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
В стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования:
- государственных должностях в федеральных органах государственной власти; органах государственной власти субъектов РФ; иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также в государственных органах, существовавших в России до принятия действующей Конституции РФ;
- муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления.
Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса (статья 4 Закона о статусе судей).
Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.
Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения (ст. 4.1.Закона о статусе судей).
Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.
Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений (ст.5.2 Закона о статусе судей).
Любой гражданин, достигший установленного законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.
Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются: подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи (п.3 ст.5 Закона о статусе судей) .
Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии( п.4 ст.5 Закона о статусе судей).
Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи ( п.5 ст.5 Закона о статусе судей).
После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи ( п.6 ст.5 Закона о статусе судей).
По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки указанных выше документов и сведений установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.
В случае если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, предъявляемым Законом о статусе судей, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи (п.8 ст.5 Закона о статусе судей).
Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи (п.9 ст.5 Закона о статусе судей).
Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.